Разработка основной образовательной программы и рабочих программ учебных дисциплин для реализации требований ФГОС ВПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ паспорта и программы формирования компетенций (на примере направления подготовки Документоведение и архивоведение)
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Транксрипт:

Разработка основной образовательной программы и рабочих программ учебных дисциплин для реализации требований ФГОС ВПО

Болонские принципы являются основой для проектирования основных образовательных программ ФГОС ВПО, при разработке которых должен использоваться комплексный подход «настроенность» на квалификации, отвечающие потребностям общеевропейского и российского рынка труда; «настроенность» на квалификации, отвечающие потребностям общеевропейского и российского рынка труда; гибкость образовательных траекторий; гибкость образовательных траекторий; разработка системы признания академических достижений (зачетных единиц, кредитов), отражающей квалификации, приобретаемые студентами в ходе обучения разработка системы признания академических достижений (зачетных единиц, кредитов), отражающей квалификации, приобретаемые студентами в ходе обучения

Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях Компетентностный подход

КОМПЕТЕНЦИЯ - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области Компетенции включают: «ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» (знание академической области, способность знать и понимать) «ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» (знание академической области, способность знать и понимать) «ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации) «ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации) «ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте) «ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ: 1) Отсроченный учим мы, а компетенции характер проявляются в практической проявления деятельности 2) Точность сочетание качественных и получаемых количественных оценок, оценок создание многомерных оценок

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ): это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) характеризует конкретные измеряемые достижения характеризует конкретные измеряемые достижения Назначение: рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами В основе результатов образования лежит переход от ориентации на преподавателя к ориентации на студента

Компетентностная модель выпускника вуза по направлению подготовки (специальности) – комплексный интегральный образ конечного результата образования в вузе по направлению подготовки (специальности), в основе которого лежит понятие «компетенция».

Результаты обучения описывают компетенции, которые должны быть сформированы в процессе изучения модуля/дисциплины (уровень модуля) Результаты обучения описывают компетенции, которые должны быть сформированы в процессе изучения модуля/дисциплины (уровень модуля) Компетенции являются комбинацией свойств, способностей и взглядов (уровень личности) Компетенции являются комбинацией свойств, способностей и взглядов (уровень личности) Результаты обучения формируются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами Результаты обучения формируются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами Сумма компетенций, приобретенных выпускником, больше суммы, вытекающей из результатов обучения Сумма компетенций, приобретенных выпускником, больше суммы, вытекающей из результатов обучения

переходу от содержания дисциплины (чему преподаватель должен учить) к результатам (что студент должен делать после успешного окончания дисциплины)

Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения - комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов.

ООП Компетентностно- ориентированный учебный план Рабочие программы дисциплин Материалы, обеспечивающие воспитание Материалы, обеспечивающие обучение Программа учебной практики Программа производственной практики Методические материалы Другие материалы (программа ИГА и т.п.) Календарный учебный график Паспорта компетенций Матрица компетенций Программа НИР

КОМПЕТЕНЦИИ Общекультурные (универсальные, надпредметные ) Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) отражают профессиональную квалификацию отражают общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы

Детализация компетенций

Профессиональная компетенция ПК-10: Способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение Обучаемые должны знать: Обучаемые должны знать: - виды и средства рекламы; - этику делового общения; - правила проведения деловых переговоров; - виды и содержание хозяйственных договоров. Обучаемые должны уметь: Обучаемые должны уметь: - выбирать информацию о потенциальных партнерах из различных источников; - определять оптимальные способы распространения информации о товаре, товаропроизводителях, поставщиках; - пользоваться разными средствами коммуникаций; - организовывать работу персонала, вырабатывать и отстаивать позицию на переговорах; - работать с нормативными и сопроводительными документами. Обучаемые должны владеть навыками: Обучаемые должны владеть навыками: - оформления оферты; - формирования партнерской базы; - проведения деловых переговоров; - составления проекта договора; - контроля выполнения договорных обязательств.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-5); готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-5); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК-6); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК-6); способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7) способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7)

Структура ООП Учебные циклыРазделы гуманитарный, социальный и экономический циклы Б.1 естественно- научный цикл Б.2 профес- сиональный цикл Б.3 физическая культура Б.4 учебная и производственная практики и/или научно- исследовательская работа Б.5 итоговая государственная аттестация Б.6

Алгоритм разработки ООП добавлены не добавлены добавлены не добавлены компетенции компетенции компетенции компетенции Разработка миссии Определение целей Формулирование задач Составление проекта учебного плана Составление матрицы компетенций Разработка рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, программ практик, НИР Внесение изменений Разработка паспорта компетенций

Структура учебного плана 1 часть - компетентностно-формирующая часть, которая связывает все обязательные компетенции выпускника с временной последовательностью изучения всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др. 1 часть - компетентностно-формирующая часть, которая связывает все обязательные компетенции выпускника с временной последовательностью изучения всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др. 2 часть - дисциплинарно-модульная – это традиционно применяемая форма учебного плана. В ней отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. 2 часть - дисциплинарно-модульная – это традиционно применяемая форма учебного плана. В ней отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

Формирование учебного плана Экспертная оценка «вклада» компетенций в общий портрет выпускника по направлению подготовки бакалавров Экспертная оценка «вклада» компетенций в общий портрет выпускника по направлению подготовки бакалавров Переход от компетенций к дисциплинам с выявлением междисциплинарных связей и определением «весов» дисциплин в рамках каждой компетенции Переход от компетенций к дисциплинам с выявлением междисциплинарных связей и определением «весов» дисциплин в рамках каждой компетенции Определение количества зачетных единиц, соответствующего выделенным компетенциям (или группам компетенций) и дисциплинам Определение количества зачетных единиц, соответствующего выделенным компетенциям (или группам компетенций) и дисциплинам

Формирование учебного плана: переход от компетенций к дисциплинам Требования ФГОС ВПО и вариативные (внутривузовские) по циклам ГСЭ (Б.1), МиЕН (Б.2), ОПД (Б.3), учебная и производственная практики (Б.5) ГСЭ 1 (Б.1) ГСЭ 2 (Б.1) МиЕН i (Б.2) ОПД i (Б.3) Практик и (Б.5) знать, иметь представление 1.принципы …… 2. термины и определения … 3. о современных достижениях… 4. о методах расчета… х х х х понимать, уметь 1. процессы… 2. моделировать… 3. управлять … х х х применять, владеть навыками 1. построить модель… 2. формулировать … 3. составлять …… х х х

Алгоритм разработки ООП добавлены не добавлены добавлены не добавлены компетенции компетенции компетенции компетенции Разработка миссии Определение целей Формулирование задач Составление проекта учебного плана Составление матрицы компетенций Разработка рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, программ практик, НИР Внесение изменений Разработка паспорта и программ формирования компетенций

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание / определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза ОКОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ОК–1 ОК–2 … ……………… ПКПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ПК–1 ПК–2 … ………………

Алгоритм разработки ООП добавлены не добавлены добавлены не добавлены компетенции компетенции компетенции компетенции Разработка миссии Определение целей Формулирование задач Составление проекта учебного плана Составление матрицы компетенций Разработка рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, программ практик, НИР Внесение изменений Разработка паспорта и программ формирования компетенций

ПАСПОРТ И ПРОГРАММА формирования у студентов _______________________________________________________ (общекультурной или профессиональной) компетенции: «________________________________________» (название компетенции и ее код) при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО 1. ПАСПОРТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) КОМПЕТЕНЦИИ 1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции 1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции Под «компетенцией» _____________________ понимается ___________________________ (код, название) (код, название) 1.2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки 1.2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки…………. 2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ_____________ (общекультурной или (общекультурной или профессиональной) профессиональной) компетенции: ______________________________________________________ (код, название) (код, название) при освоении ООП ВПО 2.1 Цель (и) программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО; 2.1 Цель (и) программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО; 2.2. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции.……………

Разработка структурно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, НИР Доработка компетентностно- ориентированного учебного плана Разработка календарного графика Разработка сквозной программы промежуточных испытаний Разработка сквозной программы наддисциплинарного курса Разработка нормативно- методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами ООП

СОСТАВ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК, ВХОДЯЩИХ В ООП ВПО Направление подготовки __________________________________ Профиль подготовки________________________________ Квалификация (степень) выпускника __________________________ (бакалавр, магистр, специалист) (бакалавр, магистр, специалист) Нормативный срок обучения ______________________________ Форма обучения ________________________________________ (очная, заочная, вечерняя) (очная, заочная, вечерняя) Коды циклов дисциплин, модулей, практик Название циклов, разделов, дисциплин, модулей, практик Краткое содержание (через основные дидактические единицы) Структурно-логические связи содержания Коды форми- руемых компетен ций Коды учебных дисциплин. модулей, практик (и их разделы) на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики для которых содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики выступает опорой Б 1. ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ Б 1.1/1история Б 1.1/2философия

Разработка структурно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, НИР Доработка компетентностно- ориентированного учебного плана Разработка календарного графика Разработка сквозной программы промежуточных испытаний Разработка сквозной программы наддисциплинарного курса Разработка нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами ООП

Разработка фондов оценочных средств Составление характеристика социально-культурной среды ВУЗа Итоговая государственная аттестация Разработка нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами ООП Ресурсное обеспечение ООП ВПО

Виды оценочных средств Тесты и компьютерные тестирующие программы Тесты и компьютерные тестирующие программы Контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов Контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов Примерная тематика курсовых работ / проектов, рефератов, эссе Примерная тематика курсовых работ / проектов, рефератов, эссе Иные формы контроля Иные формы контроля

Разработка фондов оценочных средств Составление характеристика социально-культурной среды ВУЗа Итоговая государственная аттестация Разработка нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами ООП Ресурсное обеспечение ООП ВПО

Социально-культурная среда ВУЗа 1) документы, регламентирующие воспитательную деятельность 2) сведения о наличии студенческих общественных организаций 3) информация относительно организации и проведения внеучебной общекультурной работы 4) данные о психолого-консультационной и специальной профилактической работе; описание социально-бытовых условий и др.

Разработка фондов оценочных средств Составление характеристика социально-культурной среды ВУЗа Итоговая государственная аттестация Разработка нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами ООП Ресурсное обеспечение ООП ВПО

Ресурсное обеспечение ООП ВПО учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО кадровое обеспечение реализации ООП ВПО основные материально- технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО Совокупность документов и материалов: состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО; состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО; комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), практикам, НИР и др., включенным в учебный план ООП ВПО; комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), практикам, НИР и др., включенным в учебный план ООП ВПО; комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско- преподавательского состава (ППС), ответственного за реализацию конкретной ООП ВПО. комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско- преподавательского состава (ППС), ответственного за реализацию конкретной ООП ВПО.

Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО Сведения о персональном кадровом обеспечении ООП ВПО: профессорско-преподавательский состав вуза, обеспечивающий реализацию конкретной ООП ВПО; профессорско-преподавательский состав вуза, обеспечивающий реализацию конкретной ООП ВПО; состав научных и иных творческих работников вуза, привлекаемых к реализации ООП ВПО; состав научных и иных творческих работников вуза, привлекаемых к реализации ООП ВПО; состав ведущих отечественных ученых и специалистов из сферы производства и науки, деятелей науки и искусства, участвующих в реализации конкретной ООП ВПО в вузе; состав ведущих отечественных ученых и специалистов из сферы производства и науки, деятелей науки и искусства, участвующих в реализации конкретной ООП ВПО в вузе; состав зарубежных ученых и специалистов, деятелей культуры и искусства, приглашаемых для реализации ООП ВПО в вузе; состав зарубежных ученых и специалистов, деятелей культуры и искусства, приглашаемых для реализации ООП ВПО в вузе; штатный состав учебно-вспомогательного персонала вуза, содействующей реализации конкретной ООП ВПО штатный состав учебно-вспомогательного персонала вуза, содействующей реализации конкретной ООП ВПО

Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО Сведения о материально-технических условиях реализации ООП ВПО, включая характеристику условий: для проведения аудиторных занятий (лекций. практических и лабораторных работ, консультаций и т.п.); для проведения аудиторных занятий (лекций. практических и лабораторных работ, консультаций и т.п.); для самостоятельной учебной работы студентов; для самостоятельной учебной работы студентов; для проведения учебных и производственных практик; для проведения учебных и производственных практик; для научно-исследовательской работы студентов; для научно-исследовательской работы студентов; для преподавательской деятельности ППС, привлекаемого к реализации ООП ВПО; для преподавательской деятельности ППС, привлекаемого к реализации ООП ВПО; для воспитательной работы со студентами и др. для воспитательной работы со студентами и др.

1) Регламент мониторинга и периодического рецензирования основной образовательной программы в целом и отдельных ее составляющих 2) Порядок регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) 3) Системы внешней оценки качества (учета и анализа мнений работодателей, отзывов в прессе (для вузов культуры и искусства), выпускников вуза, других субъектов образовательного процесса) 4) Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания (в случае ее применения) 5) Соглашения (при их наличии) о порядке совместной (совместных степеней или двойных дипломов) с зарубежными партнерами ОП и мобильности студентов и преподавателей, других документов, предусмотренных Руководством пользователя ECTS

Титульный лист ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование вуза) (наименование вуза)«УТВЕРЖДАЮ» Ректор (декан, директор института) _______________________ «……» ___________ 20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) _________________________________________________________________ (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки ________________________________________ Профиль подготовки ___________________________________________ Квалификация (степень) выпускника_____________________________ (бакалавр, магистр, специалист) (бакалавр, магистр, специалист) Форма обучения _______________________________________________ (очная, очно-заочная и др.) (очная, очно-заочная и др.) г.__________ – 200____ г.

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью учебной дисциплины «Коммерческая деятельность» является: - освоение теоретических знаний в области методологии и организации коммерческой деятельности, - приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности и формирование необходимых компетенций. Задачами учебной дисциплины «Коммерческая деятельность» являются: - знать методологические основы коммерческой деятельности применительно к сфере товарного обращения; - изучить методы организации и развития коммерческой деятельности; - овладеть методологией коммерческой деятельности на рынке товаров; - овладеть методами управления коммерческими процессами торговых предприятий; - изучить нормативно-правовой базы государственного регулирования и контроля коммерческой деятельности.

Подход к описанию целей обучения Уровень целей Вид целей Содержание целей 1 уровень Знание рассматривается как узнавание, запоминание и воспроизведение информации 2 уровень Понимание рассматривается как знание, которое позволяет вступить в коммуникацию и пользоваться имеющейся информацией 3 уровень Применение обозначает умение самостоятельно применять правила, методы, понятия, законы, принципы, теории в конкретных условиях и новых ситуациях 4 уровень Анализ интерпретируется как умение разбивать информацию на части и устанавливать взаимосвязи между ними 5 уровень Синтез обозначает умение объединить информацию, комбинировать элементы, чтобы получить новое целое, объясняющее какое-либо явление 6 уровень Оценка оценивает логику изложения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта исходя из внутренних и внешних критериев.

Схема перевода общих целей в конкретные Образовательная цель (долгосрочный результат) Желаемый результат данного периода (цель дисциплины, модуля, темы, лекции, семинара, реферата и т. п.) Цель в общих терминах Конкретно описанная цель

В терминах учебных намерений преподавателя Описание задач В терминах ожидаемого результата

В терминах учебных намерений преподавателя В терминах ожидаемого результата обучения Изучение методов реализации товаров Научить : - выбирать экономически выгодные способы реализации товаров; - представлять товары в торговом зале; - обеспечивать доставку товаров в торговое предприятие; - разрабатывать мероприятия по стимулированию сбыта; - оказывать дополнительные услуги покупателям

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина Коммерческая деятельность относится к базовой части профессионального цикла (Б.3) ООП бакалавриата. Ее рекомендуется изучать в 4 семестре. Дисциплина Коммерческая деятельность базируется на дисциплинах гуманитарного, социального и экономического (Б.1), математического и естественнонаучного (Б.2) циклов: Экономическая теория, Математика, Информатика, Экология и Правовое регулирование профессиональной деятельности. Из дисциплин профессионального цикла (Б.3) Коммерческая деятельность имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами Статистика, Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, Теоретические основы товароведения, Экономика организации и Менеджмент. Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются: Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются:Знание: - основных экономических категорий, законов и теорий, показателей, их классификации и способов определения; - общей характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, средств их реализации, программного обеспечения и технологии программирования; - статистических методов оценки и прогнозирования коммерческой деятельности …….. Умение: - применять экономические термины, законы и теории, определять экономические показатели; - производить расчеты математических величин; - осуществлять процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации, пользоваться локальными и глобальными сетями ЭВМ …….. Владение: - методами экономической теории; - методами математического анализа и моделирования, математического аппарата при решении проблем в области коммерции; - средствами реализации информационных процессов и применения их при изучении коммерческой деятельности ………. Освоение дисциплины Коммерческая деятельность необходимо как предшествующее для дисциплин профессионального цикла базовой части - Маркетинг, Логистика, Организация, технология и проектирование предприятий, а также учебной практики (Б.5. У).

3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способность проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину (ОК-3); - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-4) ………. - В результате освоения дисциплины студент должен: 1)Знать: 2)Уметь: 3)Владеть / быть в состоянии продемонстрировать

Каждый результат обучения должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст (составлять функциональные блок-схемы). Каждый результат обучения должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст (составлять функциональные блок-схемы). Использовать только один глагол для каждого результата обучения. Использовать только один глагол для каждого результата обучения. Избегать сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности использовать более одного предложения. Избегать сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности использовать более одного предложения. Избегать применения глаголов, допускающих разных толкований с точки зрения того, какие действия они определяют Избегать применения глаголов, допускающих разных толкований с точки зрения того, какие действия они определяют И следует заменять на более однозначные: И следует заменять на более однозначные: Вместо ЗНАТЬ – ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРИЗНАКИ, ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ и пр. Вместо ЗНАТЬ – ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРИЗНАКИ, ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ и пр. Плохо написанный результат обучения : «В конце данного модуля, обучаемый должен будет знать правила безопасного проведения лабораторных работ.» Как он это продемонстрирует?

Сосредоточился ли я на результатах, а не на процессе? на том, что студенты способны продемонстрировать, а не на том, что я сделал в процессе преподавания? Сосредоточился ли я на результатах, а не на процессе? на том, что студенты способны продемонстрировать, а не на том, что я сделал в процессе преподавания? Начинается ли описание каждого результата с активного глагола? Начинается ли описание каждого результата с активного глагола? Используется ли только один активный глагол на каждый результат образования? Используется ли только один активный глагол на каждый результат образования? Исключены ли такие термины, как знать, понимать, учить, быть знакомым, быть информированным, быть в курсе? Исключены ли такие термины, как знать, понимать, учить, быть знакомым, быть информированным, быть в курсе? Поддаются ли результаты образования наблюдению и измерению? Поддаются ли результаты образования наблюдению и измерению? Можно ли оценить написанные результаты образования? Можно ли оценить написанные результаты образования? Включают ли результаты обучения различные уровни целей? Включают ли результаты обучения различные уровни целей? Соответствуют ли результаты целям и содержанию модуля? Соответствуют ли результаты целям и содержанию модуля? Соблюдается ли рекомендация по числу результатов (максимум 10 для одного модуля)? Соблюдается ли рекомендация по числу результатов (максимум 10 для одного модуля)? Реально ли добиться данных результатов образования с имеющимися временем и ресурсами? Реально ли добиться данных результатов образования с имеющимися временем и ресурсами?

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет ________ зачетных единиц, ___________ часов. п/п Раздел учебной дисциплины СеместрНеделя семестра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) 1 2 3

5. Структура дисциплины 5.1. Содержание модулей дисциплины Модуль I. Методологические основы маркетинга Тема 1. Цели, задачи, предмет и основные понятия маркетинга Основные понятия маркетинга: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Цели, задачи и предмет дисциплины маркетинг. Профессиональные компетенции, формируемые при освоении дисциплины. Межпредметные связи маркетинга с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов по направлению «Торговое дело». Структура дисциплины. Цели, задачи, функции и принципы маркетинга. Формируемые компетенции: ОК-1

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1234……… 1 Рекламная деятельность 9 2Логистика83 3 Информационные технологии в коммерческой деятельности 12

5.3 Разделы дисциплин и виды занятий п/п Наименование модулей и тем дисциплин Лекции.Семинары.Практичес кие занятия. СРСВСЕГО 1Методологическ ие основы маркетинга Комплекс маркетинга Маркетинговые исследования Планирование и организация маркетинга ИТОГО:

6. Темы практических и семинарских занятий п/п раздела дисцип- лины Темы практических и семинарских занятий Трудоемкость (часы/зачетные единицы) 11Маркетинг: понятие, его цели, принципы и функции (семинар) 2 24Выявление потребностей потребителей (Практическое занятие) 4 34Определение вида спроса и типа маркетинга (семинар) 2 ….……………..…… 81-7Коллоквиум4

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература б) дополнительная литература в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 9.1 Образовательные технологии 9.1 Образовательные технологии 9.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 9.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Образовательные технологии Классические (традиционные) Инновационные (активные, комплексные) Объяснительно- иллюстративные (лекции) Практические или репродуктивные Личностно- ориентированные Практические или проблемные

Общая классификация современных оценочных средств и их использование в компетентностном подходе

При оценивании для каждой компетенции должны быть: определены средства и методики оценки, дающие совокупность многомерных результатов; определены средства и методики оценки, дающие совокупность многомерных результатов; указаны уровни надежности оценки; указаны уровни надежности оценки; указаны уровни валидности оценок; указаны уровни валидности оценок; заданы правила определения критериальных баллов и их валидизации; заданы правила определения критериальных баллов и их валидизации; указаны правила и весовые коэффициенты для интеграции многомерных оценок; указаны правила и весовые коэффициенты для интеграции многомерных оценок; разработаны типовые рекомендации и правила интерпретации результатов оценивания компетенций обучающегося. разработаны типовые рекомендации и правила интерпретации результатов оценивания компетенций обучающегося.

Портфолио, типология видов (по характеру и структуре материалов) Подборка работ студента, раскрывающая его достижения на протяжении некоторого периода + критерии оценки достижений + свидетельства самостоятельной работы Вид портфолио Традиционное обучение Дистанционное обучение Рабочее Протокольное Процессное Итоговое On-line портфолио Подборка работ за определенный период времени Работы, подтверждающие содержание учебной деятельности Достиже- ния по отдельным периодам обучения Подборка завершен- ных работ для суммарной оценки учебных достижений Область применения - мониторинг учебных достижений Область применения - мониторинг учебных достижений Область применения - аттестация Область применения - аттестация