Работа с источником. План занятия 4 Теоретическая часть. Проблемы определения источника. Соотношение источника с материалом / предметом / проблемой /

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с источником. Определение источника Основная мысль: различение между источниками и исследовательской литературой создается только исследовательской.
Advertisements

Даже если Вы еще не знаете свою тему, полезным может быть предположить, что Вы ее уже знаете и ее остается только уточнить. Определить, что получается.
Работа с источником. План занятия 4 Резюме лекции от «Тема» как визитная карточка исследователя. Теория – как результат и свидетельство рефлексии.
Работа с источником. План занятия 4 Теоретическая часть. Проблемы определения источника. Соотношение источника с материалом / предметом / проблемой /
Работа с источником На преодоление каких дефицитов направлена лекция? 4 Примитивное отношение к источнику как к источнику информации (Исследование как.
Работа с источником На преодоление каких дефицитов направлена лекция? 4 Примитивное отношение к источнику как к источнику информации (Исследование как.
Работа с источником На преодоление каких дефицитов направлена лекция? 4 Примитивное отношение к источнику как к источнику информации (Исследование как.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Работа с источником Вопросы, на которые можно попробовать найти ответ в лекции: 4 Что писать, когда непонятно, что писать? – С чего начать? – Как начать.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Эссе в российской программе Сочинение-рассуждение (эссе на публицистическую тему) в курсах русского языка и литературы Часть С в ЕГЭ (русский язык, обществознание)
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Написание эссе Карпенко И.А. к.филос.н, доцент философского факультета НИУ-ВШЭ.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Орликов И.Б., кафедра ЭУП НТИ (ф) УрФУ им. Б. Н. Ельцина 1 VII открытая Олимпиада Готовим ответы в форме мини-эссе.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Транксрипт:

Работа с источником

План занятия 4 Теоретическая часть. Проблемы определения источника. Соотношение источника с материалом / предметом / проблемой / явлением / данными. Соотношения источника и исследовательской литературы (внимание! : определение ниже будет отличаться от Эко и К-Б-У). –Следующие из понимания источника правила работы с ним. 4 Практическая часть. Разбор статьи («Прощай, великая актриса!»; Е. Вайцеховская, «Спорт- Экспресс», 24 августа 2004 г.)

Проблемы определения источника. Источник как «срез» материала. ПроблемаЗдоровье пациентов Предмет / материал Температура больных ДанныеПоказания градусников ИсточникиПротоколы измерения температуры Аналитическая конструкция Средняя температура по больнице Диагнозы и рекомендации

Соотношение источника и литературы Основная мысль: различение между источниками и исследовательской литературой создается только исследовательской позицией. Пример: диплом о живописи Ю. Пименова. Тексты самого Пименова и его современников чаще всего будут источниками, но иногда – могут использоваться в качестве литературы.

Только два правила: А А = А

А А Вы обязаны что-то делать с источником. Найти что-то, что не говорится прямым текстом; то, что неясно всякому, кто смотрит на текст. Способы инициирования нового: Сопоставить несколько источников; Применить методологию: кривое, увеличительное, цветное … стеклышко; Переструктурировать источник В любом случае: задача продемонстрировать результат работы, изменение. Отсюда – склонность всех контролирующих инстанций настаивать на формулировке проблемы – указании на то, где именно искать изменение, производимое дипломником или диссертантом.

А = А Если заявляешь конкретный источник, то подписываешься под обязательством истолковать все, что в нем есть, и не можешь закрывать глаза на то, что тебе не удобно. Пример. Диплом: «Понятие жанра и монтажа в теориях конструктивистов, Фрейденберг и Лотмана». В «Структуре художественного текста» Лотман превозносит «жанр» как ключевую культурологическую категорию. В «Культуре и взрыве» Лотман считает, что «жанр» - понятие иллюзорное. Т.е. при такой формулировке темы с этим нарушением придется разобраться: –объяснить, почему Лотман так эволюционировал и разочаровался в понятии жанра; – сменить тему: добавить слова «у раннего Лотмана»; – признаться в том, что какая-то проблема осталась открытой. Найти противоречие – меньше, чем его решить, но больше – чем не найти его там, где оно есть.

Исследовательская литература Отличается от источника тем, что к ней относятся по- другому. 4 Выражает разные точки зрения, но причины этой разности Вы не должны реконструировать. Достаточно указать: я думаю «а», Мелетинский – «б», Лотман – «в». 4 Высказывания других исследователей – необходимое, но иллюстративное приложение к собственной работе (необходимое, т.к. удостоверяет принадлежность к кругу специалистов и ориентирует читателя на то, чего ему ждать). 4 Главная возможная польза: начать там, где другие остановились. 4 Главное преступление – плагиат. По меркам ВШЕК – можно довольно много заимствовать, но обязательно каждую чужую мысль сопровождать ссылкой.

Импликации необходимости подозрения к источнику Первое правило – источник не очевиден и нуждается в том, чтобы его обрабатывал профессионал. Продолжение существования «уликовой парадигмы» - исследователь пишет детектив, в котором наличное и искомое расходятся. Второе правило – смотреть на источник по возможности пристально. Не должно быть информации, которая не дает ничего. Отсюда еще два следствия: –Источник (диплом) «как свиная туша» - не дает отходов (У. Эко). –Очень важно умение видеть в источнике не только ответы на уже сформулированные вопросы, но и новые проблемы и аспекты.

4 Почему источник и исследовательскую литературу опасно путать? 4 Потому что, если Вы понимаете «источник» как «источник информации», это считается компиляцией, отсутствием анализа и т.п.

Практическое упражнение Анализ статьи Е. Вайцеховской о поражении С. Хоркиной на Олимпийских играх в Афинах («Спорт-Экспресс», 24 августа 2004 г.) Вопросы к упражнению: 1. О чем говорит этот текст? = 2. В чем его проблема? = 3. Как может называться диплом, одним из источников к которому будет эта статья?

Мои варианты (направления анализа статьи): 1. Что случилось в Афинах. На помосте и во время пресс-конференции. 2. «Наши» и американцы. Государственно- патриотическая или нейтрально-либеральная риторика. Позиция «Спорт-Экспресса». 3. Психология Хоркиной. А. Драма. Б. Саморепрезентация. 4. Автор статьи Елена Вайцеховская (что важно – также олимпийская чемпионка 1970-х по водным видам спорта). Создание собственной значимости («остановилась возле меня», «косноязычный соотечественник»); вычитывание качеств по определениям (Вайцеховская).

Мои варианты (направления анализа статьи): 5. Система моральных норм, и вообще нормативность в статье. «Как должен себя вести проигравший олимпийский чемпион»? 6. Стратегии создания в тексте статьи правильного мнения. Устройство газетного высказывания: воображаемые, искаженная и истинная реальности. Средства создания позиции – расстановка голосов (истинная Хоркина, «Нью-Йорк таймс»). 7. Гендерная проблематика («женщина среди детей»). Дополнительные источники как способ работы с текстом (включение нового освещения): 1) продолжение статьи; 2) статьи в МК; 3) в «Нью-Йорк таймс»; 4) обсуждение в Интернете.

Каждая из выделенных тем – требует перепрочтения источника с точки зрения нового выбранного ракурса. Основные возражения против настолько свободного подхода к темам: Нет твердых оснований для анализа; Слишком банальными будут результаты. Однако – банальность выводов позволяет делать их, не опасаясь.

Плюс – наиболее банальные и скучные суждения вы потом сможете выкинуть Поскольку последовательно записать все, что приходит в голову во время чтения источника (ни в коем случае не путая при этом «голоса» источника, исследовательской литературы и свой собственный) – только первый этап исследования. За ним следуют, в частности: расположение этих наблюдений в логическом порядке, анализ того, по каким принципам и исходя из каких интересов, осуществлялась подборка наблюдений, риторически корректное и выигрышное описание результатов работы.

Напоследок: соотношение с пониманием К-Б-У и Эко Источники (то, что анализируется) Литература (то, что иллюстрирует) Первого порядка 2-го порядка (обобщения) 3-го порядка (обобщения обобщений) Рефлексивные Наивные

Соответственно, предложения К-Б-У о чтении источников вполне разумны 4 Три вида чтения источников: 1) несфокусированное чтение (поиск вопроса для изучения); 2) ответ на имеющийся вопрос; 3) проверить и поддержать ответ. 4 Вычитывать (из второстепенных источников): 1) модели аргументации; 2) формы анализа; 3) риторические действия, применяемые специалистами в вашей области. –«Читать ради проблемы, аргументации, фактов» 4 Поиск в источниках стандартных «противоречий», наличие стандартных вопросников и т.п. 4 Но не забывайте, что Ваша задача: предъявить не ответ, а работу (ответ гласил бы: «голос мне был: Ерофеев не постмодернист» Или наоборот. А Ваша работа ценна не угадыванием, а аргументацией, и квалифицируется именно аргументация)

Задание по теме «Работа с источником» 1. КОМПАКТНЫЙ ИСТОЧНИК. Выберите источник, самостоятельный анализ которого Вы будете представлять. Источник должен быть ОЧЕНЬ маленьким. Если текст – до 4000 знаков, т.е. 1-2 страницы. Если фильм – минут. Если изображение – одно, максимум два изображения. 2. О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Напишите ВСЕ, что Вам приходит в голову по поводу выбранного Вами источника (и в связи, пусть весьма свободной, с выбранной Вами темой). Работа считается сделанной, когда в голову пришло не меньше одной-двух страниц текста, а лучше тезисов. 3. ОПТИМАЛЬНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК. Пришедшие Вам в голову тезисы на денек отложите, а потом посмотрите на них свежим критическим взглядом, лучше всего, как учили КБУ, как на «доску объявлений» (с. 157). Расположите свои тезисы в правильном порядке, т.е. с соблюдением логической иерархии (выраженной при помощи многоуровневой нумерации), и, возможно, связок между разными наблюдениями или их блоками. В качестве образца можно оттолкнуться от упражнения по статье Вайцеховской или от примера из проекта по истории идей / истории кинематографа (текст, подвергнутый анализу см. здесь).примераздесь