Формы организации обучения в ВУЗе
План: Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе: виды и требования к лекции Функции лекции Практические занятия в ВУЗе
Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе.
Требования к лекции: Высокий научный уровень излагаемой информации Большой объём научной информации Доказательность и аргументированность суждений Примеры, факты, тексты, документы Ясность изложения мыслей
Требования к лекции: Анализ разных точек зрения Формулировка выводов Разъяснение вводимых терминов и названий Установление контакта с аудиторией Использование наглядных материалов
Виды лекций: Вводная Лекция-информация Обзорная Проблемная Лекция-визуализация Бинарная С заранее запланированными ошибками Лекция-конференция Лекция-консультация
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. Лектор знакомит студентов с назначением курса, даёт краткий обзор, анализирует рекомендуемую литературу, уточняет формы и сроки отчетности.
Лекция-информация Ориентирована на изложение и объяснение научной информации. Это самый традиционный тип лекций.
Обзорная лекция Систематизирует научные знания, исключает детализацию и конкретизацию. Стержень излагаемых положений составляет основа всего курса.
Проблемная лекция Новые знания вводятся через проблемность вопроса. Содержание проблемы раскрывается путем поиска её решений.
Лекция-визуализация Визуальная форма подачи лекционного материала. Лекция сводится к комментированию визуальных материалов.
Бинарная лекция Лекция в форме диалога двух преподавателей.
Лекция с заранее запланированными ошибками :) Стимулирует студентов к контролю предлагаемой информации. В конце лекции проводится разбор сделанных ошибок.
Лекция-конференция Научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов.
Лекция-консультация Может проходить по разным сценариям. Например по типу «вопросы-ответы» или же « вопросы-ответы-дискуссия»
Каждый вид или тип лекций решает определенный набор задач. Разнообразие видов говорит о творчестве и мастерстве преподавателей, заинтересованных в результативности своей работы.
Функции лекций Информационная Ориентирующая Разъясняющая Убеждающая Воодушевляющая
Информационная Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке и решаемой сейчас.
Ориентирующая Ориентирует в научной литературе не только ссылкой на книги, а показом теорий и идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы.
Разъясняющая Лектор разъясняет и объясняет суть теории, добивается адекватного понимания студентами содержания понятий. Очень важно не только раскрытие смысла термина, но и формирование понятия в сознании студента.
Убеждающая Лекция осуществляется через доказательность утверждений лектора. Доказательность речи лектора может быть обеспечена фактами и силой логики.
Доказательство фактами имеет громадное значение в преподавании психологии, в которой теоретические выводы делаются с помощью обобщения экспериментальных фактов.
Логическое доказательство рассуждение, в процессе которого одна мысль обосновывается с помощью других, истинность которых очевидна (или доказана ранее).
Логическое доказательство 1.Тезис, который нужно доказать 2. Доводы (с их помощью тезис обосновывается) 3. Демонстрация (показ последовательной связи мыслей)
Виды логического доказательства: Прямое – обоснование суждений на каком-нибудь несомненном начале, из которого выводится истинность тезиса. Косвенное – истинность тезиса доказывается опровержением противоположного.
Воодушевляющая Помимо сообщения важной научной информации, лекция должна увлечь студентов и воодушевить на углубленное занятие данной наукой.
Чтобы быть интересной, лекция должна отвечать нескольким психологическим условиям.
Первое условие: Осознание студентом смысла в приобретении знаний в данной науке.
Второе условие: осознание аудиторией новизны излагаемого материала, который дополняет уже имеющиеся знания.
Третье условие: Побуждение и стимулирование работы мышления слушателей, то есть создание проблемы.
Итак, лекция интересна, если: Она полезна для студента Содержит новый материал Вызывает активное творческое мышление
Практические занятия - это групповые занятия, на которых обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в деятельности профессионала.
Формы практических занятий: Семинары-практикумы Семинары-дискуссии Лабораторные занятия
Семинары-практикумы Занятия, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических задач.
Семинары-дискуссии Занятия, на которых обсуждаются различные методы исследования, применительно к нуждам практики.
Лабораторные занятия Обучение студентов исследовательскому подходу к изучению науки, то есть материал, услышанный на лекциях, находит проверку в исследованиях.
Материалом для мыслительных задач, служат проблемы самой науки. Для практических занятий таким материалом будут жизненные факты и противоречия повседневной деятельности.
Принципы подхода к разработке учебных задач: «от теории – к практике» «от жизни – к теории»
«От теории – к практике» Подбираются вопросы из числа теоретических проблем и предлагается студентам найти соответствующие примеры в практике.
«От жизни – к теории» В задаче предлагаются практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения теории.
Лабораторные занятия. Основное предназначение – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению науки.
В психологии: учебные задачи нацелены на обработку разных методик исследования: анкетирование, тестирование, проведение исследовательских бесед и интервью, обработка и анализ количественной информации, эксперимент.
Требования по проведению лабораторных занятий. Занятие не должно быть громоздким Теоретическая интерпретация фактов, полученных студентами. Изучая методики и исследовательские подходы, студенты должны получать знания и по теории.
Процесс решения студентами учебных задач во время самостоятельной работы при подготовке к занятию является не только индивидуальной деятельностью отдельного студента, а становится коллективным творчеством группы, так как всегда завершается обсуждением в группе.
Такое обсуждение в группе составляет основную часть деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения знаний. Преподаватель обеспечивает через учебные задания дистанционное управление процессов усвоения.
Формы групповых занятий обеспечивают решение двуединой задачи: 1. Достижение через решение учебных задач усвоения учебного материала 2. Управление преподавателем процессом этого усвоения, уточнение и корректировка усвоенного студентами.