Особенности проектирования образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО РМО учителей биологии и химии Школа молодого педагога Октябрь 2013.
Advertisements

В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Нормативное обоснование образовательных программ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ с учетом реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных,
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Page 1 Рабочие программы. Page 2 Нормативная база Статья 28. Закон «Об образовании в РФ» -к компетенции ОУ относится разработка и утверждение образовательных.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
Стандарты предыдущего поколения Новые ФГОС Содержание«Знаю, что…»«Знаю, как..» Форма образованияОбучениеУчебная деятельность Позиция учителяТрансляторОрганизатор.
Структура рабочей программы учебной дисциплины Рабочих Т.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Транксрипт:

Особенности проектирования образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов общего образования

Перед тем как рассмотреть технологии проектирования образовательного процесса в условиях реализации новых стандартов, необходимо вспомнить ключевые особенности ФГОС общего образования, которые должны быть обязательно учтены.

1.Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. 2. Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования требования к результатам освоения основной образовательной программы. 3.Становление целостной картины мира и компетентностей на основе развития универсальных учебных действий личностных, регулятивных,познавательных, коммуникативных(формирования общеучебных умений и навыков) является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основная общеобразовательная программа основного общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесены к компетенции образовательного учреждения (пп. 6, 7 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учрежденияпп. 6, 7 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Примерные программы отдельных учебных предметов определяют содержание образования, носят ориентирующий характер, обеспечивая возможность вариативной реализации содержания образования. Важнейшая задача программ отдельных учебных предметов, курсов обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п ФГОС ООО): 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Характеристика разделов программы учебного предмета 1. Пояснительная записка. В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы. В пояснительной записке могут быть изложены особенности образовательного учреждения и связанные с ними особенности изучения предмета, могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Общая характеристика учебного предмета. Эта часть программы характеризует место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования, вклад учебного предмета в общее образование обучающегося, устанавливает межпредметные связи, на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой. Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей, связанных с реализацией содержания учебного предмета в той линии учебников, в соответствии с которой разрабатывается программа.

3. Место учебного предмета в учебном плане. В данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, может определяться резерв свободного учебного времени.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В этом разделе определяются личностные и метапредметные результаты, предусмотренные стандартом, которые формируются при изучении конкретного учебного предмета. Предметные результаты в программе должны отражать полностью предметные результаты, предусмотренные стандартом. Результаты могут быть пополнены, по сравнению с предусмотренными в стандарте, в зависимости от того учебного комплекта, по которому готовится программа.

5. Содержание учебного предмета. Данный раздел является важной частью программы. Он отражает содержание учебного предмета на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, фактически, даётся обязательный минимум содержания по предмету, этот раздел является единым для всех программ по конкретному учебному предмету, независимо от той линии учебников, по которой готовится программа, и обеспечивает единство образовательного пространства по предмету. Раздел «Содержание учебного предмета» должен быть взят из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам в соответствии с последовательностью изучения материала в выбранной предметной линии учебников, указываются контрольные, проверочные и другие работы, проектная деятельность. По каждой теме или разделу определяются основные виды учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих освоение курса. Тематическое планирование формируется по классам и составляется на весь период изучения предмета на ступени.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса В этом разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Планируемые результаты изучения курса детализируют предметные результаты, предусмотренные стандартом, строятся по крупным разделам или темам курса. Планируемые результаты по предмету должны быть взяты из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Одним из эффективных инструментов проектирования образовательного процесса по укрупнённым дидактическим единицам (темам) является технологическая карта.

Технологическая карта- форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, технологические режимы, время, материалы и др. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. - обобщенно-графическое выражение сценария урока, средство представления индивидуальных методов работы.

Технологическая карта темы включа е т в себя : название темы; число часов, отведённое на её изучение; цель освоения учебного материала; основные понятия темы; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные); универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные); межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); логическую последовательность (технологию) изучения указанной темы; систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения; контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамках изучения заявленной темы.

Деятель ность учителя Деятельность обучающихся ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная Осущест вляемые действи я Формиру емые способы деятель ности Осущест вляемые действи я Формиру емые способы деятель ности Осущест вляемые действи я Формиру емые способы деятель ности 1-й этап урока 2-й этап урока итд...

Создание технологической карты как проекта учебного процесса в границах одной учебной темы обеспечивает взаимосвязь всех пяти основных параметров учебного процесса: целеобразования, диагностики, организации (инструментария), коррекции, логической структуры темы.

Технологическая карта темы выступает не только инструментом технологического проектирования, позволяющим учесть требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, но и формирует новое педагогическое мышление учителя, позволяя ему видеть основные компоненты будущего образовательного процесса и предоставляя удобные, наглядные средства для его описания.

Уровень проектирования урока. Фактически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д. Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

1.постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания; 2.планировании способов достижения намеченной цели; 3.осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка); 4.осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений; 5.рефлексии деятельности по итогам урока; 6.выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Количество этапов урока, их последовательность и содержание определяется, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.

Использование технологий проектирования в системе образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования становится сегодня существенным требованием к уровню профессиональной подготовки и квалификации не только педагогических, но и всех административных работников образования.