Обобщающее повторение. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Урок литературы в 9 классе подготовила учитель русского языка и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моя любимая книга: А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовила: ученица 10 «А» кл. Олейник Кристина.
Advertisements

А. С. Грибоедов противопоставил «век нынешний» и «век минувший. Но Грибоедов сравнивает не только разные эпохи и поколения, но и людей одного возраста.
Цели урока: научить определять объём и содержание темы подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Урок-диспут по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. А судьи кто? Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Обобщающий урок.
Звёздный час Литература XVIII – XIX века. А.С. Грибоедов «Горе от ума» Выполнила учитель литературы Выполнила учитель литературы МОБУ СОШ 4 МОБУ СОШ 4.
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Урок-суд Победитель или побежденный Чацкий?. Урок-суд Проблемы: Проблемы: Чацкий – победитель или побежденный? Чацкий – победитель или побежденный? Проблематика.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с героями. Анализ I действия комедии. Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы.
А.С.ГРИБОЕДОВ комедия «Горе от ума» Викторина по комедии.
Знаешь ли ты текст комедии «Горе от ума?» Материалы к урокам литературы в 9 классе Учитель Чевдарь Л.К.
Мои любимые афоризмы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «…О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу…» А.С.Пушкин Муниципальное.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Век нынешний» и «Век 2011.
«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» анализ I действия.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») Урок литературы в 9 классе.
А.С.Грибоедов 1794 – 1829 г. Комедия «Горе от ума» Автор презентации: Поломошнова Т.А. А.С.Грибоедов закончил работу над комедией в 1924 году. В 1926 году.
Транксрипт:

Обобщающее повторение. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Урок литературы в 9 классе подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1078 г. Москвы Панкратова Н.А.

Обобщающее повторение Прав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? А.С.Пушкин в письме А.Бестужеву писал о Чацком: «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и тому подоб.». Прав ли А.С.Пушкин? Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Докажите свою точку зрения. Почему А.С.Грибоедов первоначальное название комедии «Горе уму» заменил на «Горе от ума»? В чём разница? Отразилось ли это на основной мысли произведения? 2

Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии? Во времена А.С.Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» - «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)… С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т.е. фамусовых, скалозубов, молчалиных и др. Уделом Чацкого стало горе от ума, но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим»

А.И.Герцен считал: «Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком. В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьёт в каменную стену общественных предрассудков… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. » - Прокомментируйте высказывание. Прав ли А.Блок, утверждавший, что «Горе от ума» - «произведение, непревзойдённое, единственное в русской литературе, не разгаданное до конца»? Почему автор определил жанр своего произведения как комедия? Обобщающее повторение

Язык комедии А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу». Какую особенность языка комедии А.С.Грибоедова отмечал А.А.Пушкин? Докажите его правоту.правоту Какие языковые особенности комедии вы отметили?

Закончите афоризм Минуй нас пуще всех печалей… Грех не беда… А впрочем, он дойдёт до степеней известных… Хотел объехать целый свет… Служить бы рад… Упал он больно… Свежо предание… Дома новы… Да, чтоб чины добыть… Ах, злые языки… Чины людьми даются… В мои лета не должно сметь И барский гнев, и барская любовь. Молва не хороша. Ведь нынче любят бессловесных. И не объехал сотой доли. Прислуживаться тошно. Встал здорово. Да верится с трудом. Да предрассудки стары. Есть многие каналы. Страшнее пистолета. А люди могут обмануться Своё суждение иметь.

Как работать над сочинением на литературную тему Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении. Идея сочинения – его главная мысль. Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает. Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.

Предупреждение орфографических ошибок Литературный диктант Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.

Предупреждение ошибок в управлении Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, намёк (на кого?) на Чацкого, надежда (на что?) на успех, мысль (о ком?) о Фамусове, мнение (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе. Дорог (кому?) Чацкому, рад (чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист (чем?) душой, прав (в чём?) в споре, несчастлив (в чём?) в любви, доволен (кем?) Молчалиным.

Запомни! играть роль иметь значение уделять внимание Возглавить (что?) борьбу. Руководить (чем?) борьбой. Упрекать (в чём?) в безволии. Порицать (за что?) за безволие. Беспокоиться (о ком? о чём?) о жизни, о Софье. Тревожиться (за что? за кого?) за жизнь, за Софью. Изменить (кому? чему?) Чацкому, долгу. Предать (кого? что?) друзей, интересы.

1.Внимательно прочитай тему сочинения. 2.Выдели в ней ключевые слова. 3.Прокомментируй их. 4.Сформулируй тему в виде проблемного вопроса. 5.Определи основную мысль. 6.Подбери эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения. 7.Составь план сочинения. 8.Подбери цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное. 9.Напиши черновой вариант сочинения. 10.Отредактируй написанное, исправь ошибки. 11.Перепиши работу в чистовик. Как работать над сочинением на литературную тему

Темы сочинений Чацкий и Молчалин. Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Чем опасны Молчалины? Жизненные идеалы фамусовского общества. Современное звучание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Чацкий и Молчалин В чём особенность этой темы сочинения? Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление? Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса? Как определите идею сочинения? Определите объём темы и её содержание.

Развёрнутый план сочинения I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а). зарождение прогрессивных декабристских идей; б). назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в). Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей. II. Основная часть. Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций: 1. Общие черты: а). молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б). образованны, умны; в). Принадлежность к фамусовскому обществу ( Чацкий – дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – секретарь, живёт в доме Фамусова)

2. Различия: а). положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б). цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); в). достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г). жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); д). отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство); е).отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»); Развёрнутый план сочинения

ж). личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з). отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества). III. Вывод. Создание А.С.Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.

Домашнее задание: Напишите черновой вариант сочинения на одну из заданных тем.

Грибоедов А.С. Горе от ума. – М.: Детская литература, Читаем. Думаем. Спорим: Кн. Для самостоятельной работы учащихся по лит. : 9 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. – М.: Просвещение, Фогельсон И.А. Литература учит. 9 кл.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, Русский язык. Грамматика. Русская литература XIX – XX веков. Сочинения. 5 – 11 кл.: Справочные материалы / Сост. М.А.Лепихова; Н.В.Сечина. – М.: Дрофа, Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинение и изложение без репетитора. – М.: АО «Столетие», Использованные материалы: