Региональные схемы развития и размещения производительных сил: опыт разработки и направления совершенствования Лекция по дисциплине «Региональное управление»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Advertisements

Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Соотношение между ценностями, интересами, приоритетами и конкурентными преимуществами Интересы: региональные и национальные Ценности: индивидуальные и.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Малышев Денис Перфильевич РОЛЬ ВУЗОВ В РЕСУРСНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Псков 2012.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Региональная экономика в системе наук.
ВВП 1980 ©Институт народнохозяйственного прогнозирования Москва2008 Оценка инвестиционных потребностей экономики в рамках выработки.
О системе муниципального планирования социально-экономического развития города Апатиты.
Транксрипт:

Региональные схемы развития и размещения производительных сил: опыт разработки и направления совершенствования Лекция по дисциплине «Региональное управление»

В советское время схемы развития и размещения производительных сил по областям, краям и автономным республикам не разрабатывались. Исключение составляет г. Москва, для обоснования развития хозяйства которой в 1985г. была разработана Схема на период до 2000г. Этим ограничивается прошлый опыт разработки схем развития и размещения производительных сил областного масштаба.

Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» были заложены принципиальные основы новой системы прогнозирования: Система государственных прогнозов разрабатывается на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам (статья 2); Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период; на его основе разрабатывается Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (статья 3); Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется; на среднесрочную перспективу разрабатывается программа социально-экономического развития Российской Федерации (статья 4); Прогноз на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Он представляется Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с представлением проекта Федерального бюджета. Кроме того, представляются перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств Федерального бюджета, а также перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд (статья 5).

В законодательных и нормативных документах федерального уровня не предусматривалась разработка схем как формы научного обоснования долгосрочных направлений, приоритетов и сценариев отраслевого и территориального социально- экономического развития страны и регионов. В годы продолжавшихся кризисных процессов наиболее действенным методом регулирования территориального развития были признаны федеральные и региональные целевые программы.

На территории регионов реализовались десятки отраслевых и региональных программ, в той или иной степени бессистемно решающих региональные проблемы. Поэтому неизбежно встал вопрос о координации этих программ на территории региона, их ранжировании с позиций интересов развития регионов.

У региональных органов управления, наделенных значительными и все более расширяющимися полномочиями и возможностями влияния на развитие экономики и социальной сферы, объективно создавалась потребность в документе, комплексно увязывающем все усилия по социально-экономическому развитию региона, обосновывающем стратегию развития и размещения его производительных сил.

В 1990-е гг. в России впервые Схема развития и размещения производительных сил была разработана Правительством Свердловской области на период до 2015 года по собственной инициативе, с привлечением представителей неправительственных, научно-исследовательских и проектных организаций, в гг.

Предпосылки появления схемы развития и размещения производительных сил в регионе перед системой управления на региональном уровне стояли весьма сложные задачи, для решения которых применяемых методов обоснований социально- экономического развития было недостаточно. руководители регионов уже не могли больше ждать, когда правительство Российской Федерации разработает общегосударственную стратегию территориального развития, и были вынуждены определяться с региональной стратегией самостоятельно. предлагаемая Минэкономразвития РФ форма региональных целевых программ не удовлетворяла требованиям управления экономикой региона.

Цель схемы развития и размещения производительных сил в Свердловской области «Целью Схемы является определение направления и путей решения использования ресурсов, производственной специализации и основных параметров развития хозяйственного комплекса региона, территориальное выравнивание уровней социального развития суб-регионов (управленческих округов), совершенствование отраслевых и территориальных пропорций экономического развития». Источник: «Методические материалы по разработке Схемы развития и размещения производительных сил свердловской области на период до 2015 года» Екатеринбург. 2002г. С. 53.

Этапы работы над схемой развития и размещения производительных сил (на примере Свердловской области) А. Разработка Концепции (сценарных условий) развития и размещения производительных сил. 1. Анализ состояния экономики и социальной сферы 2. Стратегия социально- экономического развития области на период до 2015 года: 2.1. Цели, задачи, приоритеты долгосрочного экономического и социального развития Основные направления преобразований: демографический прогноз; ресурсный потенциал региона; качественная характеристика окружающей среды; внутриобластные отраслевые и территориальные приоритеты развития; инновационная и инвестиционная политика; основные параметры развития экономики области.

Этапы работы над схемой развития и размещения производительных сил (на примере Свердловской области) (продолжение) Б. Разработка отраслевых схем. В. Разработка территориального раздела Схемы в разрезе управленческих округов и шести муниципальных образований; городов Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов, Первоуральск, Асбест. Г. Раздел, посвященный расселению, в котором рассматриваются: концепция пространственной организации расселения; направления развития транспортно- экономических связей региона с другими субъектами Федерации и территорий внутри региона; перспективы развития миграционных тенденций; основные положения градостроительной политики. Д. Увязка отраслевых схем и создание единого отраслевого раздела Схемы с балансовой увязкой распределения трудовых и материальных ресурсов между отраслями экономики. Е. Обобщенный территориальный раздел Схемы. Ж. Сводный том, обеспечивающий увязку отраслевого и территориального разделов

Достоинства Схемы: Разработка данного документа означает, что администрации регионов в состоянии взять на себя инициативу в определении приоритетов развития и готовы активизировать собственную экономическую политику; предпринимательские структуры осознали важность сотрудничества с региональной администрациями в выработке региональной экономической политики; появилось понимание того, что только комплексное исследование дает представление о емкости потребительного рынка региона и возможных направлениях межотраслевой кооперации; согласование в рамках Схемы отраслевого и территориального аспектов развития создает условия для определения перспектив социального развития в различных городах и территориальных образованиях области; Схема может использоваться для подготовки многих исполнительных документов: годовых бюджетов и прогнозов, постановлений исполнительных органов, федеральных целевых программ и др.

Недостатки Схемы: авторам Схемы не удалось убедительно обосновать размеры спроса на продукцию отраслей специализации хозяйства, в результате чего объемы производства металлургических и машиностроительных предприятий определены лишь исходя из их потенциальных возможностей; не имея федеральных расчетов по перспективам привлечения иностранных инвестиций, авторам не удалось достаточно убедительно аргументировать возможности финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов.

Схема развития и размещения производительных сил города Москвы до 2020 года разработана в качестве документа, определяющего долгосрочные перспективы ее развития, дополняющего традиционно выполняемые работы по анализу и прогнозированию социально- экономического развития города.

Основные задачи Схемы развития и размещения производительных сил города Москвы : 1 определить роль Москвы в экономике Российской Федерации; 2 обосновать пути наиболее рационального использования экономического потенциала города; 3 определить направления и масштабы развития городского хозяйства и сферы услуг, обеспечивающие достижение уровня жизни и обслуживания населения, соответствующего крупным европейским городам;

Основные задачи Схемы развития и размещения производительных сил города Москвы : 4 обосновать развитие комплекса инфраструктурных отраслей, отвечающее потребностям хозяйства и населения города; 5 обосновать направления и масштабы развития промышленности, исходя из конкурентных возможностей и ограничений, связанных с градостроительными и экологическими требованиями; 6 определить основные направления развития административных округов.

Принципы формирования Схемы: город рассматривается как органическая часть экономики страны и Московской агломерации; экономика и социальная сфера города являются единым целым, требующим для нормального развития обеспечения определенных пропорций между различными сферами и сбалансированности между городскими ресурсами и их потреблением; разработка Схемы осуществляется по сценариям, ориентированным на качественно различающиеся цели. Расчеты проводятся как по отраслям (комплексам), так и по административным округам. При этом должна обеспечиваться увязка отраслевого и территориального разрезов.

Этапы разработки Схемы: проводится анализ существующего положения, выявляются межотраслевые и межокружные диспропорции и проблемы развития отдельных отраслей хозяйственного комплекса и сферы обслуживания населения; дается оценка использования имеющегося потенциала; разрабатывается долгосрочный прогноз социально-экономического развития города (по вариантам). При этом используются материалы демографического и отраслевых прогнозов; формируется Концепция экономического и социального развития города, определяющая основные идеи, цели и сценарии развития в долгосрочной перспективе; разрабатывается Схема развития и размещения производительных сил.

Анализ состояния современного развития и размещения производительных сил позволяет: определить достигнутый уровень развития различных отраслей хозяйственного комплекса; оценить демографический, трудовой, экономический и научный потенциалы города, определить степень их использования, а также его конкурентные возможности в повышении общественной и инвестиционной привлекательности; оценить состояние окружающей среды и условий обитания населения; выявить тенденции, проблемы и диспропорции в развитии производственной и социальной сфер, транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и строительного комплекса, использовании городской территории и охране природного комплекса; определить уровень жизни населения, сбалансированность доходов и расходов, обеспеченность объектами социальной сферы.

Система региональных балансов для верификации региональных прогнозов

Варианты прогноза инерционный, исходит из сохранения роли Москвы в экономическом пространстве России и пролонгации тенденций экономического роста, сложившихся в гг. при сохранении роли Москвы в экономической пространстве России предусматривает максимальную реализацию конкурентных преимуществ города в сферах «новой экономики», инновационных технологий и подготовки высококвалифицированных кадров. при максимальной реализации конкурентных преимуществ предусматривает возможность снижения доли Москвы на финансовых рынках, в сфере оптовой торговли, в сфере промышленного производства, в сфере международных транспортных перевозок. Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Структура прогноза социально-экономического развития г. Москвы до 2020 г. Общеэкономические показатели. Развитие отраслей специализации, участвующих в международном и общероссийском рынках. Развитие отраслей, ориентированных на городской рынок и обслуживание нужд города. Развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг. Использование территории и охрана окружающей среды.

Современное состояние и перспективы развития экономики региона характеризуют показатели: рост денежных доходов и расходов населения, в том числе по социальным группам сложившийся объем услуг (по видам) на одного жителя ожидаемая динамика цен и тарифов на услуги данные изучения спроса населения на отдельные виды услуг состояние и развитие материально- технической базы, наличие и намечаемый ввод в действие предприятий, оказывающих услуги

Важнейшую роль в реализации Схемы играет прогноз инвестиций в основной капитал, их масштабы, структура и источники финансирования. От инвестиционных возможностей зависят темпы роста производства товаров и услуг и масштабы реструктуризации хозяйственного комплекса.

Задачи, решаемые при прогнозировании инвестиционного процесса исследование направлений инвестирования; оценка совокупного (прежде всего собственного) ресурсно-финансового потенциала экономики; вариантный прогноз структуры инвестиций во взаимосвязи с прогнозируемыми экономическими процессами; изучение финансовых аспектов обеспеченности инвестиционного процесса; оценка результативности инвестиционной деятельности.

В законченном виде Схема развития и размещения производительных сил города содержит: Отраслевые схемы развития и размещения производительных сил. Территориальные схемы развития и размещения производительных сил. Сводный том Схемы.

В окончательном виде в сводном томе Схемы отражаются: сводные экономические показатели, основные положения баланса трудовых ресурсов и баланса денежных доходов и расходов населения; параметры объемов производства и отраслевой структуры промышленности; объемы выпуска продукции и услуг отраслями городского хозяйства; показатели обеспеченности населения наиболее социально-значимыми видами услуг и другие показатели, имеющие важное значение для характеристики основных направлений и ожидаемых результатов развития хозяйственного комплекса Москвы.

При формировании сводного тома необходима увязка: планов жилищного строительства потребностей населения в жилье

При формировании сводного тома необходима увязка: планов подготовки квалифици рованных кадров наличия трудовых ресурсов потребностей в кадрах

При формировании сводного тома необходима увязка: потребностей округов города в услугах инфраструктурных отраслей перспектив развития инфраструктурных отраслей

При формировании сводного тома необходима увязка: потребностей населения города в услугах планов развития социальной инфраструктуры в округах

При формировании сводного тома необходима увязка:

Схема развития и размещения производительных сил Ханты- Мансийского автономного округа – Югры на период годы и до 2020 года разработана в 2005г. Ей предшествовала разработанная в 2004 году Программа экономического и социального развития Ханты-Мансийского автономного округа на годы.

Цель разработки Схемы содействовать созданию в округе социально ориентированной многосекторной экономики, базирующейся на инновационных технологиях, устойчивой к конъюнктурным циклам подъемов и спадов мировых рынков и изменениям федеральной политики, и глобально конкурентоспособной.

Задачи Схемы 1 наращивание природных, материальных и финансовых активов округа 2 усиление инновационности всех секторов окружной экономики (базового, ориентированного на вывоз продукции, инфраструктурного, и сектора бизнес-услуг и услуг домохозяйствам) 3 развитие человеческого капитала

В Схеме выделяется три этапа развития округа: динамичное развитие экономики, развертывание новых полюсов роста замедление темпов роста из- за стагнации добычи нефти, расширение сферы деятельности высоких технологий, наукоемких бизнес-услуг ускорение роста на основе усилий по наращива- нию инновацион- ности региональ- ной экономики и социальной сферы гг гг гг.

Разделы Схемы Общеэкономический раздел. Развитие населения. Политика занятости и демографическая политика. Развитие нефтегазового сектора. Развитие лесопромышленного комплекса. Превращение электроэнергетики в отрасль, ориентированную на рынки соседей по Уральскому федеральному округу. Приоритетные направления использования минерально-сырьевых ресурсов округа. Развитие рекреационного комплекса, туристических услуг. Развитие агропромышленного комплекса. Приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры. Развитие жилищно-коммунального комплекса. Развитие строительного комплекса округа. Развитие инфррмационно- телекоммуникационного кластера и повышение коммуникационной связности округа. Развитие региональной финансовой системы. Расширение и углубление сектора услуг. Повышение инновационной отдачи от внешних межрегиональных и международных связей округа. Укрепление традиционной экономики и национальных сел. Улучшение качества окружающей природной среды. Увеличение территориального сплочения, преодоление межрайонных разрывов. Сводный том.

Схема комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) разработана в соответствии с поручением Президента России и поручением Председателя Правительств РФ от г., МФ-П9-479.

Цель Схемы обоснование долгосрочных направлений, приоритетов и сценариев развития базовых отраслей, комплексного социально-экономического развития и совершенствования пространственной организации Республики Саха (Якутия), обеспечивающих решение имеющихся проблем, устойчивый рост экономических показателей и уровня жизни населения, повышение роли Республики в Дальневосточном регионе на основе оптимального использования ее природно- экономического потенциала и конкурентных преимуществ.

Методика разработки Схемы придает исключительное значение определению конкурентных преимуществ и предпосылок развития экономики, комплексному анализу и оценке минерально-сырьевой базы (МСБ) Республики. Для оценки масштабов МСБ используются данные о величине минерально- сырьевых и топливных ресурсов, а также о геолого-экономической оценке основных месторождений полезных ископаемых, их размещении и степени использования, условиях освоения и эксплуатации.

Структура Схемы Введение. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия). Цели, задачи и приоритеты развития Республики Саха (Якутия) на прогнозный период. Сценарии долгосрочного социально-экономического развития. Вариантные прогнозные расчеты основных показателей социально- экономического развития Республики Саха (Якутия) на период гг. и до 2020 года. Приоритетные направления и перспективы развития производственной сферы. Приоритетные направления и перспективы развития в социальной сфере. Приоритетные направления и перспективы совершенствования пространственной структуры экономики. Комплекс мер по реализации основных положений Схемы. Итоговые выводы. Приложения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СХЕМ Региональные схемы должны разрабатываться на основе системы принципов, методов, критериев и показателей, обеспечивающих сочетание территориальных и общефедеральных интересов. Разработка Схемы должна начинаться с утверждения Методики, построенной на базе типовых методических рекомендаций и учитывающей специфику хозяйственного комплекса региона Разрабатываемые схемы должны учитывать типологические особенности исследуемых регионов, определяемые территориальной спецификой отраслевых структур и сочетанием различных видов экономической деятельности.