Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Advertisements

Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения при обучении по УМК «Начальная инновационная школа». Выступление подготовила.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
ОСЕНЬ НАСТУПИЛА. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Именно здесь приобрела способность ценностно воспринимать, по-человечески переживать.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Детско-родительский проект по гражданско- патриотическому воспитанию Руководитель проекта: воспитатель старшей группы НДОЧУ д/с 21 «Светлана» Савельева.
Цель и задачи Программы Цель: Формирование начальных и наиболее общих представлений о православной культуре в России. Задачи: 1. Дать представление об.
Кукольный театр- форма искусства и средство воспитания.
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Именно здесь приобрела способность ценностно воспринимать,
МУЗЕЙ - ЭТО КНИГА ПАМЯТИ Работу выполнила ученица 9 класса МОУ СОШ 7 Воробьёва Ольга Руководитель учитель географии Седикова Анна Алексеевна.
Патриотическое воспитание «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» «Человек только тогда становится гражданином,
Былины Выполнили Горбачева Т. И., Брусницына Л. В., Королева Н. Г., Тушканова А. И. – учителя русского языка и литературы © МОУ СОШ 7 г. Тутаев.
Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник.
Воспитание патриота и гражданина на уроках истории и обществознания.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
МБОУ ЖЕРЕБЦОВСКАЯ ООШ 39 Организационная модель введения ФГОС.
Былины Выполнили учителя русского языка и литературы Абазаева Г.Ц., Заика Г.Ф.
Транксрипт:

Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Причины, заставляющие говорить об актуальности заявленной темы Безусловно, духовно- патриотическое воспитание актуально во все времена, особенно в наши дни, когда поиск детьми нравственных ориентиров чрезвычайно затруднен. Этому способствует ряд причин, затрагивающих все сферы нашей жизни.

Это и повсеместная компьютеризация, особым образом влияющая на умы детей, и трагически недостаточное количество родительского внимания, и порой излишне политизированное поведение окружающих.

Таким образом, у современного ребёнка возникает много нравственных соблазнов, облегчающих и одновременно опустошающих внутреннюю жизнь. Несомненно, здесь должен прийти на помощь учитель, так как на уроках русского языка и литературы осветить проблемы, связанные с духовно-патриотическим воспитанием, – наиболее логично и целесообразно.

Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка Любое лингвистическое явление можно и должно рассматривать через призму духовного достояния русского народа. Каждый урок русского языка, какой бы темы он ни касался, -- это непременно экскурс в историю родного языка, разговор об исключительном богатстве его ресурсов. Например, работая над темой «Слитное и раздельное написание не с существительными», узнаёшь, что слово негодяй первоначально связано с рекрутским набором на Руси: так называли человека, не годного к службе.

Кроме того, нельзя обойти вниманием упомянутый воспитательный аспект, работая над программными сочинениями.

Так, например, программа С.И. Львовой и В.В. Львова для 5 класса предусматривает широкий спектр тем, касающихся творческой деятельности детей. Знакомство с картинами М.А. Врубеля, И.И. Фирсова, В.Д. Поленова, И. И. Левитана, А.И. Куинджи (с помощью самостоятельно добытой информации, статей и репродукций в учебнике, презентаций учителя) не только вводит школьников (чаще всего этого не желающих) в особый художественный мир, но и помогает осваивать определенную лексику, развивать письменную речь. Куинджи А.И. Березовая роща.

При этом воспитывать в детях гражданскую позицию, соприкасаясь с миром искусства, – беспроигрышный вариант. Созерцая картины, связанные со славным историческим прошлым России, картины, посвящённые красоте русской природы, учащиеся понимают истинное значение таких понятий, как : любовь к Родине, патриотизм. Поленов В.Д. «Московский дворик».

Как это ни парадоксально, в творческий процесс оказываются вовлеченными и родители, которые переживают за успехи своих детей. Пусть даже интерес родных изначально сугубо практический (отметки), кто, как не учитель, посодействует интересу к отечественной культуре, когда всем «некогда», «не хватает сил»? Врубель М.А. Царевна-Лебедь.

Духовно-патриотическое воспитание на уроках литературы Формирование нравственно-эстетических представлений Формирование нравственно-эстетических представлений, гуманистических идеалов, гражданской позиции является наиболее важной целью уроков литературы в школе при анализе художественных произведений, обсуждении тем, касающихся основных нравственных категорий (любовь, добро, зло, гуманизм): «Гуманистическая направленность пушкинской сказки», «Любовь как высшая нравственная основа», «Семейные традиции и их влияние на формирование личности».

На уроках изучения русской литературы, реализуя цели духовно-патриотического воспитания, конечно же, недостаточно руководствоваться материалом учебника. Необходимо привлекать и дополнительную информацию, которая поможет углубить знания учеников, расширить их кругозор и увлечь за собой.

Приступив к изучению литературы XX века, можно более подробно осветить особенности культурного процесса конца ХIХ–начала XX веков, поговорить о музыкальности творчества -- собственно художественного, театрального, литературного, музыкального (Врубель, Чюрлёнис – Блок, Бунин – Мейерхольд). М. К. Чюрлёнис ( ): живопись по законам музыки.

Заключение Таким образом, на плечи современного учителя ложится львиная доля ответственности за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих. Ведь патриот – очень ёмкое понятие. Это человек, открытый развитию, воспитанию доброте, сердечности – то есть обладающий важнейшими личностными качествами. Именно они становятся опорой в формировании гражданской позиции человека знающего, адекватного, умеющего найти свои, истинные ориентиры в жизни.