Коринь С.В. учитель географии МОУ «Лицей 1» г. Балаково.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты ГИА по географии 9-х классов 2011г. Методист МОУ ИМЦ Будниц М.В.
Advertisements

Информация на картах Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Австралии, 1 января Солнце позже (по времени Гринвичского меридиана)
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯкарта Высота сечения рельефа Взаимное превышение точек Разность высот двух смежных секущих поверхностей (горизонталей) называется высотой.
Характеристика экзаменационной работы ГИА 2010 года Паневина Г.Н., председатель региональной предметной комиссии Хабаровского края.
Орлова О.И. учитель географии высшей категории, Заслуженный учитель России, МБОУ СОШ 4 имени В.В. Самсонкиной станица Кущёвская, Краснодарский край.
Климат России |Урок – обобщение| 8 класс Цели и задачи урока: систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы. --Определить уровень освоения.
Планы описания географических объектов. Характеристика карты Название карты. Вид карты по масштабу. Вид карты по охвату территории. Вид карты по содержанию.
Методика решения заданий ГИА с использованием синоптической карты и климатограмм.
КЛИМАТ РОССИИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ»
Методическая разработка по географии по теме: Методические приемы подготовки к ЕГЭ. Решение задач части С. План и карта. Построение профиля.
Цели и задачи урока: Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах.
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ГАЛКИНА С.В. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ «КЛИМАТ» (6 класс)
ГИА выпускников основной школы по географии в 2013 году Диагностика умений и навыков в решении задач повышенного уровня сложности учащимися 9-х классов.
Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
Игнатова Татьяна Анатольевна, зам. директора по ВВР, учитель географии Муниципальное образовательное учреждение «Уваровская средняя общеобразовательная.
Урок географии в 6-ом классе. Автор: Балабанова М.А.
Почему в одно и тоже время температура воздуха в России -10°, а в Таиланде +40°? Мы найдем ответ на этот вопрос !
Тема: Климатообразующие факторы. Булыгина Людмила Николаевна учитель географии г.Тольятти МОУ сш 94.
Приёмы решения заданий. Определение времени часового пояса Дл определения времени часовых поясов, находящихся к востоку от нулевого меридиана, необходимо.
Транксрипт:

Коринь С.В. учитель географии МОУ «Лицей 1» г. Балаково

Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от г. 1089). Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы.

Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе ГИА 2011 г., осуществляется в соответствии с разделом стандарта « Обязательный минимум содержания основных образовательных программ » Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии и в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по географии к уровню подготовки выпускников. В каждый вариант экзаменационной работы 2011 года включаются задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов географии за основную школу и основных требований к уровню подготовки выпускников. Подходы к отбору содержания

Требования к подготовке выпускников основной школы по географии подразумевают овладение не только суммой базовых знаний и умений, но и сформированность способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни. Сформированность данных умений может проверяться в контексте решения географических задач, требующих установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки; сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности; дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью; определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных взаимосвязях. Основные требования.

Задания из блока «Знать/ понимать» на экзамене проверяли знание географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли, различий в хозяйственном освоении разных территорий, особенностей географического положения РФ, природы, населения и хозяйства России, природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Блок «Знать/ понимать»

Задания блока «уметь» на экзамене проверяли знание находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени; определять на карте расстояния; определять на карте направления; выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; использовать приобретённые знания и умения в практике деятельности и в повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности,её использованию. Блок «уметь»

Задание. Определите, какие города имеют географические координаты: 49° с. ш. и 2° в. д. - Париж 54° с.ш. и 28° в.д. - Минск 52°с.ш. и 114°в.д. - Чита 32° ю.ш. и 116° в.д. - Перт

1.Географические координаты – это географическая широта и географическая долгота любой точки на земной поверхности. 2.Широта-это расстояние к северу или к югу от экватора, выраженное в градусах. 3.Долгота –это расстояние к западу или к востоку от нулевого меридиана, выраженное в градусах. 4.Широта бывает северная и южная, а долгота –западная и восточная. Географические координаты

2.Используя данные климатограммы, определите верное утверждение о климате пункта А. 1)Среднемесячные температуры воздуха в октябре выше,чем в апреле. 2)2) В декабре атмосферных осадков выпадает больше, чем в марте. 3) Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные значения. 4) Среднегодовое количество атмосферных осадков превышает 2000 мм. 1.Используя данные климатограммы, определите годовую амплитуду температуры воздуха для пункта А. Задания.

1.Внимательно рассмотреть все обозначения на диаграмме. 2.Выясните годовой ход температур.Чему равны средние температуры июля и января?Какова годовая амплитуда температур? 3.Амплитуда-это разница между самыми высокими и самыми низкими показателями. 4.Изотермы-это линии,соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определенный промежуток времени. средняя температура июля 25˚,а января 26˚,значит 26˚–5˚=1˚ Амплитуда равна 1˚. Ответ на задания 1: 1˚ Верное утверждение о климате пункта А:Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные значения. Ответ на задание 2 : 3. Алгоритм действий.

Ответ: Это город X. Потому что там более низкие зимние температуры воздуха и меньшее количество осадков. Я думаю, что это город X, так как в континентальном климате больше амплитуда температур, в год выпадает немного осадков. На рисунке показаны климатограммы X и Z,составленные для двух городов, расположенных в Европе примерно на одной широте и на одной высоте над уровнем моря. Какой из городов-X или Z-расположен восточнее? Обоснуйте свой ответ, приведите два довода. Задание.

1.Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона? 1)Архангельск,2)Салехард, 3)Санкт-Петербург, 4)Москва. Ответ : Салехард. 2.Карта погоды составлена на 12 апреля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное похолодание? 1)Пермь,2)Омск,3)Тюмень, 4)Сыктывкар. Ответ : Омск. Задания.

Анализ синоптической карты. Прогноз погоды.

Сведения о температуре, влажности, давлении, ветрах и других элементах погоды передают в метеорологические центры. Там полученные данные особыми знаками наносят на карты. Эти карты называются картами погоды или синоптическими. Знания условных обозначений карты. 1.Теплый фронт (наступает потепление, идут затяжные дожди). 2.Холодный фронт(приносит похолодания). 3. Н- область низкого давления(погода ненастная и ветреная, смягчает жару летом и холод зимой. 4. В – область высокого давления(ясная, безоблачная, с большими суточными колебаниями температуры, летом усиливает жару, а зимой- холод.) 5. Воздушные массы –подвижные части тропосферы,отличающиеся друг от друга своими свойствами (температурой,влажностью,прозрачностью).

Зависимость климата от географического положения.

Климатообразующие факторы: 1)географическая широта,2)солнечная радиация,3)циркуляция воздушных масс,4)подстилающая поверхность, 5)рельеф (высота местности над уровнем моря, направление горных хребтов),6)близость морей и океанов,7)морские течения,8)антропогенные воздействия. Изотермы января над Россией вытянуты субмеридианально. Чем восточнее,тем холоднее зима. Количество осадков уменьшается,а амплитуда увеличивается. На побережье Тихого океана количество осадков вновь увеличивается, их приносят сюда летние муссоны. В июле изотермы направлены субширотно. Чем ближе к экватору,тем теплее.

Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? 1) Владимир: «В России температура воздуха в январе понижается при движении с юга на север». 2) Иван: «В России температура воздуха в январе понижается при движении с запада на восток». 3) Петр: «Чем ниже над уровнем моря расположен пункт, тем больше в нем выпадает атмосферных осадков ». 4) Света: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем холоднее в нем в январе» Прав Иван. В России температура воздуха в январе понижается при движении с запада на восток. Ответ : 2 Задание.

Зависимость продолжительности дня от ГП 21 марта и 23 сентября- дни равноденствия. Солнце в зените (90º) находится на линии экватора. Значит, чем меньше широта, тем раньше всего по московскому времени поднимается солнце. 22 июня и 22 декабря –дни солнцестояния. Солнце в зените (90º) находится на линии северного или южного тропика. Значит, чем больше широта, тем длиннее световой день.

В каком из городов 21 марта (день весеннего равноденствия) солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? 1)Балахна, 2)Иваново, 3)Псков,4)Ижевск. 1)Балахна 57° с.ш.44˚в.д. 2)Иваново 57° с.ш.41˚ в.д. 3)Псков-57° с.ш. 28˚ в.д. 4)Ижевск 57° с.ш. 53˚ в.д. Поскольку все населенные пункты находятся на одной широте, определим долготу. Местное время во всех пунктах разное.Земля вращается с запада на восток,значит чем восточнее пункт,тем раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом солнце. Самый восточный пункт Ижевск. Ответ :Ижевск. Задания.

В каком из городов 23 сентября (день осеннего равноденствия) солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? 1)Казань, 2) Уфа, 3)Вологда, 4)Петрозаводск. 1)Казань 56° с.ш. 2) Уфа 54° с.ш. 3)Вологда 59° с.ш. 4)Петрозаводск 62° с.ш. Чем меньше широта, тем раньше всего по московскому времени поднимается солнце. Ответ : Уфа.

В каком из городов 23 сентября (день осеннего равноденствия) солнце позже всего по московскому времени поднимается над горизонтом? 1)Балахна, 2)Иваново, 3)Псков,4)Ижевск. 1)Балахна 57° с.ш.44˚в.д. 2)Иваново 57° с.ш.41˚ в.д. 3)Псков-57° с.ш. 28˚ в.д. 4)Ижевск 57° с.ш. 53˚ в.д. Поскольку все населенные пункты находятся на одной широте определим долготу. Местное время во всех пунктах разное.Земля вращается с запада на восток,значит чем западнее пункт,тем позже всего по московскому времени поднимается над горизонтом солнце. Самый западный пункт Псков. Ответ: Псков.

В каком из перечисленных населенных пунктов 22 июня ночь самая короткая? 1)Сортавала, 2)Вологда, 3)Балахна, 4)Уфа. 1)Сортавала - 61°с.ш. 2)Вологда- 59°с.ш. 3)Балахна- 57°с.ш. 4)Уфа- 54°с.ш. Значит, чем больше широта, тем короче ночь. Ответ : Сортавала.

В каком из населенных пунктов 22 июня световой день самый длинный? 1)Сортавала, 2)Вологда, 3)Балахна, 4)Уфа. 1)Сортавала -61°с.ш. 2)Вологда -59°с.ш. 3)Балахна -57°с.ш. 4)Уфа -54°с.ш. Значит, чем больше широта, тем световой день длиннее Ответ : Сортавала.

Литосферные плиты Земли

Границы литосферных плит и центры землетрясений.

В декабре 2009 г. Филиппинский институт вулканологии и сейсмологии объявил на вулкане Майон, который считается самым активным в стране, третью (из пяти возможных) степень тревоги и расширил зону вокруг кратера, в которую запрещен доступ. Расположенная на острове Лусон в 300 км к юго-востоку от столицы «огненная гора» высотой в 2462 м проявляла повышенную активность с июля 2009 г. Жители опасной зоны вокруг начавшего извергаться вулкана Майон были эвакуированы. Почему на Филиппинских островах происходят извержения вулканов? Ответ: Филиппинские острова находятся в зоне контакта литосферных плит. Филиппинские острова – часть «Тихоокеанского огненного кольца», поэтому там происходят землетрясения и извержения вулканов. Задание.

Факторы размещения предприятий - это те требования,которые предприятия предъявляют претендующим на них территориям. Старые факторы: природный,сырьевой,трудовой,географическое положение,транспортный. Новые факторы: научный, потребительский, квалифицированные кадры,экологический. Отрасли промышленности Факторы размещения нефтеперерабатывающаяЭлектро- энергетический,потребительский,экологический,военно- стратегический. теплоэлектроэнергетикатопливный,водный, потребительский,экологический. черная металлургияСырьевой,топливный,транспортный,специализация,кооперирования и комбинирования, экологический,военно-стратегический. цветная металлургия(легких металлов) Электро-энергетический, экологический,военно- стратегический. Факторы размещения.

Отрасли промышленности Факторы размещения цветная металлургия(тяжелых металлов) сырьевой, экологический,военно-стратегический. Машиностроение тяжелоесырьевой, научный,военно-стратегический. Машиностроение точноетрудовой, научный,специализация,кооперирования и комбинирования, военно-стратегический.

Отрасли промышленностиФакторы размещения Химия органического синтеза и производство полимеров сырьевой,электро-энергетический,водный,природных условийэкологический,научный,военно-стратегический. Целлюлозно-бумажнаясырьевой,электро-энергетический,водный,транспортный,экологический. Пищевая(сахарная)Сырьевой,трудовой,природных условий. Пищевая(кондитерская)Потребительский.

Завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре – один из немногих заводов в Дальневосточном федеральном округе по выплавке стали с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат. В своей деятельности предприятие использует современные технологические процессы и оборудование, непрерывно осуществляет программу модернизации производства и внедряет передовые системы управления качеством. Какими особенностями хозяйства Дальневосточного региона объясняется экономическая целесообразность размещения предприятия передельной металлургии в Комсомольске-на-Амуре? Укажите две особенности. Ответ: На размещение завода в Комсомольске-на-Амуре повлияло, во- первых, развитие в этом городе машиностроения, и во-вторых, наличие здесь большого количества металлолома. В Комсомольске-на-Амуре находится судостроительный завод «Комсомольский завод подъемно-транспортного оборудования» и др. машиностроительные заводы. Для них необходимо u1084 много металла. Они же дают много металлолома. Задания.

Примерно в 200 км к югу от Воронежа находится Россошь – город областного подчинения, крупная железнодорожная станция Юго-Восточной железной дороги. Одно из основных промышленных предприятий города – ОАО «Минудобрения». ОАО «Минудобрения» специализируется на выпуске азотных удобрений и продукции неорганической химии. Какие особенности экономико-географического положения повлияли на решение о размещении предприятия ОАО «Минудобрения» в городе Россошь? Укажите две особенности. Ответ: Через Воронежскую область проходят газопроводы, а газ является сырьем для производства азотных удобрений. Воронежская область – важный сельскохозяйственный район, для развития растениеводства в этом районе нужны удобрения. Создание завода по производству азотных удобрений можно объяснить следующими особенностями ЭГП. К Россоши подходит газопровод. Вблизи Россоши хорошо развито сельское хозяйство главный потребитель удобрений.

ОАО «Сокольский ЦБК» – одно из старейших предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России. Комбинат расположен на берегур. Сухоны в Вологодской области. В конце прошлого столетия на ОАО«Сокольский ЦБК» была проведена реконструкция, закуплено новое оборудование, химические добавки и компоненты для улучшения качества бумаги. Также был реализован проект внедрения экологически чистой бесхлорной отбелки целлюлозы. В настоящее время на комбинате выпускается 25 видов высококачественной бумаги, сульфитная небеленая целлюлоза и др. Комбинат имеет на балансе две тепловые электростанции мощностью 500 тонн пара в час и 30 МВт по электроэнергии. Какие особенности природно-ресурсной базы Вологодской области способствовали созданию Сокольского ЦБК? Укажите две особенности. Ответ: Вологодская область расположена в лесной зоне. Кроме того, поблизости от нее находятся лесоизбыточные районы. Также вблизи течет р. Сухона. Сокольский ЦБК находится в Вологодской области, обеспеченной лесом. Кроме того, здесь хорошая обеспеченность водными ресурсами.

Определите страну по ее краткому описанию. Эта страна расположена на полуострове, она имеет сухопутную границу с Россией. Ее побережье омывается водами теплого океанического течения. Рельеф преимущественно гористый, береговая линия сильно изрезана. На территории этой страны расположена крайняя северная материковая точка Европы. При выполнении подобных заданий очень важно помнить,что на экзамене можно и нужно пользоваться атласом. Нужно только уметь найти карту (или карты)позволяющую найти необходимую информацию. При определении страны по описанию необходимо уделить внимание специфичным особенностям, выделенным в характеристике, сопоставив их. Важно учитывать их совокупность, не рассматривая каждую характеристику по отдельности. Ответ : Норвегия.(Скандинавский п-ов, норвежское течение, Скандинавские горы, фьорды, мыс Нордкин.) Задание.

Определите по карте расстояние на местности. Определите по карте расстояние на местности по прямой от отметки с высотой 153,0 до колодца. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Задание.

топографическая карта.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке. 1.Соедините центры условных знаков отрезком прямой. 2.Измерить расстояние по карте с помощью линейки. 3.А затем следует умножить полученное число на величину масштаба. 6,5100=650 метров Ответ : 650 м.

Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,2 и 3 лучше выбрать для создания школьной спортплощадки. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов. Для успешного выполнения заданий такого типа нужно знать условные обозначения топографических – луг, кустарник, лес, болото, вырубленный лес и пр. и уметь определять особенности рельефа по горизонталям. Вначале следует подумать о критериях, по которым нужно выбрать более подходящее место для предлагаемого в задании объекта. В данном случае нужно разместить спортплощадку. Для нее нужно открытое и ровное место. Это участок 2. Он на ровной поверхности и расположен на лугу. Участок 1 расположен на довольно крутом склоне, играть в футбол, баскетбол и другие спортивные игры на склоне плохо. На участок е 3 расположен кустарник, что делает его ещё более неподходящим. Ответ : участок 2. Он на ровной поверхности и расположен на лугу. Задание.

Для построения профиля необходимо: 1. Провести на карте профильную линию АБ; приложить к ней лист разграфленной бумаги и перенести на ее край короткими черточками места пересечения горизонталей с профильной линией (выходы горизонталей); 2. На листе разграфленной бумаги слева у горизонтальных линий подписать высоты, соответствующие высотам горизонталей на карте, приняв условно промежутки между этими линиями за высоту сечения; от всех черточек (выходов горизонталей) опустить перпендикуляры до пересечения их с соответствующими по отметкам параллельными линиями и отметить полученные точки пересечения. 3. Соединить точки пересечения плавной кривой, которая и изобразит профиль местности Профиль рельефа местности.

Интернет – ресурсы по подготовке к ГИА 9 класс:

Желаю творческих успехов!