«Эйдетические формы обучения русскому языку» Вера Алексеевна Назарук (242-634-654) учитель русского языка, художественной культуры, педагог-организатор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- Сложные слова с ПОЛ- пишутся через дефис, если второй корень начинается с буквы Л, с гласной, а также с большой буквы. В.
Advertisements

Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
Алгоритм «Написание НЕ с именами прилагательными». Доказать, что данное слово является именем прилагательным Посмотреть, употребляется ли данное слово.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
ПРОЕКТ учителя начальных классов МОУСОШ 96 г.Краснодара Комаровой А.В.
Методическая разработка раздела «Имя прилагательное» образовательной программы по русскому языку в 6 классе Выполнила учитель русского языка и литературы.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приёмом кодирования корневых орфограмм Владимирова Татьяна Ивановна учитель начальных классов.
Использование опорных схем на уроках русского языка- один из способов формирования информационных и коммуникативных компетентностей Учитель русского языка.
Урок русского языка в 6 классе в 6 классе Правописание НЕ с существительными.
© Рожко О.В., учитель русского языка и литературы, школа 254.
Использование приемов технологии развития критического мышления – один из путей формирования коммуникативной компетенции Коломиец Елена Константиновна,
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Интеллектуальные особенности учащихся 4 «Б» Педагог-психолог Посессор Мария Адамовна.
Основой образовательного стандарта нового поколения является системно- деятельностный подход, который является основополагающим и в системе развивающего.
Транксрипт:

«Эйдетические формы обучения русскому языку» Вера Алексеевна Назарук ( ) учитель русского языка, художественной культуры, педагог-организатор Манвеловкая СОШ, Васильковского района Днепропетровской области, Украина

Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. Т.Котарбиньский Память это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом. Д. Локк В своей памяти каждый из нас художник: каждый творит. П.Хампл Слабеющая память подобна потухающему светильнику. К.Прутков Память слабеет, если ее не упражняешь. Цицерон

Эйдетическая (греч. «эйдос»- образ ) особый вид памяти. Эйдетика это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать. «Мнемотехника», «мнемоника» от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания – это система различных приемов усвоения информации (техника запоминания). Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

обеспечение положительной динамики прочных орфографических и пунктуационных навыков на основе использования приемов учебного моделирования, эйдетических форм обучения русскому языку для наиболее эффективного запоминания и хранения информации. Идея педагогического опыта:

В основе опыта:

Ребенок мыслит образами К.Д.Ушинский

Эйдотехника (ассоциативная память плюс образное восприятие) имеет ряд преимуществ: осмысленное запоминание информации; материал запоминается скоро, точно, прочно; У. Джеймс: «..при эйдетической памяти мозг впитывает как воск, а удерживает как мрамор; дифференцировать правила; выработать навыки грамотного письма; рационализировать приёмы кодирования и хранения информации; использовать приёмы графического изображения итогов наблюдения; вербализация результатов самостоятельных наблюдений;

изменять объём информации в соответствии с учебной задачей; применять рациональные приёмы изображения слов (социограммы); коллекционировать и систематизировать самодельные памятки - опоры; составлять и отгадывать кроссворды, ребусы, шарады и т.д.; использовать особенности своей памяти для наиболее эффективного запоминания и хранения нужной информации.

Для ребенка эйдетические восприятия – это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память творчество знания

1 Небольшой объем, предельная лаконичность. 2 Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность. 3 Хороший психологический климат. (Мнемоприем должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности). 4 Мнемоническое правило - это краткий, четкий алгоритм проверки орфограммы. Требования к мнемотехническому приему

Ариаднина нить мнемоприема Должна быть она образна, В памяти живучая, Чтоб хватала за душу Суперприставучая. Ассоциации зацепка Должна держаться очень крепко.

1. Опорный сигнал выражен в словах, слогах, буквах, которые ставятся в соответствие с правилами. Правило Поля / Написание сложных слов с корнем пол - / После корня Пол дефис ставится в следующих случаях: П – слово начинается с прописной. Пол - Европы, пол – Манвеловки. О – слово начинается с гласной. Пол-арбуза, пол – улицы. Л – слово начинается с буквы Л. Пол - листа, пол – лимона. Исключение ! Поллитровка, но пол – литра.

Рифмовочка Поля Перед Л и перед гласной, перед буквой прописной, корень – ПОЛ любому ясно, отделяется чертой. В остальных случаях слова с пол - пишутся слитно, а слова с полу - всегда слитно!

Алгоритм. Правописание сложных существительных с первой частью пол-. Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова Гласный Прописная буква Буква Л Согласный (кроме Л) Написать через дефис слитно Примечание: с полу- всегда слитно

Бабочка НЕ /Правописание имен существительных, имен прилагательных с НЕ / Любимые цветы Бабочки НЕ : « Без НЕ не употребляется» « Можно заменить синонимом А какие цветы Бабочка НЕ не любит? 2. Опорный сигнал выражен в случайных ассоциациях, которые помогают направить механизм запоминания в нужном направлении

Алгоритм. Слитное и раздельное правописание не с именами существительными Определить, употребляется ли слово без не Да Нет Проверить, возможна ли замена синонимом без не Определить, имеется (или подразумевается) противопоставление Написать слитно Написать раздельно Написать слитно

Внимательны ли вы? Какой этап работы над правилом в алгоритме пропущен ? Важен ли он для нас ? Доработайте алгоритм по вашему усмотрению. Далеко, нисколько, вовсе, отнюдь ….

Сестрицы гордячка ПРЕ и трусиха ПРИ. /Буквы Е, И в префиксах ПРЕ -, ПРИ-/ Смысл слова смотри: Близость, чуть – чуть – Значит, пишем, ПРИ – На пере иль очень Возможна замена – ПРЕ - в этом слове Пиши непременно

Алгоритм значение неполноты действия, приближения (можно подставить слово чуть-чуть) Проверь, какое значение приставка придает слову значение высшего качества (можно подставить слово очень) можно заменить приставкой ПЕРЕ- пиши ПРИ- пиши ПРЕ-

Пр…достойнейшая пр…дверная пр…мадонна пр…мятных манер без пр…пятствий пр…ехала пр…городным поездом на станцию «Пр…днепровскийий» пр исполнить пр…добрую миссию: открыть пр…вокзальный салон «Пр...изящная пр…ческа». С пр…великим удовольствием пр...успевающая пр…гвоздила вывеску «Для пр…лестных дам» и перерезала привязанную ленточку. Пр…поднятое настроение пр...красной пр…метили пр…езжие гости из Пр…балтики и Пр…днестровья. Пр…украшенное пр…ветствие пр…хорошенькой, пр...наряженной, пр...восход ной пр...рвал пр…длинный пр...обрывистый гудок поезда «Пр...днепровскийий – Пр...луки». Диктант с улыбкой

3. Опорный сигнал выражен в мнемонической фразе, которая взята из реально существующего образа. СКВОРЕЧНИК /Правописание суффиксов – чик-, - яшик -/ 1. После ж, д-т, з-с, Суффикс – чик напишем здесь! 2. В именах существительных, называющих людей по профессии перед д-т,з-с, ж пиши суффикс - чик, в остальных случаях – яшик.

Фотодиктант - чик - или - яшик - ?

4-5. Опорный сигнал выражен в реально существующем объекте, в графическом обозначении морфем слова, которые по внешней форме соответствуют реально существующим предметам Ослиное правило. - И-а, И-а! - Замолчи, недотепа! А ведь ослик прав. Он подсказывал правило: если за корнем следует А, то в корне пиши И. Получается И - а.

Алгоритм Найди корень слова если корень с чередованием Е / И то проверь, что стоит за корнем суффикс А нет суффикса А пиши в корне И пиши в корне Е

6. На этапе обобщения изученного материала отдельно взятые образы представлены целым блоком. Имя Существительное. -

Использование эйдетических форм обучения русскому языку позволяет решить: развитие всех видов памяти; активизировать умственные процессы; развитие скорости и гибкости мышления, наблюдательности, воображения, внимательности; способствовать развитию образной памяти и природных способностей обучающихся; задачи на развитие познавательных способностей.

овладение методами активизации творческого мышления и реализации идей, творческой активности, развитие креативности; задачи на развитие связной речи; обеспечение положительной динамики прочных орфографических и пунктуационных навыков; Мнемотехника - незаменимая основа современного школьника

воспитание нравственно-эстетических чувств; овладение учебным материалом по русскому языку без психологических и физических перегрузок; сформировать стойкий интерес к обучению; научить жить с позитивным мышлением, усилить веру ребёнка в свои возможности. Мнемотехника - незаменимая основа современного школьника