Физиология высшей нервной деятельности Первая и вторая сигнальные системы. Языки-посредники. 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нейробиология Языки-посредники Частично использованы материалы лекций З.А.Зориной.
Advertisements

Элементарная рассудочная деятельность животных.
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Рассудочная деятельность животных.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
«Думают ли животные?» Выполнила: ученица 9 «Б» класса Саломатина Алина Проверил: учитель биологии Пономаренко О.С.
Подготовил Голобородько Евгений.
МОУ СОШ 15 Оборот there is (there are) В настоящем и прошедшем временах группы Indefinite. Выполнила: Ученица 9 «б» класса Воронина Н. Проверила: Артамонова.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Занятие 3 Я наконец-то выучу английский! Я наконец-то выучу английский язык! Я буду много работать, и это будет интересно и эффективно Экспресс-курс он-лайн.
Различия психики животных и человека.
Учимся задавать вопросы. Что необходимо для этого знать? Что необходимо для этого знать?
О бучение чтению по УМК Forwardиздательства Вентана-Граф Т.А.Кузнецова, учитель-методист, Заслуженный Учитель России.
Ты – словечко, я – словечко Что значит общаться? Вы ответите: «Разговаривать, спрашивать, отвечать». И вы будете правы. Но спрашивать можно по-разному,
Информация и информационные процессы. Кодирование и декодирование Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки. Наряду.
Понятие информации является ключевым понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСКУРС ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ТЕЗАУРУС.
Транксрипт:

Физиология высшей нервной деятельности Первая и вторая сигнальные системы. Языки-посредники. 2009

Коммуникация животных и человека. Первая и вторая сигнальные системы.

Различные формы коммуникации широко распространены в животном мире (на фото: сорока, павлин, гепарды, луговые собачки, волки).

В языках животных сигналы видоспецифичны: в общих чертах они одинаковы у всех особей данного вида, их особенности определены генетически, а их набор практически не подлежит расширению. Врожденные видовые сигналы непосредственно относятся к текущему моменту времени и к текущей ситуации, и тесно связаны с эмоциями и мотивациями (страх и сигналы опасности, голод и выпрашивание пищи, родительский инстинкт и забота о малышах, половое влечение и брачное поведение и т.п.). Сигналы этого уровня коммуникации передаются и принимаются ненамеренно и бессознательно.

Виляющий танец медоносной пчелы. Угол между осью танца и вертикалью соответствует угловому расстоянию между источником пиши и солнцем.

Собаки не способны понимать человеческую речь, а лишь воспринимают отдельные слова, которые приобрели для них значение условных стимулов (их имя, а также набор основных команд и некоторые другие слова). Что мы говорим собакам Так, Джинджер! Мне это надоело! Держись подальше от мусорного бака! Понял, Джинджер? Держись подальше от мусорного бака, а не то я тебя! Что они слышат бла бла ДЖИНДЖЕР бла бла бла бла бла бла бла бла ДЖИНДЖЕР бла бла бла бла бла..

Существует два основных подхода к исследованию зачатков второй сигнальной системы у животных: изучение элементарного мышления (рассудочной деятельности) животных, в том числе: - изучение некоторых процессов мышления у животных (категоризация, обобщение и абстрагирование, тесты на сходство и различие, тесты на перенос, тесты на транзитивные заключения и др.) - проведение тестов на символизацию в обычных лабораторных экспериментах; обучение животных особым языкам так называемым языкам-посредникам.

Изучение способности животных к символизации

Cимволизация - процесс установления тождества (эквивалентности) между нейтральными знаками (символами) – и соответствующими предметами, действиями, а также обобщениями разного уровня, включая довербальные понятия.

Подходы к изучению символизации у животных: замена реальных стимулов условными метками (например, карточками различных цветов), с последующим решением задач выбора на основе этих стимулов Модели, основанные на операции обобщения, в том числе «счет» - способность к оценке числовых и количественных параметров (numerical competence)

Исследование способности к символизации у ворон: использование арабских цифр для обозначения чисел. Карточки в центре образцы, справа и слева карточки для выбора. А установление соответствия между цифрами и множествами; Б тест на «сложение»; В контрольная серия

Салли Бойзен, профессор психологии Университета штата Огайо, во время съемок фильма об обучении шимпанзе английскому языку

Вторая сигнальная система человека

Язык человека позволяет передавать информацию в отвлеченной форме с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов. Именно поэтому И.П. Павлов называл слово - сигналом сигналов, а речь - второй сигнальной системой. Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события ("здесь и сейчас"), но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего, а не только о текущем моменте ("там, прежде, потом"). Она также позволяет создавать бесконечно большое количество сообщений.

Значение слова, с психологической стороны, … есть не что иное, как обобщение, или понятие. Обобщение и значение слова суть синонимы. Всякое же обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли. Следовательно, мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления. (Л.С. Выготский, 1929)

В отличие от коммуникативных систем животных, язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки. Таким образом, речь и мышление человека тесно связаны друг с другом. С другой стороны, неправильно было бы сводить мышление к речи – это привело бы к отрицанию интуитивного мышления человека, решений по типу инсайта, а также отказало бы в наличии мышления людям, лишившимся в речи в результате заболеваний мозга.

Важнейшие ключевые свойства человеческого языка (по Ч. Хоккету с изм.) Семантичность - присвоение определенного значения некоторому абстрактному символу. Сообщения слагаются из единиц, не имеющих очевидной связи с их смыслом (т.е. смыслом наделяются произвольно взятые символы); язык позволяет кодировать сообщения как угодно - если есть предварительная договоренность, то код будет понят (данному критерию удовлетворяет и большинство видов инстинктивной коммуникации, а не только человеческий язык!) Продуктивность - способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, используя ограниченный запас символов; владеющий языком может сказать нечто, что он никогда не говорил и не слышал ранее, и при этом он будет понят. Перемещаемость - предмет сообщения и его результаты могут быть удалены во времени и пространстве от источника сообщения («там», «прежде», «потом»). >см. продолжение

Важнейшие ключевые свойства человеческого языка (по Ч. Хоккету с изм.) - продолжение Культурная преемственность – способность передавать информацию о смысле сигналов из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а не генетической преемственности. Взаимозаменяемость - любой организм, способный посылать сообщения, должен быть способен и принимать их, т.е. отправитель и получатель сообщения могут поменяться ролями. Специализация - коммуникативное сообщение специализировано, если ответное поведение не связано непосредственно с физическими следствиями полученного сообщения. Общение специализировано в том случае, когда животное лишь сообщает что-то, но не действует непосредственно.

Преднамеренность коммуникации - еще один важный признак речи. Он состоит в том, что субъект имеет волевой контроль над инициацией сообщения и его содержанием.

Обучение животных языкам- посредникам

Первая половина ХХ в. - неудачные попытки научить антропоидов подражать человеческой речи Уильям Фурнесс обучил самку орангутана произносить слова «папа» и «чашка». Эксперимент супругов Хейс: воспитывали самку шимпанзе Вики с 3-дневного до 7-летнего возраста (могла произносить всего три слова – «мама», «папа» и «чашка»).

В начале 1960 года думали, что шимпанзе не способны к речи. В 1968 г. Ноэм Хомский писал "Любой, кто связан с изучением человеческой природы и человеческих способностей неизбежно должен придти к выводу, что все нормальные люди осваивают разговорный язык, тогда как приобретение даже простейших речевых навыков лежит за пределами интеллекта обезьян". (Одну из «говорящих» обезьян назвали Ним Чимпски, что было похоже на английское звучание имени Хомского). Впоследствии Н.Хомский был вынужден изменить свою концепцию, признав языковые возможности антропоидов.

Схематическое изображение (сагиттальное сечение) головы и шеи взрослого человека (А) и взрослого шимпанзе (Б). Обезьяны не могут управлять своим голосовым аппаратом так, чтобы произносить слова – строение их гортани и ее расположение в верхней части голосового аппарата не позволяет им, в отличие от человека, с помощью языка менять конфигурацию глотки и осуществлять модуляцию звуков.

Языки-посредники представляют собой упрощенные аналоги речи человека; языки-посредники в основном воспроизводят его структуру, но реализованы с помощью более доступных для животных средств жестов, выбора жетонов, нажатий на клавиши компьютера и др. и не требуют тонкой артикуляции

Виды языков-посредников, использованные в работах с человекообразными обезьянами АМСЛЕН - американский жестовый язык – (AMErican Sign LANguage). А. и Б. Гарднер (1969). Шимпанзе Уошо. «ЯЗЫК» Д.Премака (пластиковые жетоны) – «слова», объединенные в фиксированные фразы на магнитной доске. Д.Премак (1970) - шимпанзе Сара. ЙЕРКИШ – язык значков - лексиграмм на клавиатуре компьютера. Д.Рамбо (1973) - шимпанзе Лана. ЙЕРКИШ + понимание устной речи. С.Сэвидж-Рамбо (1993) - бонобо Канзи; П.Паттерсон - горилла Коко.

Беатрикс и Алан Гарднеры с Уошо

Уошо – первый в мире представитель другого вида, освоивший человеческую речь. Роджер Футс работает с Уошо (Washoe).

Уошо родилась в 1966 г – начало обучения 1968 г.-30 знаков 1969 г.- 85 знаков 1970 г. – 130 знаков

Задачи начального этапа обучения амслену - может ли шимпанзе запоминать и адекватно использовать жесты; - сколько знаков может входить в лексикон обезьяны; - может ли обезьяна понимать вопросительные и отрицательные предложения (эти способности подвергались сомнению); - !!! будет ли она понимать значение порядка слов в предложении.

Примеры знаков амслена, усвоенных Уошо: "сладость и конфета", "пить", "веревка", "книга".

Общение шимпанзе на языке жестов: 1 - «фрукт»; 2 - «слушать»; 3 - «мяч»; 4 - «шляпа»; 5 - «бэби» (ребенок); 6 - «еще»

В словарь Уошо и других «говорящих» на амслене шимпанзе входят обозначения: - названия предметов обихода; - имена людей и клички других обезьян; - глаголы; - существительные, обозначающие действия (чистка, питье); - определения цвета, размера, вкуса, материала объектов; - обозначения эмоциональных состояний (больно, смешно, страшно); - оценки (жаль, хорошо, плохо) - наречия (скорее, еще); - отрицание (нет); - местоимения и указательные частицы (я, ты, мой, твой, этот, тот); - обозначения времени (сейчас и потом)

Профессор психологии Роджер Футс (Roger Fouts, co- director of The Chimpanzee and Human Communication Institute) беседует с шимпанзе Moja на амслене

"Time" "Mother" "Eat""Drink""Good" "Because" "Ask" "Baby" "Gorilla""Polite" "Sorry" "Love""Bird" "Koko" Некоторые из знаков амслена, используемых гориллой Коко

Слово обезьян в языках-посредниках – не простой условно-рефлекторный навык, который воспроизводится в присутствии единичного экземпляра соответствующего предмета, а результат обобщения – формирования в мозгу отвлеченного представления обо всей совокупности сходных предметов, которое может широко употребляться в новых ситуациях.

Критерий «семантичности» Жесты амслена – это действительно символы, основанные на довербальных понятиях: БЭБИ - любой ребенок, - любые детеныши, - и живые, и куклы, - и на картинках. СОБАКА- любые породы, - и живые, и куклы, - и на картинках, - лай невидимого пса. Шимпанзе одинаково хорошо понимали и жесты тренера, и их изображения на фотографиях.

«Слова» могут использоваться в переносном смысле. Ругательства у разных обезьян «грязный», «орех»; Прозвища – «птичка», «крокодил»

Знакомые «слова» могут использоваться в новых ситуациях Уошо: «Собака, уходи»; Лана: 32 раза просила пощекотать; Коко: наименование картинок;

Горилла Коко делает жест «monkey», когда видит в книге обезьяну

Прочность семантической памяти Уошо назвала Гарднеров по имени после 11-летнего перерыва Орангутан Чантек не забыл амслен за 10 лет жизни в одиночной клетке «Семья» Уошо общается на амслене друг с другом и с людьми более 30 лет

Критерии «перемещаемости» - наименование отсутствующего объекта - ТАМ; - передача информации о прошлых и будущих событиях - ПРЕЖДЕ; ПОТОМ; - передача информации, которая может стать известной только в результате употребления знаков. (Канзи, Панбэниша, Коко);

Критерии «перемещаемости» Когда Люси разлучили с заболевшей собакой – ее любимицей, она постоянно ее вспоминала, называла по имени и объясняла, что той больно. Ф. Патерсон описала случай, когда Коко рассказал о Майкле, который безобразничал в отсутствие Паттерсон несколько дней назад.

Критерий «продуктивности» - изобретение собственных знаков прятки нагрудник - комбинация знакомых знаков для наименования новых объектов лебедь – птица-вода огурец – банан зеленый чашка – стекло, пить, красный редис – боль, плакать ростки бамбука – дерево, салат

Критерий «продуктивности» Уошо и все другие «говорящие» обезьяны могли создавать свои новые знаки и комбинировать известные им знаки для наименования неизвестных им новых объектов: Duck – WATER BIRD Melon – DRINK SWEET Mask - HAT EYE Christmas decorations – CANDY TREE The holyday of thanksgiving - BIRD MEAT Dars birthday – ICE CREAM

Критерий «преднамеренности коммуникации» - Тест с куклой Уошо (якобы случайно наступали на куклу) - Ложь Люси

Использование знаков амслен в общении шимпанзе Бруно и Буи между собой. Буи изображает знак «щекотать», возможно, для того, чтобы отвлечь Бруно от лакомства и самому его съесть (рисунок Т. Никитиной).

Понимание роли порядка слов («синтаксиса») у амслен-говорящих шимпанзе В большинстве случаев порядок слов в используемых обезьянами фразах соответствовал принятому в английском языке (подлежащее-сказуемое-дополнение). Он отражал все основные отношения: субъект-действие, действие-объект, указательная частица-объект. Т.е. обезьяны понимали и передавали информацию о направленности действия, принадлежности предмета и о его местонахождении. Они четко различали смысл фраз: «Роджер щекотать Люси», и «Люси щекотать Роджер»; «дай мне» и «я дам тебе».

Даже в наиболее сложных комбинациях Уошо соблюдала правила синтаксиса. Однажды она приставала к Р.Футсу с просьбой дать ей сигарету, которую тот курил: Washoe: GIVE ME SMOKE, SMOKE WASHOE, HURRY GIVE SMOKE. Roger: ASK POLITELY Washoe:PLEASE GIVE ME ТHAT HOT SMOKE.

Критерий «культурной преемственности» Лулис, приемный сын Уошо, перенял от нее и других обезьян 55 знаков (никто из персонала не показывал ему знаков, и в его присутствии люди старались не использовать жестов). Майкл легче обучался новым знакам, подражая Коко, а не когда его специально обучал тренер.

Серьезным возражением против результатов работ с обучением обезьян языку жестов явилось то, что действия обезьян могли оказаться слепым подражанием жестам экспериментаторов (т.е что обезьяны в ответ просто выдавали те же и сходные жесты в другом порядке). В связи с этим вскоре были проведены аналогичные эксперименты с другими языками-посредниками – более искусственными, но позволяющими снять ряд важных возражений. Кроме того, создавали ситуации, в которых обезьяны должны были понимать один язык (устную речь), а отвечать на другом языке либо производить непосредственные действия с изображениями и предметами

«ЯЗЫК» Д. Премака - пластиковые жетоны. Пример вопроса, который задавали шимпанзе Саре посредством пластмассовых жетонов. Сара могла отвечать, выбирая один из изображенных внизу вариантов ответа. (По Premack, 1976.)

Методика обучения Сары понятию «называется». А. Символ «называется» помещают между символом яблока и настоящим яблоком. Б. Символ «называется» помещают между символом банана и настоящим бананом. В. Между символом банана и яблоком помещают символ «называется», а перед ним - символ «нет». (По Premack, Premack, 1972.)

Проф. Дэвид Рамбо (D.Rumbaugh), head of Language research centre in Georgia St. Univ. (Atlanta) Автор языка yerkish, Lana Project (1973). Сравнительное изучение когнитивных способностей приматов: - обучение йеркишу; - формирование установки на обучение; - «счет».

Лана и ее клавиатура с лексиграммами

Т. обр., в начале 1970-х гг. было показано, что антропоиды способны усваивать разные формы незвуковых аналогов человеческого языка («языков- посредников») и понимают их синтаксис.

Пенни Паттерсон, доктор психологии и президент Gorilla Foundation, с гориллой Коко.

Сью Севидж-Рамбо, профессор биологии Университета Штата Джорджия с шимпанзе по имени Канзи (на фото слева) и Ньёта (справа)

Канзи родился , а в возрасте 6 месяцев был усыновлен самкой шимпанзе-бонобо по имени Матата.

Канзи спонтанно усвоил «йеркиш», которому обучали его приемную мать Матату, и в возрасте 2,5 года пользовался лексиграммами без всякого дополнительного обучения

Канзи спонтанно манипулирует с новой клавиатурой, усваивая лексиграммы и звучащие слова

Спонтанное понимание звучащей речи В возрасте 2.5 лет Канзи начал понимать не только отдельные слова, но и целые фразы устной речи окружающих

Тест на понимание синтаксиса устной речи включал более 600 заданий: ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СТРУКТУРЫ ТЕСТОВЫХ ФРАЗ: Существительное – глагол – объект: Субъект – действие; Действие – объект; Указательное местоимение - объект

Понимание устной речи у шимпанзе: По команде "Сделай собаке укол" Канзи приносит плюшевого щенка, потом находит шприц, снимает с него колпачок и колет им собаку. В ответ на просьбу "Пусть собака укусит змею" он находит среди прочих предметов игрушечную змею, открывает рот собаке и изображает укус.

Примеры некоторых тестовых фраз: 6. Do you see the plastic bag?...put the rubber bands in the plastic bag. 39. There is a new ball hiding at Sherman and Austin play yard. 44. Do you see the tape [TV tape]?...can you put it the hat? 96. Can you take your collar [watch] outdoors? 115. Put the oil on the TV Can you tickle Laura with the dog? 144. Get the toy gorilla… slap him with the can opener [fork]. 99. I want you to put some soap on your ball. And after several day 209. I want you to put your ball on some soap Go outdoors and find the carrot. And after several days: 300. Find the carrot and put it outdoors.

Канзи понимает устную речь разных людей без ситуационных подсказок

Продуктивность (по Хоккету) Kanzi, как и другие обзьяны в аналогичных экспериментах, придумал несколько собственных знаков: MATATA + indicating gesture – to visit Matata in her room MATATA GROUPROOM – to envite Matata GLASS – chose unusable lexigramm for his favorite glass

Преднамеренность коммуникации и перемещаемость: Panbanisha told that: The coiffure of the women visited laboratory yesterday resemble the mashroom SHERMAN AUSTIN FIGHT [last night]

«Перемещаемость» – способность передавать информацию о том, что было «ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ» Here Kanzi and Dr. S. Savage-Rumbaugh are at Lookout Point in November when it is starting to get fairly chilly. Kanzi has just told her he wants to go on to Flatrock to look for M&Ms and for a ball.

Культурная преемственность. Канзи, Панбаниша и ее сын Ньёта освоили йеркиш и устный английский спонтанно – без специального обучения, но лишь благодаря тому, что они слышали речь и наблюдали использование лексиграмм людьми и другими обезьянами. Горилла Майкл подражал горилле Коко и использовала усвоенные от нее знаки более часто, чем усвоенные от людей.

Уже за первый год Лулис, приемный сын Уошо, спонтанно освоил 30 знаков.

Шимпанзе оказались не только способными к допонятийному ИЛИ протопонятийному уровню обобщения, но уже на этом уровне проявили способность к символизации, т. е. умению связывать нейтральный знак с предметом, явлением или понятием, и далее использовать этот знак в новых ситуациях.

НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ANIMAL COMMUNICATIONHUMAN LANGUAGE AMSLAN YERKISH I. ПО И.П.ПАВЛОВУ 1-я СИГН. СИСТЕМА ВРОЖДЕННЫХ ВИДОСПЕЦИФИЧ. СИГНАЛОВ 1-я СИГН. СИСТЕМА + 2-я СИГН. СИСТ. ЗНАКОВ- СИМВОЛОВ Промежут. сигн II. ФУНКЦИИ ТОЛЬКО КОМУНИКАЦИЯ КОМУНИКАЦИЯ + МЫШЛЕНИЯ ? III. ПЕРЕДАЧА ИНФРОМАЦИИНЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ, ПРЕДНАМЕРЕННАЯ + IV. ПРИРОДА СООБЩЕНИЙ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕДАЧА ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ- СИМВОЛОВ + V. По ВЫГОТСКОМУ: СЛОВО=ОБОБЩЕНИЕ НЕТДА + VII. КРИТЕРИИ ЯЗЫКА ПО Ч. ХОККЕТУ: 1. СЕМАНТИЧНОСТЬДА + 2. ПЕРЕМЕЩАЕМОСТЬ (СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБЫ-ТИЕМ И СООБЩЕНИЕМ ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ НЕТ (ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС) ДА (ТАМ, ПРЕЖДЕ, ПОТОМ) + 3. ПРОДУКТИВНОСТЬНЕТДА + 4. КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕДАЧАСЛАБОПРЕОБЛАДАЕТ Имеется 5. ВЗАИМО-ЗАМЕНЯЕМОСТЬНЕТДА ? По З.А.Зориной

Опыты И. Пепперберг по символизации с попугаем Алексом

«Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место, но лишь немногие могут отрицать, что разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это разница в степени, а не в качестве» Ч. Дарвин