Либерализация налоговой системы Украины в контексте ее реформирования ИВАНОВ Юрий Борисович заместитель директора по научной работе Научно- исследовательского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Advertisements

SME-Toolkit Project Ukraine Business Technologies Development Center Межрегиональная конференция Механизмы и новые направления в.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ: разграничение сфер применения Иванова Ольга Юрьевна к.э.н., доцент НИЦ индустриальных.
Инструменты и эффективность финансового выравнивания субъектов РФ Подготовили студентки Группы ГМФ4-3У Карпухина Екатерина Шкурова Мария ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Правовые основы налоговой системы. Вопросы темы Система налогов и сборов Налоговая система.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Шербакульского муниципального района на период до 2013 года.
Рабочая группа по региональной политике и децентрализации полномочий в сфере государственного управления Предложения по вопросам децентрализации полномочий.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
Транксрипт:

Либерализация налоговой системы Украины в контексте ее реформирования ИВАНОВ Юрий Борисович заместитель директора по научной работе Научно- исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины, заведующий кафедрой налогообложения ХНЭУ, доктор экономических наук, профессор

Механизм влияния налоговой политики на баланс интересов государства и налогоплательщиков Налоговая политика Сфера фискальных интересов государства Сфера фискальных интересов государства Сфера интересов налогоплательщиков Сфера интересов налогоплательщиков + общая сумма налоговых платежей – оптимальная фискальная либеральная 1

Динамика структуры налоговых поступлений в Сводный бюджет Украины 2

Структура налоговых поступлений в местные бюджеты в 2010 г. 3

Структура налоговых поступлений в местные бюджеты в 2012 г. 4

Динамика рейтинга Украины по налоговой составляющей (Paying taxes) согласно оценке PriceWaterhouseCoopers и Мирового банка 5

Векторы реформирования налоговой системы Украины в контексте либерализации уменьшение расходов налогоплательщиков на выполнение налоговой обязанности (связанных с ведением налогового учета, составлением и представлением налоговой отчетности, уплатой налогов и сборов); уменьшение уровня налоговой нагрузки по приоритетным направлениям; усиление роли и расширение полномочий регионов в разработке и реализации налоговой политики, построение отношений с центром на принципах фискального федерализма. 6

Основные направления реформирования налоговой системы в сфере налогового администрирования увеличение продолжительности налоговых периодов. Это направление предполагает системные изменения в идеологии бюджетной политики с переносом акцентов с требования равномерного наполнения бюджетов на необходимость равномерного расходования сумм налогов, уплачиваемых в бюджеты в наиболее приемлемом для плательщиков порядке. На практике осознание необходимости увеличения налоговых периодов постоянно входит в конфликт с интересами бюджетной политики (т.е. с необходимостью равномерного финансирования непомерно раздутых и непосильных для сегодняшнего состояния экономики социальных программ); упрощение форм ведения налогового учета и составления налоговой отчетности. Реализация этого направления: во-первых, будет способствовать сокращению расходов на ее подготовку, а во-вторых, уменьшит вероятность ошибок при заполнении соответствующих форм; внедрение современных "бесконтактных" технологий подачи отчетности и консультирования налогоплательщиков; упрощение процедур бюджетного возмещения и возврата переплаченных налогов. Проблема бюджетного возмещения НДС в украинской экономике настолько остра, что что она постоянно провоцирует идею отказа от бюджетного возмещения или даже замену НДС налогом с продаж в той или иной форме. При этом НДС получил ярлык «налога, порождающего коррупцию». 7

Динамика объема задолженности по бюджетному возмещению НДС и переплаты налога на прибыль предприятий за 2010–2012 гг. 8

Направления реформирования налоговой системы путем уменьшения налоговой нагрузки налоговая поддержка инновационных процессов и развития инновационной деятельности предприятий; стимулирование энергосбережения и энергоэффективности; налоговая поддержка предпринимательской активности населения и развития малого предпринимательства. 9

Направления улучшения бюджетного и налогового стимулирования инноваций в Украине Направления улучшения бюджетно-налогового стимулирования инноваций Направления бюджетного стимулирования постепенное увеличение прямого бюджетного финансирования предоставление гарантии и поручительства по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, привлеченным для реализации инновационных проектов предоставление 100%-ной компенсации суммы процентов по кредитам, предоставляемым на реализацию инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства распространение государственных заказов на инновации Направления налогового стимулирования предоставление плательщикам, которые реализуют инновационные проекты, налоговой скидки ( приростной (5%) - на стадиях ОКР и внедрения и объемной (10% ) - на стадии роста ) постепенное восстановление налоговых льгот (по налогу на прибыль предприятий и НДС) для субъектов инновационной деятельности, прежде всего для технопарков 10

Направления налогового стимулирования энергосбережения и энергоэффективности стимулирование субъектов хозяйствования к рациональному использованию энергоресурсов; стимулирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в сфере энергоэффективности и энергосбережения; стимулирование изготовления товаров (оборудования, материалов и т.п.), применение которых позволяет рационализировать потребление энергоресурсов. стимулирование энергосбережения в быту. 11

Векторы дальнейшей либерализации упрощенной системы налогообложения 1) отмена для всех групп плательщиков единого налога критерия предельного количества наемных работников, оставив в качестве основного критерия - показатель предельного объема годового дохода. Существующие ограничения предельного количества наемных работников у единоналожников различных групп установлено бессистемно и характеризуются значительными диспропорциями и отсутствием экономически обоснованного взаимосвязи между данными критериями и критерием предельного объема годового дохода для соответствующей группы плательщиков единого налога. отмена для плательщиков единого налога второй группы ограничениях относительно осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, в том числе бытовых, только плательщикам единого налога и / или населению. 12

Основные проблемы действующей системы межбюджетных отношений нестабильность, несогласованность и непоследовательность норм налогового и бюджетного законодательства в регулировании вопросов межбюджетных отношений; на современном этапе развития экономики Украины действующим законодательством предусмотрено то, что все регионы, независимо от уровня их социально-экономического развития, являются дотационными. А так как в межбюджетных трансфертах превалирует предоставление местным бюджетам финансовой помощи в виде дотации выравнивания, которая имеет нецелевой характер, то все указанные бюджеты заинтересованы в получении таких финансовых ресурсов, что, в свою очередь, де стимулирует их в повышении своих социально-экономических показателей; налоговая нагрузка на местные бюджеты не соответствует объему их реальных потребностей в финансовых ресурсах; налоговые льготы неравномерно распределены между регионами; централизованный характер решения проблем приводит к тому, что они устраняются в неполном объеме, поскольку не учитывается специфика функционирования определенной территории; несогласованность и зачастую противоречивость интересов на государственном и региональном уровне, что приводит к выполнению обязательств, возложенных на органы местного самоуправления на более низком по качеству уровне; характерна приоритетность выполнения текущих, а не капитальных программ, которые запланированы расходными частями соответствующих бюджетов. 13

Динамика расходов местного бюджета и налоговых поступлений по Харьковскому региону в общем объеме ВРП, % 14

Негативные последствия чрезмерной централизации в налогово-бюджетной сфере (1) усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, причем основная доля регионов характеризуется низкими показателями социально-экономического развития, и всего три из 25 регионов являются регионами- донорами; несоответствие закрепляемых за местными бюджетами финансовых ресурсов тем полномочиям, которыми наделены органы местного самоуправления, что приводит к невозможности своевременного и полного выполнения возложенных на них функций и обязательств; 15

Негативные последствия чрезмерной централизации в налогово-бюджетной сфере (2) поступления от местных налогов и сборов не позволяют обеспечить достаточное наполнение местных бюджетов. Если в 2000 году доля местных налогов и сборов в доходах сводного бюджета составляла 1,56%, то к 2010 году этот показатель уменьшился до 0,49, причем введение Налогового кодекса не только не улучшило, а ухудшило ситуацию, в том числе и за счет сокращения количества местных налогов и сборов; 16

Негативные последствия чрезмерной децентрализации в налогово-бюджетной сфере (3) ориентация на выравнивание финансовых возможностей территорий через перераспределение финансовых ресурсов по принципу «от богатых к бедным» привела к тому, что потенциал развитых регионов постепенно исчерпывается, а депрессивные регионы не заинтересованы в создании условий для увеличения собственных поступлений, поскольку заведомо знают, что получат недостающую финансовую помощь от государства. 17

Негативные последствия чрезмерной централизации в налогово-бюджетной сфере (4) политика налоговых расщеплений основных бюджетообразующих налогов и сборов между государственным и местным бюджетами приводит к тому, что основная доля налоговых поступлений оседает в государственном бюджете. А дальнейшее их перераспределение между бюджетами низшего уровня определяется бюджетной политикой, что, в свою очередь приводит к несоответствию средств, переданных в государственный бюджет, тем услугам, которые предоставляются местным бюджетам из центра. Так, в 2011 г. более чем 75% общего объема бюджетообразующих налогов и сборов, собранных в Харьковском регионе, были закреплены за государственным бюджетом, что свидетельствует о чрезмерной централизации в регулировании межбюджетных отношений в Украине. 18

Благодарю за внимание 19