КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.ГОРЬКОГО Подготовлена Мировской Н.А., учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Кировской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ, ПРИХОДИТ К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ, ЛЕВИ ДОУЛИНГ.
Advertisements

Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне» Выполнила ученица 11 класса Пелевина Ксения Учитель: Шулепова Н.В.
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек- вот правда! Сатин.
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края «Философы поневоле»
Драматургия М.Горького Драма «На дне» и система образов Автор: Тарасенко Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное.
Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
ИЗ БИОГРАФИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО ЧЕЛКАШ СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НА ДНЕ.
Образ Луки в пьесе «На дне». Одним из главных действующих лиц в пьесе максима горького На дне является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся.
Что лучше: истина или сострадание? К уроку литературы в 11 классе Учитель Чарушина И.Г. Гимназия 1 г. Кирово-Чепецка.
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Транксрипт:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.ГОРЬКОГО Подготовлена Мировской Н.А., учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Кировской области

Фридрих Ницше ( ) немецкий философ

Айвазовский Иван Константинович ( ) – выдающийся русский художник- маринист армянского происхождения.

Фридрих Ницше – создатель теории «сверхчелове- ка» - индивидуали- стический культ сильной личности

Картина И.К.Айвазовского «Среди волн»

Творчество М.Горького в 1890-е годы (ранние романтические произведения) «Макар Чудра» (1892) «Челкаш» (1894) «Старуха Изергиль» (1894) «Песня о Соколе» (1899) «Песня о Буревестнике» (1901)

Драматургия М.Горького «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) «Дети солнца» (1905) и др. Итальянский период творчества ( ) «Сказки об Италии»

Возвращение Горького в Петербург Автобиографическая трилогия: «Детство» «В людях» «Мои университеты» М.Горький в годы Публицистика «Несвоевременные мысли»

Послереволюционное творчество Горького «Дело Артамоновых» (роман) «Жизнь Клима Самгина» (роман) «Егор Булычев и другие» (пьеса) и др.

«Если человек опаршивеет - своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» ( М.Горький)

Черты романтизма в произведении Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни. Общая пессимистическая направленность. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу

"Решительно, Горький - не драматург; у него бывают прекрасные отдельные сцены, бывает живой диалог и замечательные характеры; но того, что нужно именно для драмы, у Горького нет; в драме он почти всегда теряет свой пафос". (Александр Блок)

"На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал ее сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта» (Иннокентий Анненский)

Особенности драматургии М.Горького Чехов создает объективные картины жизни, а Горький - в противоположность ему - всегда более склонен изобразить "душевные настроения личностей", соответственно "запросам своей души".

«У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, а только для афоризмов. Живут и движутся не для движения, не для жизни, а чтобы философствовать". (К.Чуковский)

Е.Тагер писал, что "в основе пьес Горького лежит" отнюдь не "естественное течение жизни", в ходе которой зреют драмы и конфликты, а - "философема", узел которой завязан в плоскости не личных, а идеологических отношений". Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение

Философичность горьковской драмы проявляется не только в том, что в своих спорах персонажи затрагивают вопросы самого высокого уровня, проблемы бытия и его познания, проблемы существования. Каждая реплика, каждое действие персонажа в горьковской драматургии могут быть рассмотрены и с бытовой, и с философской (идеологической) точки зрения. (Юзовский)

"Отношение к миру, выраженное в чувстве, в переживании героя, обычное у Чехова, обогащалось у Горького отношением к миру, переданным в мысли» (Е.Тагор) «Если диалог чеховских героев исключительно богат психологическим подтекстом, то горьковский диалог, сохраняя остро психологическую выразительность, подчеркнуто афористичен, философичен" (Е.Тагор)

Драма Чехова - это социально-психологическая драма. Драма Горького социально- философская.

Константин Сергеевич Станиславский Владимир Иванович Немирович-Данченко

Начало новой репертуарной линии Московского худож-го театра – общественно-политической - связано прежде всего с постановками пьес М.Горького. Оглушительный успех имела постановка пьесы «На дне» (1902), которая была написана специально для МХТ (Сатин – К.Станиславский, Настя – О.Книппер и др.)

О пьесе «На дне» - в зарубежной печати "Нет более плохой драмы, более невозможного литературного произведения!" ("Der Tag"). "Горький не драматург..." ("Berl. Neueste Nachrichten"). "С точки зрения искусства и эстетики это произведение стоило бы отодвинуть на задний план" ("Germania").

Константин Петрович Пятницкий – писатель, участник литературного кружка «Среда», 1902 г. Пьеса «На дне» посвящена К.П. Пятницкому (на фото - рядом с М.Горьким)

Система персонажей в пьесе М.Горького «На дне» (1902 г.)

Квашня «…свободная женщина, сама себе хозяйка…» «…ни за сто печёных раков – под венец не пойду!» Клещ: А с Абрамкой (Абрам Медведев) ты обвенчаешься… Торговка пельменями Как издох мой милый муженёк… так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему…

Клещ и Анна Анна: …Дайте хоть умереть спокойно! Анна: Андрей Митрич (Клещ)…Там пельмени мне оставила Квашня…возьми, поешь. Андрей Митрич…Душно мне…трудно… Клещ: Я – рабочий человек… я с малых лет работаю…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Анна: Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…

Сатин Кто это бил меня вчера? Потому что – дважды убить нельзя. Макробиотика…ха! А то ещё есть – транс- сцедентальный… Люблю непонятные, редкие слова…Я был образованным человеком… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность…

Барон Пепел: Ну, полай! Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… Я… бывало… проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да! Бубнов: Он и теперь – нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё.

Бубнов Я вот – скорняк был…своё заведение имел… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся… (Насте) Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние… Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь… Скорняк – мастер по выделке мехов из шкур

Актёр Мой организм отравлен алкоголем… В драме «Гамлет»…Я играл в ней могильщика… …талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка! Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…

Костылев, Василиса (хозяева ночлежки) (Клещу) Надо будет накинуть на тебя полтинничек… Сатин: Жену ищет… И чего ты не пришибёшь его, Василий? Бубнов: Н-да, она своего даром не отдаст… баба – лютая… Лука: Ах, и неласкова ты, мать… Бубнов: Сколько в ней зверства, в бабе этой!.. К любовнику, видишь, пришла, а его нет… Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает… (Пеплу) Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…

Васька Пепел Актёр: Василису он давно поймал… Кто бы я ни был, а… захочу – и не видать вам больше Наташки! Вор, а тобой не пойман… Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Красивая ты, Васка – а никогда не лежало у меня сердце к тебе…

Лука Старику – где тепло, там и родина… Все мы на земле странники… Говорят… что и земля-то наша в небе странница. Он (человек) – каков ни есть – а всегда своей цены стоит… Мяли много, оттого и мягок… …если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил… Любить – живых надо… живых…

Выводы На тесной площадке подвала- пещеры собраны горемыки, маргиналы, каждый со своей бедой, трагедией. Маргинал - человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой Связывает обитателей ночлежки мрачная власть реального круговорота событий, бессолнечная жизнь (варианты названия пьесы – «Без солнца», «Ночлежка», «Дно»)

Философия, «правда» Луки Желание героя«Правда» Луки Анна Актёр Неужто и на том свете мука мне назначена? Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё!.. Ты – надейся… Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно. Ты… лечись! От пьянства нынче лечат. Да я тебе город назову!.. Ты пока готовься! Мечтает избавиться от постыдной зависимости и вернуться на сцену.

Желание героя«Правда» Луки Пепел Настя Иди… в Сибирь! А Хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике! Стремление к свободной, вольной жизни. Говорит всем, какая сильная, настоящая любовь была у неё Твоя правда… Коли ты веришь… значит – была она!

Оценка личности Луки после его исчезновения (акт 4) Настя: Хороший был старичок! Сатин: Любопытный старикан… Клещ: Он… жалостливый был… Татарин: Старик хорош был… Сатин: Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал… Барон: Старик – шарлатан! Сатин: Он – умница!.. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…

Правда Луки – Правда Бубнова – правда факта. Правда Сатина Правда сострадания, жалости и утешительной лжи, вселение в человека надежды на исполнение того, во что он верит: «Во что веришь, то и есть». «Человек – вот правда!.. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!.. Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… уважать надо!» Правда веры в человека, которому не нужна ложь.

Основной вопрос пьесы Что лучше: жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь?

«Как бы мы должны были оценить врача, который исходил бы из убеждения, что все больные неизлечимы и что его единственная задача – скрыть это от больных? Лука – именно такой врач… его проповедь на деле приносит им только вред». (Бялик Б., 1969г.) «…Теория Луки, его утешения не вредят людям, а напротив, пробуждают в них дремавшие надежды… Лука – не только утешитель… но ещё носитель добра, доброго человеческого слова, которое так нужно озлобленным душам». (Вишневская И., 1979г.)

Домашнее сочинение по творчеству М.Горького «Романтические герои ранних произведений Горького» (по рассказу «Старуха Изергиль») «Причины падения героев «на дно», трагичность их положения». «Образ Луки в пьесе».