Д.В. Люсин, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, Институт психологии РАН. В.В. Овсянникова, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ. Измерение способности к распознаванию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Связь эффективности эмоционального зрительного поиска с эмоциональным интеллектом Овсянникова В.В. Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Advertisements

Связи эмоционального интеллекта с общим интеллектом Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ Институт психологии РАН.
Существует ли универсальная способность распознавания эмоциональной окраски стимулов разного типа? Пермогорский М.С. аспирант, Лаборатория когнитивных.
Когнитивные основы эмоционального интеллекта: эмоциональный эффект Струпа Татьяна Сысоева Москва, РГГУ.
Когнитивные механизмы влияния эмоциональных состояний на креативность Абисалова Елизавета, Институт психологии, РГГУ.
Методы диагностики эмоционально го интеллекта подростков Ожогина Елизавета Михайловна, педагог-психолог ГБОУ НПО ПЛ 13 МО.
Структура самоописания эмоциональных состояний Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ Институт психологии РАН А.Г. Синкевич Институт.
Кросс-культурное исследование эмоционального интеллекта (на примере российской и азербайджанской выборок) Панкратова Алина Александровна МГУ им. М.В. Ломоносова,
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание. Люсин Д.В. (ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, НИУ-ВШЭ) Кожухова Ю.А. (ИП им. Л.С. Выготского.
Статистические методы анализа опосредования Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Институт психологии РАН.
Овсянникова В. В., ИП им. Л. С. Выготского РГГУ Шабалина Т. А., ГУП « ЦИАТ » Москва, 2012 г. Связь эффективности переработки эмоциональной информации с.
Дифференцированное измерение эмоциональности текстов с помощью алгоритма PMI-IR Андрей Четвериков.
Опыт построения системы распознавания эмоций по параметрам функционального состояния мозга И.А. Горбунов М.Р. Зайнутдинов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – Руководитель проекта, канд.психол.н., доц.
Связь справедливости взаимодействия с эмоциями участников (на примере политических выборов)
КАБАЕВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международный центр «Консалтинг. Тренинг. Коучинг» +7(495) Эффективность.
Положительные эмоции Радость Удивление Интерес Отрицательные эмоции Страдание Страх Гнев Отвращение Презрение Стыд Вина Отрицательные эмоции Страдание.
Влияние порядка рождения и состава семьи на развитие эмоционального интеллекта А.А. Панкратова МГУ имени М.В. Ломоносова Факультет психологии, кафедра.
Механизмы и условия развития. появление способности управлять чувствами изменение динамики и содержания чувств.
Транксрипт:

Д.В. Люсин, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, Институт психологии РАН. В.В. Овсянникова, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ. Измерение способности к распознаванию эмоций: точность vs сензитивность

Введение Mayer J., Salovey P., Caruso D. (2004): Эмоциональный интеллект – это комплекс способностей понимания и управления эмоциями (своими и других людей). Тест MSCEIT (Mayer et al., 2003): 1. Восприятие эмоций. 2. Использование эмоций в мышлении и деятельности. 3. Понимание эмоций. 4. Управление эмоциями.

Согласованность ответов экспертов Согласованность ответов репрезентативной выборки Подсчет баллов: 1)Формат множественного выбора. Показатель отдельного испытуемого – это количество правильных ответов. 2)Формат оценки степени (Rate-the-extent format). Показатель отдельного испытуемого – это сумма весов всех пунктов. Пример: тест MSCEIT. Теория эмоций Подсчет баллов: Формат множественного выбора. Правильные ответы определяются в соответствии с теорией. Показатель отдельного испытуемого вычисляется как среднее (сумма) правильных ответов. Пример: тест STEU (MacCann, Roberts, 2008), разработан на основе когнитивной теории эмоций А. Роузмена (Roseman, 2001). Как определить правильные ответы и вычислить показатели в тестах ЭИ?

Точность vs Сензитивность Точность – это способность правильно распознавать модальность эмоционального состояния другого человека. Сензитивность – это чувствительность к выраженности эмоций, проявляющаяся в переоценке или недооценке их интенсивности.

Видеотест 7 видеосюжетов (содержат фрагменты поведения в повседневных ситуациях) 15 шкал для оценки состояния персонажа (0 – 5 баллов) Согласованность оценок экспертов α =.87

Видеотест: список шкал гнев расслабленность удивление презрение стыд тревога отвращение интерес недовольство возбуждение страдание радость страх спокойствие вина

Показатели I.Показатель точности распознавания эмоций это степень сходства между паттернами ответов испытуемого и «правильными» ответами по 15 шкалам. вычисляется как коэффициент корреляции между оценками испытуемого и «правильными» оценками. II. Показатель сензитивности к эмоциям это степень удаленности (расстояние) между оценками испытуемого и «правильными» оценками. вычисляется как сумма разностей экспертных оценок и оценок испытуемого по 15 шкалам.

Точность vs Сензитивность ______ Эксперты ______ Испытуемый

Выборка N = 635 Пол: 61 % женского пола (417 чел. ) Возраст: от 16 to 57 лет (M = 21.1, SD = 5.5)

Другие переменные исследования КонструктМетодикаВыборка Интеллект Тест Равена (Raven et al., 2003) 230 Эмоциональный интеллект Опросник ЭмИн (Люсин, 2006) 239 MSCEIT V2.0, шкала Восприятие эмоций (Mayer et al., 2003) 35 Личностные характеристики Опросник Большая пятерка (Costa, McCrae, 1992) 31 Опросник эмпатии (Mehrabian, Epstein, 1972) 55 Шкалы психологического благополучия (Ryff, 1989) 50

Результаты Психометрические характеристики Показатель Внутренняя согласованность (α Кронбаха) N = 635 Тест-ретестовая надежность (r Пирсона) N = 48 Точность Сензитивность Корреляция между точностью и сензитивностью: (p

ТочностьСензитивность Тест Равена: общий балл (.261).079 (.232) MSCEIT: Восприятие эмоций.320 (.061)-.388* (.021) Опросник ЭмИн: Межличностный ЭИ.127* (.049).159* (.014) Опросник ЭмИн: Внутриличностный ЭИ.041 (.525).043 (.505) Опросник ЭмИн: Понимание эмоций.090 (.165).106 (.102) Опросник ЭмИн: Управление эмоциями.089 (.171).083 (.200) Опросник эмпатии.250 (.065).271* (.046) Корреляции Видеотеста с другими переменными Нет значимых корреляций со шкалами Большой Пятерки и общим баллом опросника психологического благополучия.

Заключение 1.Точность и сензитивность представляют собой независимые измерения (т.к. очень слабо коррелируют друг с другом). 2. Есть связи показателей Видеотеста с другими переменными: Точность и сензитивность по-разному коррелируют со шкалой Восприятие эмоций теста MSCEIT (положительная связь с точностью, отрицательная связь с сензитивностью). Точность и сензитивность положительно коррелируют с межличностным ЭИ (по самоотчету). Нет связи показателей Видеотеста с ППМ Равена. Почему? MacCann, Roberts (2008): Связи между интеллектом и ЭИ зависят от формата ответов.

Д.В. В.В. Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !