Департамент образования и науки Тюменской области Обеспечение современного качества дошкольного образования в условиях реализации общеобразовательной программы «Мозаика»: управленческий и методический аспекты
Комплексно-деятельностный подход - комплексное развитие всех сторон личности ребёнка и овладение им разнообразными способами действий в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности; Психологизация дошкольного образования - повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики; Индивидуально-развивающий характер образования - подталкивание ребёнка к собственным открытиям и выводам через создание проблемных ситуаций, детско-взрослое проектирование, экспериментирование и социальные пробы; Диалоговый характер взаимодействия - образование в режиме диалога и сотрудничества; Основные принципы организации образования детей в дошкольный период детства, определенные примерной региональной программой дошкольного образования «Мозаика»
Событийный характер образования - опора на лично-значимый опыт ребенка, эмоциональное подкрепление получаемой детьми информации и создание условий для эмоционального проживания ребёнком образовательной ситуации. Культуронасыщенность среды и общения - соответствие общепринятым социо-культурным нормам всего, что окружает ребенка (дизайн помещений, эстетический вид предметов, взаимоотношения между людьми, речь, внешний вид взрослых, поступки и т.д.). Гендерный подход - учет физиологических, психологических и социально- ролевых различий между мальчиками и девочками при выборе форм организации детей и определении содержания образовательной деятельности. Основные принципы организации образования детей в дошкольный период детства, определенные примерной региональной программой дошкольного образования «Мозаика»
Требования (правила) к организации жизни детей в детском саду Требования к организации адаптационного периода: информированность воспитателя о семье ребёнка, о состоянии здоровья и индивидуальных особенностях развития, о привычках, увлечениях и предпочтениях ребёнка, до прихода в детский сад; постепенность вхождения в новый коллектив: плавное увеличение времени пребывания и уменьшение времени повышенного внимания, мягкое отвлечение от «вредных» привычек (сосание соски, использование памперсов… и т.п.), «обезболивание» ситуации расставания с мамой; установление доверительного контакта с родителями ребёнка; вовлечение ребёнка в наиболее привлекательные, интересные ему виды деятельности; положительное эмоциональное подкрепление режимных моментов, вызывающих у ребёнка негативные реакции (дневной сон, умывание, приём пищи и др.).
Требования к организации предметной среды: обеспечение безопасности и соответствия физиологическим потребностям ребёнка в движении; соответствие мебели физическим параметрам развития детей (росту, возможностям здоровья и т.п.); наличие разнообразного игрового оборудования, соответствующего возрасту детей и образовательным задачам; использование компактной легко трансформируемой детской мебели в целях обеспечения оптимальной двигательной активности детей в течение дня, высвобождения дополнительных площадей для полноценной игровой деятельности, а также гибкого моделирования образовательного пространства в зависимости от образовательных задач; наличие различного «неоформленного», «бросового» материала для организации творческого ручного труда, проведения опытов и экспериментирования; Требования (правила) к организации жизни детей в детском саду
Требования к организации предметной среды: наличие оборудования для зонирования и гибкого проектирования пространства; изменение предметно-развивающей среды помещения в соответствии с образовательными акцентами, но не реже одного раза в неделю; доступность игрового оборудования, материалов для творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной и др.), игрушек, дидактических материалов, их размещение в поле зрения ребёнка и возможность свободного использования; дизайн помещений, ориентированный на психологический комфорт ребёнка (цветовая гамма, удобство, комфорт, эстетика и т.д.); совместное с детьми изменение и проектирование образовательного пространства. Требования (правила) к организации жизни детей в детском саду
Требования к организации среды общения: доброжелательный, спокойный тон воспитателя; уважительное обращение к ребёнку; своевременное реагирование на детские высказывания, просьбы; поощрение ребёнка за наличие собственного мнения, за уважение других мнений, за инициативу и индивидуальные достижения; эмоциональная отзывчивость, сопереживание, проявление уважения к чувствам ребёнка; доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей; умение строить конструктивный, профессионально аргументированный диалог с родителями и выражать искреннюю заинтересованность результатами развития ребёнка; грамотность речи взрослых, окружающих ребёнка.
Психолого-педагогические требования к организации образовательного процесса: максимальная минимизация «бумажного» планирования и перевод «делопроизводства» в электронный формат; создание ситуации выбора! (наличие одновременно нескольких видов деятельности!) и вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность с учётом детских предпочтений; тьюторская позиция педагога; решение образовательных задач как в специально моделируемых (игры, экскурсии, наблюдения, эксперименты и т.д.), так и в реальных жизненных и стихийно возникающих ситуациях (режимные моменты, естественное общение с ребенком и его семьей и т.п.); расширение сферы осведомленности и опыта ребенка (освоение разнообразных способов деятельности) с учетом его интересов и опорой на уже имеющийся у него опыт;
организация разновозрастного общения детей; соответствие формы одежды воспитателей (дресс-код); своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика и ранняя коррекция нарушений развития (при необходимости подключение узких специалистов); проведение диагностических игр, не нарушающих комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций по дальнейшему образованию ребенка (ведение электронной «Индивидуальной карты развития ребёнка»); повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействия с педагогами. Психолого-педагогические требования к организации образовательного процесса:
Здоровьесберегающие требования: информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи; наблюдательность и умение квалифицированно интерпретировать внешние «сигналы», свидетельствующие об утомлении или перевозбуждении ребёнка, о потере интереса к занятиям и играм, о необходимости смены деятельности, о недомогании и т.д.; учет индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка (преобладающего типа восприятия информации, особенностей нервной системы и темперамента, генетическая предрасположенность, предпочтения и склонности и т.п.); гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение физиологически необходимой двигательной активности, психологического и физиологического комфорта.