Муниципальное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задача методической разработки раздела образовательной программы : показать знание учителем элементарных педагогических закономерностей и соответственно.
Advertisements

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Методист ИМЦ Коровина Ольга.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «……………» Выполнил ( а ): 1 ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Выполнил (а): учитель МОУ СОШ … г. Выкса Ф.И.О. ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ /201 2 учебный год 1.
Методические рекомендации по разработке раздела образовательной ( воспитательной )программы Выполнила : вед специалист РУО С.С.Русинова 2012 г.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Общие правила оформления презентации Учитель ИЗО, МХК Лебедь С.Г.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Качественная презентация учебного назначения © В.Е. Фрадкин, к.п.н., СПб АППО,
«Основные требования к разработке рабочих программ по географии»
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных, факультативных образовательных курсов для обучающихся.
Структура рабочей программы учебной дисциплины Рабочих Т.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ (по материалам курсов кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО) Заместитель директора по УР, учитель истории Цветкова М.В. г.Первомайск 2012 год

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Комиссии должны быть представлены: - компьютерная презентация разработки раздела образовательной программы; - папка с полным набором материалов по теме. Сначала создается текстовый документ, затем на его основе – компьютерная презентация. Количество, названия, очередность разделов методической разработки (и её компьютерной презентации) должны строго соответствовать разделам, обозначенным в методических рекомендациях, размещенных на сайте НИРО. Оптимальный объем текстового документа – листов, включая титульный лист и список литературы. Дополнительные материалы могут быть размещены в приложении. В этом случае ссылки на материалы приложений в тексте работы должны быть обязательно оформлены. Время, отводимое на защиту работы – 5-7 минут. Количество слайдов презентации не регламентировано, однако с учетом отводимого времени, она может составить не более слайдов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ Избегать темных зеленых, бордовых, синих тонов, светлых букв. Предпочтительны светлые тона и темные буквы. Цветом могут выделяться тематические разделы, но аккуратно, чтобы не резало глаз. Цветопередача при проецировании на большой экран искажается по сравнению с тем, что видно на экране монитора, поэтому необходимо проверить заранее, как будет выглядеть и читаться презентация на экране. Предпочтительны «рубленные» шрифты (например, Arial),в связи с этим Times New Roman не подходит для использования в тексте презентации. Оптимальный размер шрифта на слайде – кеглей. Не мельчить! Учитывать особенности восприятия информации зрителем: 70% внимания и усвоения – информация, расположенная в левом верхнем углу, затем взгляд устремляется вверху направо, налево вниз и,наконец, вправо вниз (при расположении текста, иллюстраций, каких- либо других объектов презентации следует размещать их графически в соответствии с важностью и смысловой нагрузкой).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ Анимация используется по мере необходимости, очень аккуратно. Заложить возможность смены щелчком, чтобы не тратилось время на «выплывание» букв. В заголовках слайдов избегать точек, двоеточий. Все заголовки должны быть одного стиля и желательно одного размера. В целом в презентации должно соблюдаться единое стилевое оформление. Продумывая дизайн презентации, иметь ввиду прежде всего целесообразность. Включая тот или иной элемент (анимацию, графику и т.д.), ответить себе на вопрос: «Зачем это делается?» Чтобы не перегружать презентацию, желательно использовать гиперссылки (разработки уроков или их отдельных элементов, аудио и видео приложения и т.п.). Все сопутствующие материалы должны быть отдельно помещены в электронную папку, в которой содержится и сама презентация. Внутри папки – связь между объектами для гиперссылок. Во время защиты нет необходимости читать весь текст презентации. Строя выступление, ссылаться на неё, отдельные слайды или гиперссылки, предупреждая возможные вопросы или отвечая на них.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (2012) 1. Соответствие целей и задач методической разработки общему смыслу учебной (воспитательной) программы или программы методической работы. 2. Адресность и возрастносообразность презентуемой методики. 3. Опора на теоретическое осмысления и анализ существующих программ по аналогичной проблематике, знание соответствующей литературы. 4. Систематичность содержания методической разработки. 5. Ориентация методической разработки на применение в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. 6. Соответствие образовательных технологий и методов поставленным целям и содержанию программы. 7. Диагностичность планируемых образовательных результатов 8. Социально-педагогическая значимость презентуемых результатов применения методической разработки. 9. Наличие позитивных эффектов применения методической разработки 10. Культура презентации методической разработки (оптимальность количества слайдов, выбранных эффектов анимации, соотношения текста и иллюстративного материала в компьютерной презентации; ясность и логичность изложения и т.п.)

ПОЯСНЕНИЯ К РАЗДЕЛАМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Методические рекомендации по проведению процедур аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 2012 года размещены на сайте НИРО В сборнике обозначены разделы презентации и критерии её оценки Ниже приведены конкретные рекомендации и пояснения по разделам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержит обоснование выбора программы, УМК, их особенности (учитель показывает, что знает и о других существующих программах и комплектах, обосновывает, почему выбрал именно эти в конкретных условиях его работы). Выбираемые программы и УМК сертифицированы, включены в Федеральный перечень! Можно ориентироваться на структуру пояснительных записок авторских и\или примерных программ, строя свою записку «от общего к частному» (показать, почему именно эти раздел, класс, тематика). В общих чертах обосновать, что именно здесь учитель может раскрыть себя как педагога, наилучшим образом представить используемые именно им методики и технологии, представить свой опыт, практику работы, дидактические материалы и т.д.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2 варианта постановки: - 1. обозначается общая («генеральная») цель и расписываются задачи к ней по разделу; - 2. обозначается триединая дидактическая цель, главные составляющие которой – образовательная (познавательная), развивающая, воспитательная; расписываются задачи к ней по всему разделу. Обратить внимание: - цель – это общий образ результата; - задачи – с помощью чего будет достигнут результат. При постановке целей необходимо иметь ввиду единство и взаимосвязь цели избранной образовательной программы (об этом говорится в пояснительной записке), цели раздела программы (обозначаются здесь), цели урока (разработка будет приводиться далее). (Отсюда впоследствии будет легко определить место урока в достижении целей и решении задач раздела).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Задачи должны быть конкретны. Цели и задачи должны быть диагностируемы, чтобы судить достигнут ли результат. (Ставя цели, нужно иметь ввиду, как и с помощью чего будет измеряться, определяться достижение результата, т.е. средства диагностики и способы контроля хотя и не прописываются здесь, но уже имеются ввиду) Примечание: один из классических вопросов – вопрос о результативности данной методической разработки. Чтобы ответить на этот вопрос нужно иметь результаты входной и итоговой диагностики. Их можно разместить в приложении.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Не углубляться в общую характеристику подросткового возраста в целом, а дать характеристику конкретного класса (или параллели), для которых разработан раздел и урок. Особенности класса (количество, половозрастной состав, уровень внутренней коммуникации, особенности восприятия, внимания, памяти, уровень познавательного интереса, сформированность навыков и т.п.) определяют постановку целей и задач, форм и методов работы. Это нужно показать.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ Результаты – это проекция целей. Варианты оформления: - на основе методических рекомендаций из сборника НИРО; - на уровне «знать, понимать, уметь» (см. образовательную программу) При любом варианте должно быть единство с постановкой целей и задач. Уместно именно здесь представить средства диагностики и способы контроля и оценки (по разделу). Обратить внимание на формы обратной связи (листы само- и взаимооценки, рефлексивный контроль…).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Необходимо представить характерную для конкретного педагога систему работы на основе одного раздела образовательной программы, впоследствии – одного урока. Выделить доминантную технологию. От краткой общей характеристики технологий следует переходить к тому, как они конкретно работают в данном классе при изучении данного раздела, показать связь между содержанием материала, спецификой класса и отдельных обучающихся и используемыми технологиями, методами, формами организации деятельности. Название и характеристика технологий должны точно соответствовать тому, что предусматривали их авторы. Т.е. необходимо использовать первоисточники, академические издания и издания, заслуживающие доверия; грамотно их интерпретировать; не опираться легкомысленно на пересказ и толкование технологий, представленное другими учителями, например, в интернете и даже ряде методических журналов. Указывая на использование той или иной технологии, обратить внимание на то, чтобы представленная методическая разработка полностью соответствовала классической методике (не упускать этапов).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Необходимо четко различать понятия «технология», «метод», «формы организации деятельности». Справочный материал по технологиям, например, грамотно дает Селевко, от него можно идти непосредственно к авторам. Существует несколько классификаций методов, например, классификации Вагина-Гора, Лернера и др. Следует опираться на какую-то одну из них, не перемешивая методов. Три основные формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Опираясь на методические рекомендации НИРО, выделить характерное для своего предмета, раздела, класса. Система знаний связана с обозначенными познавательными задачами раздела. Система знаний формируется через организацию деятельности на уроке (вспомнить классическую таблицу: деятельность учителя, деятельность обучающихся). Система знаний и система деятельности раскрывается через логику уроков (например, на 1-м уроке формируются ….знания …..способами …..деятельности, на 2-м уроке формируются …. и т.д.) Можно рассматривать как урочную, так и внеурочную деятельность (сайты, дистанционные формы…)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Планирование может включает от 3-х граф и более по необходимости. Обязательны урока, тема, количество часов, могут быть домашнее задание, оборудование, формы работы, тип урока, ведущие виды деятельности и т.д.

РАЗРАБОТКА УРОКА Следует выбирать урок, который наиболее полно позволит продемонстрировать избранную технологию. Оформляется в соответствии со всеми требованиями к проекту урока с максимальными подробностями. В текстовом документе можно использовать приложения, где разместить иллюстрации, памятки, таблицы, задачи, схемы и т.д. На презентации, как правило, умещается в 2-4 слайда, нужно обратить внимание только на ключевые моменты, использовать гиперссылки. Во время защиты сам урок (презентацию) можно и не открывать, но обязательно разместить в электронном виде и сослаться. Цель, задачи перекликаются с целями, задачами раздела и программы. (В целом, должно быть видно, как урок вписан в раздел, в систему). Выделяя этапы урока и хронометраж, обратить внимание на требования к современному уроку. Не путать, не перемешивать этапы современного и традиционного уроков! Обязательно показать совместную деятельность учителя и обучающихся (таблица) с разбивкой по времени, предполагаемыми результатами выполнения заданий учениками (указать 2-3 варианта результатов).

РАЗРАБОТКА УРОКА Подробно описывают формы контроля, оценивания, рефлексии. Указать рекомендуемые ученикам материалы, учесть электронные ресурсы. Не переусердствовать! Самоанализ проведенного урока приводится в текстовом документе, если урок уже состоялся. Обязательно должен присутствовать мониторинг успешности. Проверочные работы, диагностики и т.д. приложить, результаты обработать, представить. Если урок еще не проводился необходимо представить оценку ожидаемых результатов и возможных рисков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Существует ряд вариантов: - сплошной; - разделен на литературу для обучающихся, литературу для учителя; - разделен на основную и дополнительную литературу; - рубрикатор (источники, монографии, литература). В любом из вариантов следует соблюдать алфавитный порядок, библиографическую грамотность, правильно указывать электронные ресурсы. Для справки можно использовать списки литературы в образовательных программах.