Рабочая группа энерготрейдеров ЭНЕРГЕТИКА: О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (продолжение) Данные проект аналитики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) (Торговая система розничного рынка).
Advertisements

Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Стратегические задачи энергосбытовых компаний или легенды и мифы о ГП Е.Н. Орешкин 1.
Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
О проблемах розничного рынка и механизмах их решения Председатель Правления НП ГП и ЭСК Ю.А. Желябовский.
Гарантирующие поставщики электроэнергии как инфраструктура розничного рынка электроэнергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления.
СЕТИ и СБЫТ - ПАРТНЁРЫ Докладчик: Генеральный директор ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» Сергей Иконников Группа
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Биржа в модели рынка свободных договоров. Биржа в рынке прямых договоров Модель рынка, которая существует сейчас, не является современным конкурентным.
1 Новая модель рынка электроэнергии (мощности) Выдержки из доклада на совещании в Минэнерго России (8 июня 2011г.), относящиеся к оптовому рынку ООО «Карана»
Развитие конкуренции на розничном рынке.. Розничный рынок Этапы либерализации розничного рынка. Розничная генерация (базовая конкуренция) Розничная генерация.
АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РОССИИ Советник главы РСОА Проф. И.Хузмиев.
Предложения по Организации НП «Ассоциация независимых энергосбытовых компаний» «Нам нужны действенные шаги по повышению уровня конкуренции на розничном.
Россия – Англия: 2 : 1 Поздравляем!!!. Деятельность сбытовой компании в условиях конкурентного рынка Презентация по результатам работы рабочей группы.
Особенности ценообразования в условиях функционирования новой модели оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода Россия, , Москва,
Транксрипт:

Рабочая группа энерготрейдеров ЭНЕРГЕТИКА: О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (продолжение) Данные проект аналитики от ноября 2012 года это продолжение аналитики от июня 2006 года

О чем данный материал? Модели рынков – это отражение целИ и задаЧ поставленных перед отраслью, и в настоящий момент энергетика РФ исходя из Правил ее регулирования (Правила оптового и розничных рынков) имеет множество противоречивых целЕЙ Все текущие публикации и дискуссии о рынке в энергетике и энергетике в рынке политизированы – необходим непредвзятый взгляд тех кто ежедневно сталкивается с текущей проблематикой, а не раздельный популизм в защиту или потребителя или генерации Текущее состояние отрасли требует не просто принятия мер по выводу ее из кризиса, а объективного осмысления произошедших в ней перемен – фиксацией причин и следствий Данный материал – НЕ альтернатива и НЕ голословная критика, а мнение практиков-экспертов: нас можно послушать, а можно и услышать 2

Текущий статус реформы энергетики Разделение АО-энерго и продажа инвестору генерации и сбытов Создание системы независимых эффективных регуляторов: коммерческого и технологического Замена тарифного госрегулирования на рыночные механизмы ценообразования Модернизация отрасли Решение проблемы платежей Перекомпоновка государственных активов из вертикально- интегрированных в горизонтально-интегрированные Российский инвестор готов выйти из отрасли Промышленные предприятия вынуждены реформироваться по правилам и принципам АО-энерго Сформирован перечень самостоятельных регуляторов с пересекающимися функциями, как элементы государственного аппарата регулирования Технический регулятор самостоятелен и не прозрачен Внешние признаки создания рыночных процедур выполнены – торги проводятся, но внутреннее содержание механизмов предусматривает наличие «price-cap», как явных (рынок мощности), так и скрытых (рынок электроэнергии) Реализовывается медленными темпами под «регулированием» Проблема усугубилась 3 А что же с уровнем цен на энергию?

Противоречие целей развития энергетики – чей крест? Сдерживание тарифов для потребителя Улучшение инвестиционного климата Постоянное изменение Правил оптового и розничного рынков Был крест Чубайса (угроза дефицита мощности) … он трансформировался в крест Баркина (цена на э/э и мощность сформировала отказ крупных потребителей от ОРЭМ в пользу собственной генерации) Требование модернизации сетевого и генерирующего оборудования … а чей этот «перекресток» противоречий? 4

Причины формирования «перекрестка» целей 1.Правила оптового и розничных рынков гг. позволили дорого продать энергетику, а не привлечь в энергетику РФ долгосрочного инвестора 2.Система управления энергетикой была сформирована под команду экспертов, а заполнилась ее конкурентами: как следствие – государственное регулирование усилилось и усложнилось, а рыночное саморегулирование не организовано и бесправно 3.Непрозрачность процессов и результатов ценообразования –тезис публикации данных реализован таким образом, что требует существенных финансовых вложений для автоматизации, и серьезного изучения физических режимов 5

Почему модель оптового рынка не устраивает инвесторов и потребителей? Что обещали? Маржинальное ценообразование: Формирование цены по последней востребованной станции А что получили? Искусственное увеличение ценопринимания Контроль и регулирование ценовых заявок на рынок Сверхдоходные государственные атомные и гидрокомпании как сочетание маржинальной цены и самых низких переменных затрат Инвестора привлекли в генерацию обещанием маржинального ценообразования Аналитик инвестора был уверен что при дефиците мощности цена будет высокой и достаточной для покрытия любых затрат на инвестиции в энергетику Расчеты инвестора о цене электроэнергии и мощности оказались не верными так как рост цены был ограничен пределами после того как инвестор приобрел активы Ценообразование оптового рынка формирует высокие затраты для потребителей, стимулируя государство сдерживать рост цен только за счет контроля содержания ценовых заявок угольно-газовой генерации, так как модель рынка защищает сверхдоходы атомной и гидрокомпаний статусом ценопринимающих компаний с низкими переменными (!) затратами Тепловые компании с убыточной или минимальной доходностью с постоянным контролем ценовых заявок со стороны государства и высокими темпами роста топлива 6

Взаимоотношения на розничном рынке стали более либеральные чем до начала реформы, … …. но уже недостаточные для поступательного развития взаимоотношений обеспечивающих снижение затрат для розничного потребителя посредством конкуренции сбытовых надбавок, конкуренции услуг, снижения себестоимости услуг сетевых компаний Почему модель розничного рынка не снижает розничные цены? Что обещали?А что получили? Альтернатива существует только у крупных потребителей. Неквалифицированные потребители не могут сменить энергоснабжающую организацию Система взаимоотношений на ОРЭМ и РРЭ не стимулирует ГП к мероприятиям по ликвидации перекрестного субсидирования Это почетная функция – бремя государства, переложившего его из ГП в сети Государство защищает неэффективные государственные монополии («последняя миля») что создает предпосылки к росту затрат на услуги по передаче Содержание статуса Гарантирующего поставщика заменено с социально-ответственной деятельности на регулируемый бизнес для повышения стоимости АО-сбытов перед продажей инвесторам Решить проблему перекрестного субсидирования Сформировать для розничных потребителей альтернативу высоким тарифам АО-энергосбытам Обеспечить снижение затрат на передачу и гарантировать потребителю возможность смены сбытовой организации – посредством формирования государственных сетевых компаний Гарантировать стабильность энергоснабжения посредством введения института социально- ответственных статусов ГП 7

8 ЦФР Как изменилась система регулирования отраслью? Минпро мэнерго РАО ЕЭС России ФСТФАС НП АТС ЦУР СО Мин энерго ФСТФАС АТС Совет рынка СО Мин энерго ФСТФАС СО Совет рынка Как было (корпоративное управление): ЦУР обладал полномочиями и собственной экспертизой разработки новой модели функционирования энергетики и программы реформирования в рамках ФЗ Органы исполнительной власти – условно согласовывали документы и программы (отсутствие собственной экспертизы восполнялось общением с независимыми энергокомпаниями) НП АТС обладал полномочиями контроля за действиями СО АТС и СО давали свои предложения в ЦУР Как планировали (мегарегулятор отрасли): К моменту ликвидации РАО ЕЭС России нормативно-правовая база и модели рынков не были готовы к самостоятельному поддержанию и развитию – было логично переместить экспертизу команды ЦУР с сохранением полномочий в мегарегулятор АТС терял все регуляторные полномочия, в т.ч. и над СО – мониторинг передавался Минэнерго АТС Как сформировалось (все за всеми и без ответственности): Экспертная команда ЦУР не пришла в Совет рынка (Роснано, сбыт, НП) В Минэнерго и Совет рынка пришли менеджеры АТС Минэнерго не имеет ресурсов «мониторить» действия СО (режим «пожарной команды») Были созданы НП по видам деятельности для защиты интересов (из состава ЦУР и БЕ) Совет рынка вместо отраслевого мегарегулятора превращается в технический инструмент Минэнерго и ФАС СО – это абсолютно самостоятельный и неподотчетный регулятор НП ГП НП х НП Ген Сильное влияние«Мягкое» влияние

Ближайшие шаги регуляторов Перейти на одноставочную модель с ценовыми заявками для всех генераторов Организовать легитимную передачу статуса ГП при банкротстве ГП Обеспечить ускоренный доступ на оптовый рынок квалифицированных потребителей Перейти на физические договоры (аналог РД) Разобраться с перекрестным субсидированием Обеспечить эффективное управление за ФСК и МРСК единой УК Отрегулировать сбытовую надбавку ГП Ликвидировать ГП второго уровня Обеспечить разделение по видам деятельности Перекомпоновка активов между государственными компаниями Убираются ценовые искажения и ограничения развития конкуренции Равные условия для всех типов генерации, но корректировка развития стратегической госотрасли Первый шаг к организации долгосрочных отношений (форма), но необходимо наполнение содержанием (стабильность правил) Статус ГП мог быть передан сетевым компаниям при иной модели розничного рынка Объективно важные задачи обеспечивающие развитие отношений в отрасли Необходимые задачи которых могло и не быть (обусловлены некорректной реформой) Лучшая альтернатива для потребителя – это смена сбытовой компании, а не переход с розницы на опт Реформа и регулирование: дисбаланс тарифного регулирования, инвестиционных программ, проблемы корп.управления Статус ГП у сетей сохраняет госрегулирование для социального вида деятельности и не требует особых усилий Реформа для энергетики моногородов должна учитывать специфику: отсутствие конкуренции в регионе, удаленность и т.д Необходимо было привлекать не деньги инвестора, а инвестора стабильным ценообразованием Все текущие предложения и планы временно сдерживают развитие кризиса в отрасли, сохраняя ряд основных проблем без перспектив их разрешения 9

Специфика текущего вектора развития – понуждение 10 Выбранная модель взаимоотношений в энергетике не сформировала рыночных механизмов саморегулирования, соответственно текущая система требует регулирования государством всех процессов, что и является «понуждением» При сохранении подхода «понуждения», взаимоотношения будут и далее развиваться по этому же принципу СО выбирает состав оборудования директивным решением, а не посредством конкурентных процедур (торги ВСВГО – по содержанию имеют множество ограничений) Экономический запрет для развития распределенной генерации Укрупнение ЗСП может выполняться административным решением, а не на основе физических критериев по снятию дефицита мощности в ЗСП (новая мощность или увеличение МДП сечения) Контроль ФАС и Совета рынка структуры и содержания затрат в ценовых заявках вместо равных конкурентных условий участия для всех типов станций в рынках А Б В Г Е Ж З Экономическое понуждение к заключению долгосрочных договоров на ОРЭМ Ближайшие перспективы развития механизмов понуждения Ограничение НВВ при формировании сбытовой надбавки для ГП – это новый price cap для конкуренции за потребителя на розничном рынке между ГП и сбытом Зависимость сбытовой надбавки ГП от цены ОРЭМ – необходимость предотвращения регулятором сговора ГП и генерации в части не завышения потребления ГП Формирование price-cap в КОМ Д

Текущее состояние отрасли – необходим правильный вектор Нет дееспособной «системы» управления отраслью и преобладание государственных компаний Ценообразование оптового рынка и его модель исчерпали свой потенциал и защищают государственные компании Модель розничного рынка ограничивает его развитие статусом ГП и проблемой перекрестного субсидирования Кризис Все текущие предложения и планы временно сдерживают развитие кризиса в отрасли, сохраняя ряд основных проблем без перспектив их разрешения 11

На какие вопросы необходимо ответить чтобы сформировать вектор развития энергетики (а значит выбрать модель рынков) 12 Централизованная система энергоснабжения или распределенная? У потребителей нет возможности содержать одновременное развитие двух принципов построения энергетики на всей огромной территории РФ: Или сохранение централизованной энергетики – соответствующее развитие межрегиональных сетей и сохранение в правилах экономического сдерживания развития распределенной генерации Или развитие распределенной генерации – развитие внутрирегиональных сетей и выравнивание прав и обязанностей генерации потребителей и централизованной генерации Или государственный протекционизм развития отдельных стратегических видов генерации (сохранение ценопринимания в маржинальном ценообразовании гарантирующего приоритет загрузки и доходности) Или самовыживание генерации через равные права/ответственность для всех видов генерации (одноставочная конкуренция) Готовность менеджмента и регуляторов к либерализации отношений: Государственное понуждение – контроль структуры и содержания ценовых параметров в сочетании с «закрытым» технологическим регулятором Рыночная саморегуляция – система взаимоотношений формирующая стимулы к снижению затрат, предотвращению их роста в сочетании с финансовой ответственностью технологического регулятора

Понуждение или самоопределение? Долгосрочный договор: Или реализация по наименьшей возможной цене не законтрактованного объема (понуждение) Или применение в ВСВГО приоритета загрузки для долгосрочных договоров по ценовым одноставочным заявкам (конкуренция) Распределенная генерация: Или ограничения на возможность покупки по сальдо для потребителей с собственной крупной генерацией (обязательный вывод станции на ОРЭМ) и продажа сальдо-выдачи только электроэнергии, а также сохранение двух самостоятельных сетевых компаний ФСК и МРСК (самостоятельные инвестпрограммы и конкуренция за источник их финансирования) Или работа по сальдо (самодиспетчеризация энергетики моногородов) и равные условия работы для всей генерации, а также объединение ФСК и МРСК (сбалансированные инвестпрограммы с акцентом на развитие внутрирегиональных сетей) Судьба стратегических отраслей: Или финансовая поддержка «на плаву» через маржинальное двухставочное ценообразование с гарантированием нагрузки через ценопринимание Или самовыживание отрасли на основе конкуренции в одноставочном ценообразовании в долгосрочных договорах без гарантированных ценопринимающих объемов Статус Гарантирующего поставщика: Или социально-ответственный и регулируемый вид деятельности («последняя гавань») на базе сетевых организаций с переходом от узловой модели оптового рынка на зональную Или защищенные инвестиции в сбытовые компании наследники АО-сбыта с сохранением узлового ценообразования 13

Зачем нужна биржа договоров? Для генерации: Наличие договора – приоритет включения оборудования в работу Конкуренция за приоритет включение оборудования – ценой исполнения договора до Рмин технологического Наличие договора с социально-стратегическим потребителем обеспечивает приоритет загрузки Для потребителей: Конкуренция за долгосрочные договоры с эффективными генераторами: цена спот-рынка БР (незаконтрактованные объемы) формируется дорогими заявками генераторов на конденсационную нагрузку Для потребителя и генерации: Портфели долгосрочных договоров могут быть скорректированы, или дополнены или уменьшены к моменту исполнения обязательств по договору – необходима оперативная торговая площадка Торги РСВ заменяются торгами СДД которые начинаются за сколь угодно желаемое время и заканчиваются в суток Х-1: пакет договорных обязательств формирует торговый график и генерации и потребителя Расчет стоимости фактического потребления/покупки производства/продажи производится СО в БР 14

Вынужденные меры по защите стратегических и социальных потребителей (в реформе мы пропустили один шаг) До момента ликвидации перекрестного субсидирования и запуска полноценных рыночных механизмов (обеспечивающих равные условия для всех категорий участников) необходимо обеспечить защиту социальный потребителей и стратегических отраслей на основе следующих принципов: Защита обеспечивается государственными компаниями через заключение договоров (пример – договор между Богословский алюминиевый завод и Росэнергоатом) Объем защиты в пределах согласованного норматива Срок действия защиты – до введения новой модели рынка + 1 год на адаптацию Цена договора – регулируемая государством (ФСТ/РЭК) Для генератора с «социально-стратегическим» договором гарантируется приоритет загрузки в ВСВГО 15

Смена содержания статуса Гарантирующего поставщика Передача статуса ГП сетевым компаниям возможна только в следующих условиях: Ликвидация перекрестного субсидирования Переход отрасли к модели взаимоотношений на основе долгосрочных договоров (конкуренция между сбытами не только уровнем сбытовой надбавки, но и эффективным управлением затратами на бирже договоров) Переход от узлового ценообразования на ОРЭМ к зональному (для потребителей) Изменение принципа регистрации ГТП для сбытовых компаний ГП-сети – регулируемый вид деятельности Переход потребителей в ГП-сети от существующих сбытов-ГП только на добровольной основе (гарантия дееспособным инвесторам в ГП сохранения доходности приобретенных ими АО-сбытов) 16

Принцип работы ГП-сеть на ОРЭМ При отсутствии необходимо уровня коммерческого учета для определения потерь в сетях применяется замещающая информация (норматив) ГП-сеть на объемы социальной нормы населения имеет пакет договоров с «социально-ответственной» генерацией: Или государственной Или желающей получить приоритет загрузки оборудования за счет регулирования цены для социальных потребителей 17

Что означает зональная модель ценообразования? Для потребителя – одна средневзвешенная одноставочная цена из незаконтрактованных, но приобретённых им на РСВ/БР объемов электроэнергии у генерации в пределах территории (ЗСП, субъект федерации) размещения потребителя и цены входящего перетока в территорию в объеме дефицита Для генерации – цена продажи отобранной к нагрузке генерации по цене ее одноставочной заявки 18 Существующий програмно-аппаратный комплекс по расчету цены не подвергнется модернизации – изменится принцип формирования цены для продавцов и покупателей Узловая модель была необходима как индикатор для инвесторов и их инвестиций – в текущих условиях регулирования отрасли государством необходимость в узловой модели отпала

Необходима система приоритетов Б. Решение ключевых проблем мешающих развитию отрасли Ликвидация перекрестного субсидирование – решается государственными органами исполнительной власти Взаимоувязывание некоммерческих партнерств по направлениям с наблюдательным советом Совета рынка: Интересы государства должны представлять только стратегические государственные компании (ФСК/МРСК, Росатом, Русгидро) не входящие в НП по направлениям; Председатель НП по направлению автоматически является членом Наблюдательного совета Совета рынка Работа сбытовых компаний на ОРЭМ через единую ГТП: все что не выкупили сбыты покупает ГП (план потребления зоны ответственности ГП за СО), отклонение факта сбыта от плана корректируется через БР с ГП) Восстановление горизонтальных связей на уровне регионов – на базе Наблюдательных советов при ОДУ-РДУ под руководством Губернатора региона при участии представителей энергокомпаний и органов исполнительной власти В. NEW модели рынков Введения принципа «take or pay» для свободных договоров и биржа договоров А. Нормализация СИСТЕМЫ государственного регулирования Передача статуса ГП – сетям, потребители текущих ГП перейдут в новый ГП только по собственному желанию Одноставочное ценообразование в зональной модели ОРЭМ Разрешить формирование одной ГТП для нескольких смежных потребителей Прозрачность действий технического и коммерческого регулятора (СО и АТС) НЕ отчетами в различных форматах, а единой информационной системой («dash-board») Инвестпрограмма и ремонты сверхдоходных государственных отраслей из сверхприбыли за продажу электроэнергии Пересмотр подходов к реформированию энергетики моногородов (сети, ГП, генерация, диспетчирование) ВСВГО = приоритет включения генератора отдается генератору с долгосрочным договором и с наименьшей ценовой заявкой по нему 12

Выводы К нормальным отношениям в энергетике можно прийти только через два этапа трансформации в энергетике: Один шаг назад: преобладание гос.регулирования в текущих условиях на фиксированный срок, решение ключевых инфраструктурных задач, выбор цели развития энергетики и фиксация их в правилах Два шага вперед: замена механизма понуждения к конкуренции на рыночные механизмы за счет коренного изменения принципов ценообразования на оптовом рынке и изменения взаимоотношений на розничных рынках 20 Можно оставить существующие механизмы понуждения и узловую маржинальную модель оптового рынка, но тогда нужно оставить и планы развитии энергетики в рынке и саморегулировании отрасли

Так чьим именем назовут текущий перекресток противоречий? 21

Приглашаем к дискуссии проекта аналитики Рабочая группа энерготрейдеров: Спасибо за внимание! 22 Данные проект аналитики от ноября 2012 года это продолжение аналитики от июня 2006 года