Модернизация пенсионной системы Казахстана АСТАНА 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Advertisements

2013 год - создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы (НПС); - увеличение участников.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА СОЛИДАРНАЯ СИСТЕМА - ГЦВП НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С 1998Г. – НПФ, страховые компании Закон о пенсионном обеспечении РК от
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Порядок формирования пенсионных прав граждан и назначение трудовых пенсий с 1 января 2015 года 1.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
1 Пенсионная система в Республике Молдова: актуарная экспертиза Кишинев, январь 2007 г. Н ЕЗАВИСИМЫЙ А КТУАРНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- А НАЛИТИЧЕСКИЙ Ц ЕНТР.
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ О ДОСРОЧНОМ НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЧЕНИИ.
1 Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя в Казахстане будет частью трехуровневой системы социального обеспечения, состоящей.
Совершенствование системы формирования пенсионных прав.
Основные направления модернизации пенсионной системы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан г. Астана, 2013.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Тарифы страховых взносов (СВ) для страхователей, производящих выплаты физ.лицам База для начисления СВ Тариф СВНа финансирование страховой части пенсии.
Докладчик: Е.В. Шипилова – заместитель Министра труда и социального развития Омской области О реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение.
Транксрипт:

Модернизация пенсионной системы Казахстана АСТАНА 2013

Трудовая пенсия Базовая пенсия Накопительная пенсия Частная пенсия Трудовая пенсия Частная пенсия Базовая пенсия Накопительная пенсия МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Выплаты из НПС Выплаты из РБ Сложившаяся системаПредполагаемая система Выплаты из РБ Выплаты из НПС 2

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ед. изм Численность пенсионеровтыс.чел Размер совокупной пенсии тенге в том числе базовая пенсия средний размер солидарной пенсии средний размер пенсионных выплат из НПС *4 050*4 817* Всего расходов из РБ млрд. тенге 830,2919,51 017,01 208,5 в том числе на выплату базовой пенсии 188,1206,6225,9324,6 на выплату солидарной пенсии 642,1712,9791,1883,9 Расходы из НПС на пенсионные выплаты 117,9126,2*136,9*149,3* * результаты актуарных расчетов МТСЗН РК 3

4 БАЗОВАЯ ПЕНСИОННАЯ ВЫПЛАТА: назначается лицам, достигшим пенсионного возраста независимо от трудового стажа и дохода. ГЦВП МТСЗН РК Базовая пенсия выплачивается всем пенсионерам и служит минимальной государственной гарантией. получатели заявитель пенсионные выплаты из РБ наименование категории Числ., тыс. чел. лица, достигшие пенсионного возраста (58/63) 890,4 инвалиды, достигшие пенсионного возраста 507,8 лица, вышедшие на пенсию на льготных условиях 375,4 пенсионеры силовых структур, 45,3 Всего (из числа гражданского населения) 1 813,5 1.лица, достигшие пенсионного возраста (58/63); 2.сотрудники силовых структур, получатели пенсий по выслуге лет (с 45 лет); 3.пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (по достижении 45/50 лет); 4.женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей (с 53 лет). Количество получателей

ГЦВП МТСЗН РК. получатели заявитель (пенсионные выплаты из РБ) СОЛИДАРНАЯ (ТРУДОВАЯ) ПЕНСИЯ: назначается лицам, достигшим пенсионного возраста в зависимости от: -трудового стажа на 1 января 1998 года и - дохода за любые подряд три года, начиная с 1995 года. 1.лица, достигшие пенсионного возраста (58/63); 2.сотрудники силовых структур, получатели пенсий по выслуге лет (с 45); 3.пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (45/50); 4.женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей (53). В 2013 году: минимальный размер пенсии составляет – тенге; средний размер пенсии – тенге; максимальный размер пенсии – тенге. наименование категории числ., тыс. чел. 1 катег. с полным стажем и предъявившие доход к исчислению пенсии 987,9 2 катег. с полным стажем, но с назначе-нием минимальных пенсии 614,5 3 катег.с неполным стажем 102,9 Всего (из числа гражданского населения) 1 705,4 Количество получателей Начиная с 2018 года для женщин, с 2023 года для мужчин, размеры пенсии будут уменьшаться в связи с сокращением трудового стажа, предъявляемого к исчислению пенсий. 5

УМЕНЬШЕНИЕ РАЗМЕРОВ СОЛИДАРНОЙ ПЕНСИИ 60% от дохода Женщина 1955 г.р. выходит на пенсию в 2013 году. Трудовой стаж – 20 лет и доход тенге 1955 г.р. Тенге г.р. В 2018 году размер солидарной пенсии женщины уменьшится на тенге, а у мужчин на тенге до 2018 года с 2018 года женщина мужчина 60% от дохода Тенге % от дохода Женщина 1960 г.р. выходит на пенсию в 2018 году. Трудовой стаж – 12 лет и доход тенге 1960 г.р. Тенге г.р. 48% от дохода Тенге Мужчина 1950 г.р. выходят на пенсию в 2013 году. Трудовой стаж – 25 лет и доход тенге Мужчина 1955 г.р. выходят на пенсию в 2018 году. Трудовой стаж – 20 лет и доход тенге до 2018 года с 2018 года

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ: назначается лицам, достигшим пенсионного возраста в зависимости от объема пенсионных накоплений ГЦВП МТСЗН РК получатели заявитель (пенсионные выплаты из РБ) 1.лица, достигшие пенсионного возраста (58/63); 2.сотрудники силовых структур (с 45); 3.инвалиды I и II групп; 4.лица, выезжающие на постоянное местожительство за пределы РК; 5. женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей (с 53 лет). 1.Количество активных участников НПС 5,7 млн. человек 2.Объем пенсионных накоплений на 1 января 2013 года составлял 3,2 трлн. тенге. 3.Средний размер пенсионных накоплений мужчин тыс. тенге, женщин – 325 тыс. тенге. 4.Государство гарантирует сохранность реальной стоимости пенсионных накоплений. 5.При достаточности пенсионных накоплений, граждане имеют право на ранний выход на пенсию: - женщины в 50 лет; - мужчины в 55 лет. 6. Численность получателей -901,4 тыс. человек. В 2012 году средний размер пенсионных выплат из НПС составил всего лишь тенге или около 4% от среднемесячной заработной платы по экономике в целом. Выплаты из НПС не компенсируют потери в солидарной пенсионной системе. 7

2% 11% 33% 4% 10% 27% 5% 7% 22% 6% 16% 7% 5% 11% 8% 3% 46% 41% 34% 28% 23% 12% 9% 2% 11% 10% 9% 2% 9% 1% Соотношение средних размеров пенсий и среднемесячной заработной платы, в % ОЖИДАЕМЫЕ РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ (прогнозы Всемирного Банка) Солидарная пенсия 8

Действующая модель пенсионного обеспечения не может обеспечить адекватный уровень пенсионных доходов и необходимые стандарты качества жизни пожилого населения 1) сохранится устойчивое уменьшение размеров солидарных пенсионных выплат. На рубеже годов текущего столетия солидарная система будет свернута; 2) накопительная система, по расчетам, даже после полного созревания, сможет обеспечить замещение дохода среднестатистического вкладчика на уровне не более чем в 9-11%. Это приведет к тому, что, начиная с 2050 года, пенсионное обеспечение около 40% населения будет зависеть только от базовой пенсии, финансируемой из государственного бюджета. 3)Усиливается риск финансовой неустойчивости пенсионной системы. Решение данных проблем требует принятия неотложных мер по модернизации пенсионной системы. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 9

Модернизация системы пенсионного обеспечения ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИСИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ I этап 1.РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ (создание единого накопительного пенсионного фонда). 2.ПЕРЕХОД ОТ ДОБРОВОЛЬНОЙ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СХЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА. 3.УНИФИКАЦИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ЖЕНЩИН. II этап 4.РАСШИРЕНИЕ ОХВАТА НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ НПС. 5.ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ МИНИМАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 6.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР. 10 Цель: Сохранение и обеспечение роста пенсионных накоплений

Правительство Министерство труда и соц. защиты населения Министерство финансов (100% акций ЕНПФ) АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Совет по управлению пенсионными активами при Президенте РК Управляющий инвест. портфелем 1 Зарубежный управляющий инвест. портфелем Конкурсы Вкладчики (получатели) Договора о пенсионном обеспечении Пенсионные взносы и выплаты Доверительное управление Управляющий активами Кастодиан Регулятор Национальный Банк Гос. политика пенсион- ного обеспечения Инвест. стратегия Инвест. стратегия Управляющий инвест. портфелем 2 Управляющий инвест. портфелем 3 … Развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы 11

1.Единый накопительный пенсионный фонд (далее – ЕНПФ) создается на базе АО НПФ «ГНПФ». 2.Учредитель и единственный акционер ЕНПФ - Правительство Республики Казахстан. 3.ЕНПФ будет осуществлять привлечение обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов, вести учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и производить пенсионные выплаты за счет пенсионных накоплений. По обязательным и обязательно профессиональным пенсионным взносам будет сохранена государственная гарантия реальной стоимости пенсионных накоплений. 4.НПФ будут преобразованы в добровольные накопительные пенсионные фонды и/или в управляющих инвестиционным портфелем либо подлежат добровольной ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Правовое положение единого пенсионного фонда 12

Совет по управлению пенсионными активами (далее – Совет) является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан. Решение о создании Совета принимается Президентом РК. Основными функциями Совета являются: - рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ; - выработка предложений по перечню инструментов для размещения пенсионных активов ЕНПФ и одобрение данного перечня. Персональный состав Совета и положение о нем утверждаются Президентом РК. Совет по управлению пенсионными активами 13

Национальным банком РК будет осуществляться: права и обязанности единственного акционера ЕНПФ и управление пенсионными активами в соответствии с договором о доверительном управлении, заключаемым между Правительством РК и Национальным банком РК; функции банка-кастодиана, обеспечивающего хранение и учет пенсионных активов ЕНПФ; инвестирование пенсионных активов ЕНПФ в соответствии с инвестиционной стратегией, утвержденной Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ; функции уполномоченного органа, в части регулирования и надзора за деятельностью ЕНПФ, добровольных накопительных пенсионных фондов и управляющих инвестиционных портфелем. Регламентация функций национального банка рк 14

Создание единого накопительного пенсионного фонда позволит: 1. Обеспечить сохранность пенсионных накоплений, прозрачность деятельности и целевой контроль за управлением пенсионными активами. 2. Снизить ставки комиссионных вознаграждений в 2 раза: -с 0,05% до 0,025 от пенсионных активов и -с 15% до 7,5% от инвестиционного, дохода. 3. Увеличение объема пенсионных накоплений за счет повышения инвестиционной доходности. 15

16 Введение обязательных профессиональных пенсионных взносов Действующая системаПредлагаемая система На 1 января 2013 года численность участников добровольной профессиональной пенсионной системы составляет 4225 человек, объем накопления составляет 133,9 млн. тенге. Работодатели будут отчислять ОППВ только по перечню профессий, отнесенных к вредным, который будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться (прогноз 135 тыс. чел.). Пример: В Угольном департаменте АО «Арселор Миттал Темиртау» занято всего работников, из них во вредных условиях труда работников или 41,5%. Фонд оплаты труда составляет 55,4 млрд. тенге в год. При введении ОППВ дополнительно потребуется на ОППВ – 1,1 млрд. тенге в год. Обычные производства: ОПВ (10%) Вредные и тяжелые производства: ДППВ (5%) ОПВ (10%) + ОППВ (5%) = 15% Введение ОППВ позволит выйти на пенсию лицам, занятым в особых условиях: женщинам в 50 лет; мужчинам в 55 лет.

2. Демографические факторы: рост продолжительность жизни на пенсии 20,8 лет; стабилизация уровня рождаемости. 1. Низкий уровень участия в НПС (короткий срок накоплений и нерегулярность перечислений пенсионных взносов) и соответственно недостаточность пенсионных накоплений (для накопления соответствующего объема пенсионных средств необходимо участие человека в системе не менее 30 лет). Унификация пенсионного возраста женщин 17

НАКОПЛЕНИЯ (период времени с 20 до 58 лет составляет 38 лет) ПЕРИОД ВЫПЛАТ НАКОПЛЕНИЯ (период времени с 20 до 63 лет составляет 43 года) ПЕРИОД ВЫПЛАТ Сбалансированность периода накопления и периода выплат 58 лет Увеличение периода накоплений на 5 лет, приведет к увеличению: -накоплений на 16,7%, -размеров выплат на 36%. 30 лет участия в НПС 20 лет 21 год 63 года период накоплений (работа), лет накопления, в % период получений пенсий, лет годовой размер выплат выплата, в % Пенсионный возраст 58 лет 30 лет100%21100%/21 лет = 5%100% Пенсионный возраст 63 года 35 лет116,6%17*116,6/17 лет = 6,8%136% * данные Агентства Республики Казахстан по статистике 35 лет участия в НПС 17 лет Рост пенсионных накоплений и объемов выплат 18

19 20 и более лет трудового стажа около 500 тыс. женщин Повышение пенсионного возраста женщин, рожденных в период с 1956 по 1960 годы, будет осуществляться с 2014 по 2023 годы, в течение 10 лет по 6 месяцев ежегодно. Например, женщины, достигшие 58 лет в 2014 году, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, то через год или в 59 лет; от 6 месяцев до 19 лет трудового стажа более 4,6 млн. женщин, Начиная с 2023 года общеустановленный возраст выхода на пенсию будет составлять 63 года. Т.о. женщины, рожденные в период после 1960 года будут выходить на пенсию в 63 года. Унификация пенсионного возраста женщин рожденных с 1961 года

Сохранение возможности раннего выхода на пенсию для женщин: 1.в 50 лет, при достаточности пенсионных накоплений; 2.для женщин, имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года: в 53 года женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста; в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 10 лет, в соответствии с ЗРК "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне". Также, в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности. 20

21 в Трудовой кодекс вносятся следующие дополнения: - уполномоченному органу по вопросам занятости, физическому и юридическому лицу, оказывающему трудовое посредничество, а также работодателю, запрещается размещать информацию о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда; - не допускается расторжение трудового договора с работниками в возрасте от 55 и до достижения пенсионного возраста в случаях: а) сокращения численности или штата работников, б) несоответствия работником занимаемой должности или выполняемой работы вследствие недостаточной квалификации без наличия положительного решения комиссии, созданной из равного числа представителей от работодателя и работников. В КоАП вносятся дополнения в части введения штрафных санкций за размещение лицам, оказывающим трудовое посредничество, а также работодателем информации о вакансиях для приема на работу, содержащей требования дискриминационного характера в сфере труда. Гарантии, направленные на устранение дискриминации при трудоустройстве и сохранение занятости лиц старше 55 лет

Комплексный план содействия занятости лиц пожилого возраста (инициатива 50+) : разработка и принятие Закона РК «О социальных рабочих местах» направленного на стимулирование приема на работу лиц пожилого возраста; в рамках ГПФИИР реализация проектов, предусматривающих широкое применение женского труда; разработка дополнительных мер стимулирования развития предпринимательства среди лиц пожилого возраста в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»; расширение доступа к продуктивной занятости за счет использования дистанционных форм занятости, открытия социальных рабочих мест для пожилых лиц; развитие надомного труда в ЛПХ через животноводство, растениеводство, переработку выпускаемой продукции и народные-художественные промыслы и ремесла; разработка региональных планов трудоустройства, поддержки малых и микро предприятий, и учреждения сельских кооперативов; включение в генеральное, отраслевые, региональные соглашения и коллективные договора положений по обеспечению трудоустройства, сохранению рабочих мест, созданию достойных условий труда, принятию программ повышения квалификации и мобильности лиц пожилого возраста, а также обеспечение общественного контроля за соблюдением требований Трудового законодательства. 22