Задание В4 Предложение. Грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание В4 Предложение. Грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Advertisements

В4 Односоставные предложения. Грамматическая основа предложения Односоставные предложения – один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое). В качестве.
Односоставные предложения В 4 Тренинг merelenko-su.uCoz.ru.
Задание В4 Предложение. Грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Задание В4 Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. Войди на закате,
1. Безличные предложения и способы выражения сказуемого в них «V» – знал; «-» то, что узнал, не совпадает с тем, что знал; "+" – новая информация; "?"
Марютина Н.А. Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов.
Тема урока: Виды односоставных предложений. Что надо знать: какие предложения называются - двусоставными, - односоставными; -на какие группы делятся.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Урок русского языка 8 класс. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения.
© Работу выполнил обучающийся 8 а класса МБВСОУ Открытой сменной общеобразовательной школы г. Инты Республики Коми Бобрецов Дмитрий.
Односоставные предложения.. Основные группы односоставных предложений 1) с главным членом – сказуемым. Вечереет. Морозит. 2) с главным членом – подлежащим.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
[ ] «…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Односоставные предложения Определение Глагольные Назывные.
Дидактический материал Односоставные предложения 8 класс.
Повторим ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Выполнила: ученица 11 класса Велумян Люсине.
Презентация по русскому языку. Харитонов Виталик-ученик 9 класса Бишевской СОШ Апастовского района республики Татарстан. Учитель-Алексеева Галина Юрьевна.
Транксрипт:

Задание В4 Предложение. Грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения

Задание: Среди предложений (указаны предложений) найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное…(безличное, определенно-личное, назывное и т.д.). Напишите номер этого предложения. Аналитический отчёт ФИПИ: «…Наибольшие затруднения вызвали варианты задания, в котором требуется найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение… Аналитический отчёт ФИПИ: «…Наибольшие затруднения вызвали варианты задания, в котором требуется найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение… … При выполнении задания В4 в 85 % 92% случаев экзаменуемые допускают ошибки в квалификации предложений, не видя грамматической основы сказуемого, выраженного инфинитивом или словом категории состояния… … При выполнении задания В4 в 85 % 92% случаев экзаменуемые допускают ошибки в квалификации предложений, не видя грамматической основы сказуемого, выраженного инфинитивом или словом категории состояния…

Ответьте на вопросы: Что называется односоставными предложениями? Что называется односоставными предложениями? На какие две основные группы делятся односоставные предложения? На какие две основные группы делятся односоставные предложения?

Определенно-личные предложения В определенно-личных сказуемое выражено В определенно-личных сказуемое выражено глаголом в изъявительном или повелительном наклонениях в форме 1-го или 2-го лица ед и мн числа настоящего и будущего времени (окончания таких глаголов указывают на местоимения я, ты, мы, вы), например: глаголом в изъявительном или повелительном наклонениях в форме 1-го или 2-го лица ед и мн числа настоящего и будущего времени (окончания таких глаголов указывают на местоимения я, ты, мы, вы), например: 1) Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! (Можно сказать: Я гляжу и думаю) 1) Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! (Можно сказать: Я гляжу и думаю) 2) Надень тулупчик из барана, шапку, башлычок. (Ты надень…) 2) Надень тулупчик из барана, шапку, башлычок. (Ты надень…) 3) Едем на Воробьевку, за березками. (Мы едем…) 3) Едем на Воробьевку, за березками. (Мы едем…) 4) Приготовьте отбивные из свинины. (Вы приготовьте…) 4) Приготовьте отбивные из свинины. (Вы приготовьте…)

F Обратите внимание! Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени, так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным. Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени, так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным.

Неопределенно-личные предложения В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем, будущем и прошедшем времени (окончания таких глаголов указывает на местоимение они, т.е. лица, производящие действия, мыслятся неопределенно), например: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек. Всё распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товара, ситцу. (Ко всем сказуемым можно поставить местоимение они) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем, будущем и прошедшем времени (окончания таких глаголов указывает на местоимение они, т.е. лица, производящие действия, мыслятся неопределенно), например: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек. Всё распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товара, ситцу. (Ко всем сказуемым можно поставить местоимение они)

Обобщенно-личные предложения Обобщенно-личные предложения указывают на обобщенное лицо, т.е. действие в этих предложениях может производиться любым лицом или группой лиц, поэтому сказуемое выражено либо глаголом 2-го лица ед. числа: Гостю щей не жалей, а погуще влей; либо глаголом 3-го лица мн. числа: Обобщенно-личные предложения указывают на обобщенное лицо, т.е. действие в этих предложениях может производиться любым лицом или группой лиц, поэтому сказуемое выражено либо глаголом 2-го лица ед. числа: Гостю щей не жалей, а погуще влей; либо глаголом 3-го лица мн. числа: Живут как кошка с собакой. Живут как кошка с собакой.

F Обратите внимание! Если в задании требуется найти среди предложений именно этот тип, ищите либо определенно-личное, либо неопределенно-личное предложение: как правило, действия, на которые указывают глаголы-сказуемые в этих предложениях, свойственны многим, всем людям. Если в задании требуется найти среди предложений именно этот тип, ищите либо определенно-личное, либо неопределенно-личное предложение: как правило, действия, на которые указывают глаголы-сказуемые в этих предложениях, свойственны многим, всем людям. Сколько в мире стало нехорошего! Оглянешься вокруг и ужаснешься: до чего же измельчал человек… Сколько в мире стало нехорошего! Оглянешься вокруг и ужаснешься: до чего же измельчал человек… Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто. Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто. Основное назначение обобщенно-личных предложений образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Шила в мешке не утаишь; После драки кулаками не машут; Скажешь слово не воротишь и т.д. Основное назначение обобщенно-личных предложений образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Шила в мешке не утаишь; После драки кулаками не машут; Скажешь слово не воротишь и т.д.

Безличные предложения В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего (лица, производящего действия), например: Едва светает. Уже совсем светло. Пахнет рыбными пирогами с луком. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего (лица, производящего действия), например: Едва светает. Уже совсем светло. Пахнет рыбными пирогами с луком.

Односоставное предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения имеют один главный член подлежащее, например: Сумеречное небо. Тающий липкий снег. Скоро Пасха! Ночь. Мороз. Назывные предложения имеют один главный член подлежащее, например: Сумеречное небо. Тающий липкий снег. Скоро Пасха! Ночь. Мороз. В назывных предложениях говорится о каком-либо явлении или предмете. В назывных предложениях говорится о каком-либо явлении или предмете. Некоторые назывные предложения имеют указательные частицы вот или вон, например: Вот и лето! Вон озеро. Некоторые назывные предложения имеют указательные частицы вот или вон, например: Вот и лето! Вон озеро. Они могут быть распространенными и нераспространенными, в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения. Сравните: Россия. Родная Россия. Они могут быть распространенными и нераспространенными, в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения. Сравните: Россия. Родная Россия.

F Обратите внимание! При инверсии (определение стоит посте определяемого слова) односоставное назывное превращается в двусоставное: При инверсии (определение стоит посте определяемого слова) односоставное назывное превращается в двусоставное: Морозная зима. Предложение назывное, распространенное. Морозная зима. Предложение назывное, распространенное. Зима морозная. Предложение двусоставное. Зима морозная. Предложение двусоставное.

Внимание! Не перепутайте на экзамене односоставные предложения с неполными! Не перепутайте на экзамене односоставные предложения с неполными! Неполными предложениями называются предложения с пропущенными главными или второстепенными членами, которые можно легко восстановить по смыслу, например: Перед свининой поросячий ряд, на версту. (Пропущено сказуемое расположен). Неполными предложениями называются предложения с пропущенными главными или второстепенными членами, которые можно легко восстановить по смыслу, например: Перед свининой поросячий ряд, на версту. (Пропущено сказуемое расположен). Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. (Пропущено сказуемое стоит). Пар клубами, как из паровоза. (Пропущено сказуемое валит). По улице сугробы, горы. (Пропущено обстоятельство везде). Всё другое. (пропущено обстоятельство вокруг). За мерзлым стёклышком знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. (Пропущено сказуемое стоит). В черном рыле оскаленные зубки, «пятак», как плошка. (Пропущено сказуемое видны). В комнатах пунцовые лампадки, пасхальные. (Пропущено сказуемое горят). В зале и в коридорах новые красные «дорожки». (Пропущено сказуемое постланы). Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. (Пропущено сказуемое стоит). Пар клубами, как из паровоза. (Пропущено сказуемое валит). По улице сугробы, горы. (Пропущено обстоятельство везде). Всё другое. (пропущено обстоятельство вокруг). За мерзлым стёклышком знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. (Пропущено сказуемое стоит). В черном рыле оскаленные зубки, «пятак», как плошка. (Пропущено сказуемое видны). В комнатах пунцовые лампадки, пасхальные. (Пропущено сказуемое горят). В зале и в коридорах новые красные «дорожки». (Пропущено сказуемое постланы).

F Обратите внимание! На месте пропуска членов предложения стоит тире! На месте пропуска членов предложения стоит тире! В столовой на окнах крашеные яйца в корзинах, пунцовые (пропущено сказуемое лежат). В столовой на окнах крашеные яйца в корзинах, пунцовые (пропущено сказуемое лежат). Неполные предложения часто употребляются в диалоге или во второй части сложных предложений. Неполные предложения часто употребляются в диалоге или во второй части сложных предложений.

Разберем предложения. Отправьте эти письма немедленно! Отправьте эти письма немедленно! (Вы) опред.-личн. (Вы) опред.-личн. Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты. Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты. Безл.глаг - безличное Безл.глаг - безличное Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме. Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме. (Я) брожу опр.-личн. (Я) брожу опр.-личн. Нет правды на белом свете! Нет правды на белом свете! Слово нет безличное Слово нет безличное И ветром наконец-то дерево свалило. И ветром наконец-то дерево свалило. Безл. глаг. безличное Безл. глаг. безличное Раннее утро. Раннее утро. Назывное (гл. член подлежащее) Назывное (гл. член подлежащее)

Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! (Ты) не гляди…, не спеши, заглуши! опр.-личн. (Ты) не гляди…, не спеши, заглуши! опр.-личн. Мне с тобой всегда тоскливо. Мне с тобой всегда тоскливо. Наречие (слово категории состояния) безличное Наречие (слово категории состояния) безличное Завтра едем на экскурсию в музей. Завтра едем на экскурсию в музей. (Мы) едем опред.-личное (Мы) едем опред.-личное...Сильно, до духоты пахло тушью и красками....Сильно, до духоты пахло тушью и красками. Безл. глаг безличное Безл. глаг безличное А в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой. А в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой. (Они) били и звонили неопр.-личное (глаголы прошед. врем.) (Они) били и звонили неопр.-личное (глаголы прошед. врем.)

Во дворе танцуют и громко поют. Во дворе танцуют и громко поют. (Они) танцуют и поют опр.-личн. (Они) танцуют и поют опр.-личн. Мне трудно дышать Мне трудно дышать Инфинитив безличное. Инфинитив безличное. Просто мне нездоровилось это время. Просто мне нездоровилось это время. Безл. глаг. безличное Безл. глаг. безличное На лесопильном дворе горит. На лесопильном дворе горит. Личн. глаг в безл. форме безличное Личн. глаг в безл. форме безличное В нашем доме на Большой Дворянской было темно. В нашем доме на Большой Дворянской было темно. Наречие (слово категории состояния) безличное Наречие (слово категории состояния) безличное Много крови было пролито в той битве. Много крови было пролито в той битве. Краткое причастие безличное Краткое причастие безличное В голове до сих пор стучит. В голове до сих пор стучит. Личн. глаг. в безл. форме безличное Личн. глаг. в безл. форме безличное Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге. Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге. Словами не было безличное Словами не было безличное Всем очень хотелось спать. Всем очень хотелось спать. Сочетание безличного глагола с инфинитивом безличное Сочетание безличного глагола с инфинитивом безличное

Задание 1. Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей безличное предложение. 23. В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. 23. В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. 24. От века истина ходила с зажженным фонарем и раздражающим колокольчиком по негостеприимным домам, стучалась в двери и вместо приветствия звучно и как бы некстати говорила на пороге: «Власть имущий и сытый, помни о смерти». 24. От века истина ходила с зажженным фонарем и раздражающим колокольчиком по негостеприимным домам, стучалась в двери и вместо приветствия звучно и как бы некстати говорила на пороге: «Власть имущий и сытый, помни о смерти». 1.

Задание 1. Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей безличное предложение. 25. Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нем. 25. Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нем. 26. Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». 26. Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». 27. Надо знать, какой бывает война, какое это благо мир. 27. Надо знать, какой бывает война, какое это благо мир. 28. Скажи, кто твой национальный гений, и я скажу, кто ты. 28. Скажи, кто твой национальный гений, и я скажу, кто ты. 29. Там хорошо, где нас нет. 29. Там хорошо, где нас нет. 2

Задание 1. Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей безличное предложение. 30. Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники? 30. Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники? 31. В Интернете можно обнаружить массу полезных сведений: свежие новости; содержание газет и журналов (скоро получить электронную копию будет быстрее и дешевле, чем выписывать издания); бесплатные объявления, которые можно самим помещать в сеть прямо с домашнего компьютера; разные базы данных адреса и телефоны учреждений и граждан, наличие лекарств в аптеках. 31. В Интернете можно обнаружить массу полезных сведений: свежие новости; содержание газет и журналов (скоро получить электронную копию будет быстрее и дешевле, чем выписывать издания); бесплатные объявления, которые можно самим помещать в сеть прямо с домашнего компьютера; разные базы данных адреса и телефоны учреждений и граждан, наличие лекарств в аптеках. 32. На улице пасмурно, а на сердце радостно. 32. На улице пасмурно, а на сердце радостно. 33. В амбаре жарко, в саду душно, лишь в у речки прохладно. 33. В амбаре жарко, в саду душно, лишь в у речки прохладно. 3.

Какое(-ие) из предложений 1–7 является(- ются) односоставным(-и) (1)Моросит мелкий, обложной дождик. (2)Небо покрыто тяжелыми, свинцовыми тучами. (3)Сумрачно, зябко, по- зимнему неуютно. (1)Моросит мелкий, обложной дождик. (2)Небо покрыто тяжелыми, свинцовыми тучами. (3)Сумрачно, зябко, по- зимнему неуютно. (4) Бреду по старейшему городскому кладбищу, и окружающая меня обстановка усиливает чувство покинутости и нереальности происходящего. (5)Иду по аллее, а вокруг сотни могил соотечественников. (6)Эти люди по-разному прожили жизнь и принесли на суд Господа разные судьбы. (7)Трогаю рукой покрытый капельками влаги обломок могильной плиты, под которой уже сто лет лежит «купеческая вдова …» (4) Бреду по старейшему городскому кладбищу, и окружающая меня обстановка усиливает чувство покинутости и нереальности происходящего. (5)Иду по аллее, а вокруг сотни могил соотечественников. (6)Эти люди по-разному прожили жизнь и принесли на суд Господа разные судьбы. (7)Трогаю рукой покрытый капельками влаги обломок могильной плиты, под которой уже сто лет лежит «купеческая вдова …» 3, 4, 5, 7 3, 4, 5, 7 4.

Среди предложений 19–25 найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений. (19)Я промолчал. (20)Но старушка и не ждала ответа. (21)Она тихонько побрела по дорожке. (22)Невольно подумалось, что с этой бабушкой по грязной кладбищенской тропинке уходило в вечность целое поколение. (23)Уходила история, которой гордились наши отцы и матери, строившие эту страну, умиравшие за нее на фронтах различных войн и в тифозных бараках лагерей. (24)Страну, которая была предана их детьми и брошена на растерзание движимых низменными страстями временщиков, сидящих и сегодня в высоких кабинетах этого государства… (19)Я промолчал. (20)Но старушка и не ждала ответа. (21)Она тихонько побрела по дорожке. (22)Невольно подумалось, что с этой бабушкой по грязной кладбищенской тропинке уходило в вечность целое поколение. (23)Уходила история, которой гордились наши отцы и матери, строившие эту страну, умиравшие за нее на фронтах различных войн и в тифозных бараках лагерей. (24)Страну, которая была предана их детьми и брошена на растерзание движимых низменными страстями временщиков, сидящих и сегодня в высоких кабинетах этого государства… (25)Справедливо замечено, что здоровье любого общества следует рассматривать через призму его отношения к детям, старикам и… мертвым. (25)Справедливо замечено, что здоровье любого общества следует рассматривать через призму его отношения к детям, старикам и… мертвым. 22, 25 22, 25 5.

Среди предложений 27–33 найдите сложное предложение, включающее односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. (27)Вокруг запустение, разбитые памятники, исчезнувшие таблички, обезличенные склепы и аккуратно сложенные штабелем могильные решетки, подготовленные к сдаче на металлолом. (28)Становится страшно и горько. (29)Страшно за то, что наши дети, видя, как власть предержащие и варвары XXI века глумятся над могилами своих соотечественников, точно также поступят с нами, пока еще живущими. (30)Беспамятство, как ржавчина, разъест и их души. (31)Бумеранг обязательно вернется к бросившему его. (32)Мир взаимосвязан и каждое зло наказуемо. (33)Такова логика жизни. (27)Вокруг запустение, разбитые памятники, исчезнувшие таблички, обезличенные склепы и аккуратно сложенные штабелем могильные решетки, подготовленные к сдаче на металлолом. (28)Становится страшно и горько. (29)Страшно за то, что наши дети, видя, как власть предержащие и варвары XXI века глумятся над могилами своих соотечественников, точно также поступят с нами, пока еще живущими. (30)Беспамятство, как ржавчина, разъест и их души. (31)Бумеранг обязательно вернется к бросившему его. (32)Мир взаимосвязан и каждое зло наказуемо. (33)Такова логика жизни. 6

Среди предложений 10–15 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (10)Рядом поваленное на землю надгробие также «неизвестного». (11)Остался след от надписи года смерти человека, а фотография, выполненная на керамике, разбита. (12)Табличка с данными умершего человека исчезла, как и решетка ограды могилы. (13)Седовласая старушка, проходившая мимо меня, грустно заметила, вытирая кончиком платка уголки глаз: «(14)Сынок, давно уж такое творится. (15)На металлолом забрали решетку-то. ( (10)Рядом поваленное на землю надгробие также «неизвестного». (11)Остался след от надписи года смерти человека, а фотография, выполненная на керамике, разбита. (12)Табличка с данными умершего человека исчезла, как и решетка ограды могилы. (13)Седовласая старушка, проходившая мимо меня, грустно заметила, вытирая кончиком платка уголки глаз: «(14)Сынок, давно уж такое творится. (15)На металлолом забрали решетку-то. ( 7

Среди предложений 1–8 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений. (1)Моросит мелкий, обложной дождик. (2)Небо покрыто тяжелыми, свинцовыми тучами. (3)Сумрачно, зябко, по-зимнему неуютно. (1)Моросит мелкий, обложной дождик. (2)Небо покрыто тяжелыми, свинцовыми тучами. (3)Сумрачно, зябко, по-зимнему неуютно. (4) Бреду по старейшему городскому кладбищу, и окружающая меня обстановка усиливает чувство покинутости и нереальности происходящего. (5)Иду по аллее, а вокруг сотни могил соотечественников. (6)Эти люди по-разному прожили жизнь и принесли на суд Господа разные судьбы. (7)Трогаю рукой покрытый капельками влаги обломок могильной плиты, под которой уже сто лет лежит «купеческая вдова…». (8)Нет ни фамилии, ни дат. (4) Бреду по старейшему городскому кладбищу, и окружающая меня обстановка усиливает чувство покинутости и нереальности происходящего. (5)Иду по аллее, а вокруг сотни могил соотечественников. (6)Эти люди по-разному прожили жизнь и принесли на суд Господа разные судьбы. (7)Трогаю рукой покрытый капельками влаги обломок могильной плиты, под которой уже сто лет лежит «купеческая вдова…». (8)Нет ни фамилии, ни дат. 8

Среди предложений 34–37 найдите простое односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (34)Я ухожу с кладбища с тяжелой душой. (35)Выйдя через его ворота на улицу, оборачиваюсь и бросаю последний взгляд на надгробия вечных кладбищенских обитателей. (36)Молчаливые свидетели и участники величайших исторических событий смотрят на меня слепыми глазами забытых людей с разбитых фотографий... (37)Наши предки… (34)Я ухожу с кладбища с тяжелой душой. (35)Выйдя через его ворота на улицу, оборачиваюсь и бросаю последний взгляд на надгробия вечных кладбищенских обитателей. (36)Молчаливые свидетели и участники величайших исторических событий смотрят на меня слепыми глазами забытых людей с разбитых фотографий... (37)Наши предки… 9

Среди предложений 32–38 найдите простое односоставное распространенное назывное предложение. Напишите номер этого предложения. (32)Мир взаимосвязан и каждое зло наказуемо. (33)Такова логика жизни. (34)Я ухожу с кладбища с тяжелой душой. (35)Выйдя через его ворота на улицу, оборачиваюсь и бросаю последний взгляд на надгробия вечных кладбищенских обитателей. (36)Молчаливые свидетели и участники величайших исторических событий смотрят на меня слепыми глазами забытых людей с разбитых фотографий... (37)Наши предки… (38)Ни мы, ни наши дети никогда не построим благополучное общество, пока за нашей спиной остаются изуродованные погосты и изнасилованная история, переписываемая с завидным постоянством в угоду очередной власти. (32)Мир взаимосвязан и каждое зло наказуемо. (33)Такова логика жизни. (34)Я ухожу с кладбища с тяжелой душой. (35)Выйдя через его ворота на улицу, оборачиваюсь и бросаю последний взгляд на надгробия вечных кладбищенских обитателей. (36)Молчаливые свидетели и участники величайших исторических событий смотрят на меня слепыми глазами забытых людей с разбитых фотографий... (37)Наши предки… (38)Ни мы, ни наши дети никогда не построим благополучное общество, пока за нашей спиной остаются изуродованные погосты и изнасилованная история, переписываемая с завидным постоянством в угоду очередной власти. 10

Среди предложений 13–18 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (13)Седовласая старушка, проходившая мимо меня, грустно заметила, вытирая кончиком платка уголки глаз: «(14)Сынок, давно уж такое творится. (15)На металлолом забрали решетку-то. (16)Бога нет в людях. (17)Дьявол правит миром. (18)Ох, тяжка будет расплата, ох, тяжка…» (13)Седовласая старушка, проходившая мимо меня, грустно заметила, вытирая кончиком платка уголки глаз: «(14)Сынок, давно уж такое творится. (15)На металлолом забрали решетку-то. (16)Бога нет в людях. (17)Дьявол правит миром. (18)Ох, тяжка будет расплата, ох, тяжка…» 11

Среди предложений 9–12 найдите неполное предложение. Укажите номер этого предложения. (9)Чья-то «заботливая рука» молотком прошлась по табличке, установленной на памятнике. (10)Рядом поваленное на землю надгробие также «неизвестного». (11)Остался след от надписи года смерти человека, а фотография, выполненная на керамике, разбита. (12)Табличка с данными умершего человека исчезла, как и решетка ограды могилы. (9)Чья-то «заботливая рука» молотком прошлась по табличке, установленной на памятнике. (10)Рядом поваленное на землю надгробие также «неизвестного». (11)Остался след от надписи года смерти человека, а фотография, выполненная на керамике, разбита. (12)Табличка с данными умершего человека исчезла, как и решетка ограды могилы. 12

Среди предложений 1–8 найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений. (1)От застенчивости страдают в основном те, у кого неуверенность в себе свойство личности. (2)Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень сложно сделать выбор. (3)Разнообразие не радует, а напрягает его: при множестве вариантов он не уверен, что сможет сделать оптимальный выбор. (4)Происходит это потому, что застенчивым свойственно изначально подвергать все сомнению, в том числе и свои собственные слова и поступки. (1)От застенчивости страдают в основном те, у кого неуверенность в себе свойство личности. (2)Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень сложно сделать выбор. (3)Разнообразие не радует, а напрягает его: при множестве вариантов он не уверен, что сможет сделать оптимальный выбор. (4)Происходит это потому, что застенчивым свойственно изначально подвергать все сомнению, в том числе и свои собственные слова и поступки. (5) Представьте себе школьный класс. (6)Идет урок, на доске написана задача. (7)Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу несколькими способами. (8)И тут его вызывают к доске. (5) Представьте себе школьный класс. (6)Идет урок, на доске написана задача. (7)Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу несколькими способами. (8)И тут его вызывают к доске. 13

Среди предложений 1–5 найдите простое односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (1)От застенчивости страдают в основном те, у кого неуверенность в себе свойство личности. (2)Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень сложно сделать выбор. (3)Разнообразие не радует, а напрягает его: при множестве вариантов он не уверен, что сможет сделать оптимальный выбор. (4)Происходит это потому, что застенчивым свойственно изначально подвергать все сомнению, в том числе и свои собственные слова и поступки. (1)От застенчивости страдают в основном те, у кого неуверенность в себе свойство личности. (2)Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень сложно сделать выбор. (3)Разнообразие не радует, а напрягает его: при множестве вариантов он не уверен, что сможет сделать оптимальный выбор. (4)Происходит это потому, что застенчивым свойственно изначально подвергать все сомнению, в том числе и свои собственные слова и поступки. (5) Представьте себе школьный класс. (5) Представьте себе школьный класс. 14

Среди предложений 5–10 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (5) Представьте себе школьный класс. (6)Идет урок, на доске написана задача. (7)Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу несколькими способами. (8)И тут его вызывают к доске. (9)Петров понимает, что учителю нужен только один способ решения. (10)Но какой из всех найденных способов лучший? (5) Представьте себе школьный класс. (6)Идет урок, на доске написана задача. (7)Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу несколькими способами. (8)И тут его вызывают к доске. (9)Петров понимает, что учителю нужен только один способ решения. (10)Но какой из всех найденных способов лучший? 15

Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения. (13)Поэтому Петров медленно идет к доске, медленно берет мел, вертит этот мел в руках... и молчит. (14)Ему нужно выбрать из всех способов один, самый лучший. (13)Поэтому Петров медленно идет к доске, медленно берет мел, вертит этот мел в руках... и молчит. (14)Ему нужно выбрать из всех способов один, самый лучший. (15)А тем временем потерявший терпение учитель ставит ему два и вызывает Сидорова, который в это время играл с соседом по парте в «морской бой» и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. (16)Однако тут же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь соседа, увидел там начало решения задачи. (17)И, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. (15)А тем временем потерявший терпение учитель ставит ему два и вызывает Сидорова, который в это время играл с соседом по парте в «морской бой» и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. (16)Однако тут же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь соседа, увидел там начало решения задачи. (17)И, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. 16

Среди предложений 16–20 найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений. (16)Однако тут же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь соседа, увидел там начало решения задачи. (17)И, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. (16)Однако тут же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь соседа, увидел там начало решения задачи. (17)И, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. (18)Тут звенит звонок, учитель довольно смотрит на доску и говорит: «Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!» (18)Тут звенит звонок, учитель довольно смотрит на доску и говорит: «Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!» (19)У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени. (19)У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени. (20)Особенно остро проявляется застенчивость в новой компании, где опять придется оказаться в тяжелой ситуации выбора в дефиците времени. (20)Особенно остро проявляется застенчивость в новой компании, где опять придется оказаться в тяжелой ситуации выбора в дефиците времени. 17

Среди предложений 27–29 найдите сложное предложение, включающее в себя и неопределенно-личное, и безличное предложение. (27)И значимость этой такой уверенной во всем личности в жизни несчастного застенчивого, которого постоянно раздирают сомнения, настолько высока, что он постоянно словно бы чувствует рядом присутствие своего «экзаменатора»… (28)А поскольку «экзаменатор» в итоге всегда ставит неудовлетворительную оценку, выбор любого варианта действия становится сущей мукой: что бы человек ни сделал, «экзаменатор» всегда недоволен… (29)И даже когда говорят, что застенчивость связана с боязнью получить отказ, это лишь частный случай такой ситуации: человек боится получить лишнее подтверждение того, что он действительно никуда не годится, что в нем нет ничего толкового. (27)И значимость этой такой уверенной во всем личности в жизни несчастного застенчивого, которого постоянно раздирают сомнения, настолько высока, что он постоянно словно бы чувствует рядом присутствие своего «экзаменатора»… (28)А поскольку «экзаменатор» в итоге всегда ставит неудовлетворительную оценку, выбор любого варианта действия становится сущей мукой: что бы человек ни сделал, «экзаменатор» всегда недоволен… (29)И даже когда говорят, что застенчивость связана с боязнью получить отказ, это лишь частный случай такой ситуации: человек боится получить лишнее подтверждение того, что он действительно никуда не годится, что в нем нет ничего толкового. 18

Среди предложений 30–33 найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений. (30)Именно поэтому застенчивые люди так переживают любые свои промахи, даже случайные и от них не зависящие. (30)Именно поэтому застенчивые люди так переживают любые свои промахи, даже случайные и от них не зависящие. (31)Но каждому застенчивому человеку следует прежде всего понять, что его контролер никогда не одобрит его действия. (32)И присутствие в его жизни постоянной неадекватной оценки, даваемой «значимым» человеком, постепенно развивает у бедняги самый настоящий комплекс неудачника и соответственно, усиление проявлений застенчивости. (33)Такой человек действительно начинает думать, что из него на самом деле ничего не получится и путей-выходов из этого кризиса нет… (31)Но каждому застенчивому человеку следует прежде всего понять, что его контролер никогда не одобрит его действия. (32)И присутствие в его жизни постоянной неадекватной оценки, даваемой «значимым» человеком, постепенно развивает у бедняги самый настоящий комплекс неудачника и соответственно, усиление проявлений застенчивости. (33)Такой человек действительно начинает думать, что из него на самом деле ничего не получится и путей-выходов из этого кризиса нет… 19

Среди предложений 31–34 найдите сложное предложение, одна часть которого определенно-личное предложение, а другая безличное. (31)Но каждому застенчивому человеку следует прежде всего понять, что его контролер никогда не одобрит его действия. (32)И присутствие в его жизни постоянной неадекватной оценки, даваемой «значимым» человеком, постепенно развивает у бедняги самый настоящий комплекс неудачника и соответственно, усиление проявлений застенчивости. (33)Такой человек действительно начинает думать, что из него на самом деле ничего не получится и путей-выходов из этого кризиса нет… (31)Но каждому застенчивому человеку следует прежде всего понять, что его контролер никогда не одобрит его действия. (32)И присутствие в его жизни постоянной неадекватной оценки, даваемой «значимым» человеком, постепенно развивает у бедняги самый настоящий комплекс неудачника и соответственно, усиление проявлений застенчивости. (33)Такой человек действительно начинает думать, что из него на самом деле ничего не получится и путей-выходов из этого кризиса нет… (34) Знаете, а ведь ему просто-напросто нужно выйти из-под ненужного давления…. (34) Знаете, а ведь ему просто-напросто нужно выйти из-под ненужного давления…. 20

Среди предложений 19–23 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (19)У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени. (19)У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени. (20)Особенно остро проявляется застенчивость в новой компании, где опять придется оказаться в тяжелой ситуации выбора в дефиците времени. (21)Нет уж, лучше побыть одному. (22)Пусть уж лучше сочтут застенчивым, чем тугодумом… (20)Особенно остро проявляется застенчивость в новой компании, где опять придется оказаться в тяжелой ситуации выбора в дефиците времени. (21)Нет уж, лучше побыть одному. (22)Пусть уж лучше сочтут застенчивым, чем тугодумом… (23)Но давайте зададимся вопросом: почему он так думает? (23)Но давайте зададимся вопросом: почему он так думает? 21