Материалы по модулю «Основы светской этики». Логика представления учебной информации по модулю «Основы светской этики» Смысловой компонент Приоритеты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Advertisements

ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
МОРАЛЬ Prezentacii.com ЦЕЛИ УРОКА МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ. ДОБРО И ЗЛО.
Основы светской этики. Этические системы Человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства Иудаизм как этическая система с религиозными, историческими,
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
МОРАЛЬ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Модуль Основы светской этики(поурочное планирование)
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок 2 « Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений » Поль Анри Гольбах « Определение этики.
Урок 2 «Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений» Поль Анри Гольбах «Определение этики.
Министерство образования и науки о комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
ЭТИКА ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ. Титова Татьяна Александровна Кандидат философских наук КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ТГПУ.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
Происхождение слов "мораль", "нравственность".
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Транксрипт:

Материалы по модулю «Основы светской этики»

Логика представления учебной информации по модулю «Основы светской этики» Смысловой компонент Приоритеты духовно-нравственного развития и воспитания личности в современных условиях Базовые национальные ценности как основы преподавания модуля «Основы светской этики» Модуль «Основы светской этики в контексте опыта Нижегородской области по духовно-нравственному воспитанию и гражданскому становлению личности

Логика представления учебной информации по модулю «Основы светской этики» Содержательный компонент Этика как наука: Сущность этики как науки. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность» Мораль и нравственность в жизни человека. Основные этапы развития этики и подходы к ее классификации: История этических учений Социальная и индивидуальная этика Светская и религиозная этика

Логика представления учебной информации по модулю «Основы светской этики» Технологический компонент: Методические особенности преподавания модуля «Основы светской этики» Эффективность методов преподавания УМК региональной системы духовно- нравственного воспитания Банк лучшего педагогического опыта по ДНВ и ГСЛ в начальной школе кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО

Этика как наука Два взгляда на этику: 1.«Умственная», теоретическая конструкция 2.Система критериев оценки собственного, личного поведения Цель этики с IV века до н.э (первая систематическая работа по этике «Никомахова этика» Аристотеля) – не знания, а поступки. За нее (этику) нельзя спрятаться, на нее можно только опереться. Это значит, осознанный выбор в познании добра и следовании ему. Для учителя: осознанность выбора нравственной позиции и следование ей им самим - обязательное условие для преподавания этого предмета.

Ключевые понятия этики как науки Термин «Этика» - от древнегреч. слова «ethos»: -первоначально означало привычное место проживания, дом, жилище… -в последующем – устойчивая природа какого-либо явления, нрав, характер Для Аристотеля этические характеристики – это свойства характера )душевные характеристики человека В латинском языке, в переводе Цицерона слово «этика» означает «moralitas», т.е мораль (темперамент, характер) В русский язык слова «этика», «мораль» вошли как «нравственность» Для учителя: в первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - разные слова, но одно содержание. В общекультурной лексике все три слова взаимозаменяемы.

Сущность этики как науки Этика – это наука, изучающая мораль, нравственность. Мораль понимается как: -характеристика личности, совокупность моральных качеств -характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей) Две системы измерения: моральное измерение человека и моральное измерение общества. Для учителя: мораль не просто то, что есть. Она скорее то, что должно быть.

Моральное измерение личности Мораль в личностном измерении понимается как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за самого себя, за то, что он делает. Человек – это и тело, и разум, и душа. Природная составляющая человека (единичная, конкретная, субъективная сущность) Разумная составляющая – способность человека к объективным, рациональным суждениям о мире. Моральная, душевная составляющая - ограничения себя как индивида, господство разума над страстями

Моральное измерение личности Признаки морального поведения человека: наличие совершенной цели, т.е цели, которая считается безусловной, признается в качестве высшего блага эта цель последняя, определяющая содержание ответа человека о смысле его жизни последняя цель – благо, поскольку она есть то, в чем он испытывает недостаток, к чему стремится персональная ответственность за выбор «блага», он обладает свободой выбора Для учителя: но есть ли нечто такое, что являлось бы хорошим всегда, что никогда не может стать плохим?

Моральное измерение личности (ключевые понятия) Добро и зло (для меня) Честь, честность, искренность Гордость, гордыня Совесть Свобода и ответственность Ключевые вопросы личностного существования: Кто я? Какой я? Что я могу знать? Что я должен делать? Для учителя: зачем я живу? В чем смысл моей жизни?

Моральное измерение общества Ценность человеческого общества как условие становления личности Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе Мораль - неписанный свод правил и норм, регулирующих поведения человека Формула «человек рождается, чтобы стать человеком» = индивид – личность – индивидуальность Для учителя: отношения между людьми в обществе всегда конкретны, они строятся каждый раз по определенному поводу (на работе – трудовые, дома – семейно-брачные и т.д.) Если из отношений «человек-человек» убрать содержательную составляющую останется «потребность людей в совместной жизни», условие их очеловечивания, правила жизни – мораль.

Моральное измерение общества Главное моральное противоречие: С одной стороны Человек конкретен, обладает свободой волей, способен выбирать, иметь свой смысл жизни С другой стороны Человек живет среди людей, каждый из которых обладает этой индивидуальной конкретностью Как совместить мое «Я» с «МЫ», другим «Я»? Для учителя: какие способы совмещения «Я» с другим «Я» в семье, на работе Вы могли бы предложить?

Исторический аспект: оно возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры, в так называемое «осевое время» (К.Ясперс). Оно появляется одновременно и независимо друг от друга в различных культурах – древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда) и т.д. Свое название золотого оно получило в ХVIII в. (XIX)в западноевропейской духовной традиции. Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Моральное измерение общества (Золотое правило нравственности)

Моральное измерение общества (ключевые понятия) Добро и зло (для других) Стыд, вина, извинение Альтруизм и эгоизм Дружба и порядочность Терпение и труд Семья Этикет Ключевые вопросы общественного существования: Если все люди существенно одинаковы – то откуда да же возникает разница в поступках? Возможно ли совершенное общество? Для учителя: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. (Ф.И.Тютчев)

Культура и мораль Культура как совокупность материальных и духовных ценностей (см. учебник) Культура как «вторая природа» - искусственно созданная человеком среда его обитания Культура как совокупность знаний, убеждений и поступков Культура как способность человека придавать смысл и значение явлениям, событиям, фактам и т.д. Для учителя: как связаны между собой культура и мораль?

Основные этапы развития этики и подходы к ее классификации: Основные этапы (исторический аспект): Этика античности Этика средневековья Этика эпохи Возрождения Этика XVII и XVIII веков Этика XIX и XX веков Структура представления материала по конкретному историческому периоду: 1.Основные имена (философы, богословы о этике) 2.Основные идеи 3.Комментарии

Этика античности Основные имена : Сократ, Платон, Аристотель Основные идеи: Сократ – «я знаю, что ничего не знаю»,нравственной истиной никто не владеет, ее каждый человек ищет по-своему… Платон – ценность общества (государства), идея долга. Счастье конкретного человека не заслуживает внимание, только благо государства любой ценой Аристотель – этика как прикладная наука, которая учит как относиться к чему-либо. Ее предмет – поиск добра, ее функция – разграничение добра и зла

Этика средневековья Основные имена: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Основные идеи: Августин Блаженный (354 – 430 г.г.) 1.Христианские добродетели – смирение и вера, надежда и любовь 2. Бог – это Добро и Благо 3. Главное в морали – ее духовность, обращенность к Богу Фома Аквинский (1225 – 1274 г.г.) Человеческие добродетели –умственные, нравственные (справедливость, воздержание, щедрость,), богословские (вера, надежда, любовь) Свобода воли человека жить по законам Бога Для учителя: европейская средневековая этика – этика христианская. Моральный абсолют – Бог. Евангельские поучения Христа – образец истинной морали.

Этика эпохи Возрождения Основные имена : Лоренцо Валла, Д.Пико делла Мирандола, Николло Макиавелли Основные идеи: 1.Человек рожден для удовольствия и радости 2.Человек – венец творения, он способен творить свой образ сам 3.Государство – высшее благо, мораль вторична, она ничто в соотношении с политическими целями Для учителя: в эпоху Возрождения на авансцену философско- этической мысли выходит телесный, свободный, творческий индивид

Этика XVII и XVIII веков Основные имена: Томас Гоббс, Спиноза, Жан- Жак Руссо, И.Кант Основные идеи: «Человек человеку волк», человек эгоистичен, общество может существовать как договор между эгоистичными индивидами. Все измеряется стоимостью. (Т.Гоббс) Человек несовершенен, всю свою жизнь он должен дисциплинировать себя и познавать мировую тотальность (Бенедикт Спиноза) Нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, частной собственностью (Жан-Жак Руссо) Двойственность природы человека (природная и духовная), мораль не зависит ни от первой, ни от второй составляющей, она сама по себе (категорический императив) и она обязательна, надо поступать как должно. ДОЛГ как нравственный закон (И.Кант)

Этика XX века Основные имена: К.Маркс, В.И.Ленин, Ж-П. Сартр, Э.Фромм, С.Франк, А.Швейцер Основные идеи: Уничтожение социального и экономического неравенства ликвидирует противоречия между людьми (зависть, злость, ложь и т.д.). Это путь строительства справедливого, идеального общества. Принцип моральности – преданность партии. Цель любой ценой. Этика этого периода – безрелигиозная. Человек не зависит ни от других людей, ни от Бога. Он абсолютно свободен, человек – это проект самого себя. Этика – это прикладная наука искусства жить. Существовать – значит раскрывать свои силы. (Э.Фромм) Главное дело человека – взращивание в себе добра, усилие жизни во Христе. (С.Франк) Этика благоговения перед жизнью. Это этика великой ответственности человека за все. (А.Швейцер)

Социальная и индивидуальная этика Социальная этика - наука о морали в общественном измерении Ключевые слова: - Патриотизм - Социальная солидарность - Гражданственность - Семья - Труд и творчество - Наука - Традиционные российские религии - Искусство и литература - Природа - Человечество Для учителя: учебник «Основы светской этики» изд. «Русское слово» выстроен в логике социальной этики, т.е. как разговор с учениками о сознательном следовании правилам поведения в обществе.

Социальная и индивидуальная этика Индивидуальная этика – наука о моральных установках конкретного человека, его отношения к себе, другим людям, природе, Богу. Ключевые понятия: 1.Мировоззрение (религиозное и нерелигиозное) 2.Моральные качества (бескорыстие, благоразумие, жадность, лень, зависть, мужество и т.д.) 3.Совершенствование (аскетизм, покаяние, самообразование). Для учителя: три врага совершенствования человека – страх, лень и надежда.

Религиозная и светская этика Вопросы по данной типологии: 1.Неопределенность определения понятия «светскость» 2.Основания деления этики на религиозную и светскую? Авторы УМК понятие «светская этика» определяют как «мирская, гражданская» этика. Э.Козлов (РАО) «Светская этика – нравственность, мораль, понимаемые как система норм и правил, выработанных обществом и им охраняемых». Светская этика как не божественное происхождение норм поведения. Светская этика как курс, приемлемый для всех людей независимо от их конфессиональной принадлежности. Слово «светский» пришло из Европы, Франции. Означает – неконтролируемый и не финансируемый церковной властью.

Этика как пространство выбора человека Две души живут во мне… «Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело, Другая вся за облака Так и рванулась бы из плена..» - восклицает И.В.Гете устами своего героя Фауста

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Автор Максимова С.А., д.ф.н., проректор по научно- исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, Телефон: (831)