Анализ художественного текста как один из способов подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку Практическое занятие по стихотворению в прозе И.С.Тургенева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. Использование лексических богатств русского языка писателем И.С. Тургеневым в стихотворении.
Advertisements

Сулименко И.А. МБОУООШ 12 ст.Дербентская, Краснодарский край.
Иван Тургенев 9 ноября 1819 г. – 3 сентября 1883 г.
Цели урока: систематизировать и обобщить знания об основных способах словообразования; совершенствовать умения словообразовательного анализа слова; проверить.
Важна ли служба у предлога? Цель - раскрыть функцию предлога в речи, предупредить некоторые речевые ошибки.
Подготовка к ЕГЭ Работа над текстом. 1. Какое название наиболее точно отражает смысл этого текста ? а) «Мудрость Сократа»; б) «Верность призванию»; в)
Художественный стиль речи Основные признаки: Образность, выразительность, эмоциональность; Использование лексики и фразеологии других стилей; Использование.
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучаю станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читает их враздробь:
Иван Сергеевич Тургенев Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе вероятно скучно станет – и книга вывалится у тебя.
ПРЕДЛОГИ учитель Королева И.И. РОЛЬ ПРЕДЛОГОВ Соединяют слова в словосочетания Соединяют слова в предложения.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста.
Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста? 1) Лебеди. 2) Рассказ егеря. 3) Лебединая верность. 4) Лебединая песня.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Использованные Гончаровым в романе « Обломов » « Сон Обломова »
У осени поздней, порою печальной, Есть чудные краски свои, Как есть своя прелесть в улыбке прощальной, В последнем объятье любви. И.Никитин.
Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Презентация по лингвистическому анализу текста. Автор Соковых Надежда Николаевна. Учитель школы 250 г. Санкт- Петербурга.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Транксрипт:

Анализ художественного текста как один из способов подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку Практическое занятие по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби» Подготовила Сигарёва О.И.

Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)

К.Г.Паустовский: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…»

Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя, вызванных наблюдениями за парой голубей.

План 1) Назревала гроза великая. 2) Летят домой два голубя. 3) Сорвалась буря и пошла потеха... 4) Хорошо и грустно...

Основные образы текста: 1) лирический герой; 2) предгрозовое поле, туча, солнце; 3) голуби, летящие над полем, сидящие под крышей; 4) буря, гроза.

Лирический герой «передо мною» «около меня» «я глядел» «думалось мне» «я стоял»

Пространство лирического героя «около меня» «за рожью» то золотое, то тёмно – синяя туча; серебряное море; грузная громада; спелая рожь; синяя громада; солнце светило злая туча; туча горячо и тускло давила землю

Тип речи - описание Обильное употребление эпитетов подтверждает этот вывод: душный воздух, гроза великая, зловещий блеск, одинокий лист, тоскливое томление, злая туча, золотая змейка.

Стиль текста Этот текст принадлежит к художественному стилю, потому что он полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение.

Синтаксические конструкции, использованные в тексте В -1 1)Среди предложений 1 – 7 найдите сложные бессоюзные. 2)Среди предложений 18 – 25 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные. 3)Среди предложений 17 – 22 найдите предложение с вводными словами. В -2 4) Среди предложений 10 – 15 найдите предложение, связанное с предыдущим контекстными синонимами и указательным местоимением. 5) Какой синтаксический приём используется в предложениях 2,7. 6) Описывая бурю в предложении 20 автор использует яркие…

Проверяем: 1)1,2,5. 2) 20,23,24. 3) 18,21. 4) 14. 5) инверсию (не бегало зыби, не струился душный воздух, не слыхать, не видать ни одной птицы, попрятались воробьи). 6) сравнения (мечется как бешеный; словно в клочья разорванные; закачался отвесными столбами; слепят огнистой зеленью; стреляет как из пушки).

Образы второй части текста 1) Сначала один белый голубь. 2) Потом два белых голубя.

Контекстуальные синонимы 1)Что – то, белый платочек – снежный комок – белый голубь. 2) Два платка – два комочка – два белых голубя.

В третьей части текста преобладают глаголы С их помощью автор передаёт быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется, мчатся, закрутилось, смешалось, захлестал, cвет - слепят, звуки - стреляет.

Соотношение второй и третьей части по смыслу и в авторской оценке Эти части противопоставлены. На это указывает противительный союз но, с которого начинается четвёртая часть и многоточие, которым оканчивается третья часть. В третьей части – смятение, разрушение, зло; в четвёртой части – умиротворение, согласие, спокойствие, добро.

Лексические и синтаксические средства, выражающие чувства героя в последнем абзаце Лексический повтор слова хорошо передаёт тёплое чувство гармонии, а повтор слова один подчёркивает острое ощущение одиночества героя. Восклицания и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, противоречивости чувств героя.

Вывод Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование.

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…