Культура речи Языковые нормы. 1.Орфоэпические 2.Лексические 3.Морфологические 4.Синтаксические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Можно заменить причастным оборотом 1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием 1.Если местоимение.
Advertisements

На выставке, которая открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. На открывшейся в Москве.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Цели урока – совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности; – повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; –
5. Синтаксические нормы. Порядок слов Прямой порядок слов в русском языке: тема (данное) + рема (новое) Рема + тема – обратный порядок слов / инверсия.
Готовимся к ЕГЭ Задание А 26 Замена придаточной части СПП синонимичным причастным оборотом Замена придаточной части СПП синонимичным причастным оборотом.
Выступление на педсовете Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дрезненская гимназия» Шевчик Н.В.
Задание А 6 экзамена в формате ЕГЭ Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 Синтаксические нормы : замена придаточного.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Автор Булатова Л. П., учитель МОУСОШ 1 Синтаксические нормы.
Сложноподчинённые предложения с определительными придаточными (с союзным словом КОТОРЫЙ)
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Орфоэпическая разминка. Расставить ударение в словах Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный,
Запомните: ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, т.е. основное и дополнительное действия должны выполняться.
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным Урок русского языка в 9 классе.
А6. Грамматические ошибки. 1. Употребление предлогов Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) Предлог.
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
План Части речи Части речи Части речи Части речи Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Служебные части речи Служебные части речи Основные.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ осложненного предложения Словарная работа 4 Синтаксические нормы - это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.
Транксрипт:

Культура речи Языковые нормы

1.Орфоэпические 2.Лексические 3.Морфологические 4.Синтаксические

Орфоэпические нормы бАнты включИм вручИт диспансЕр добралАсь донЕльзя жалюзИ закУпорив оптОвый нажИлся кровоточИть опОшлят свЁкла послАла столЯр цемЕнт щавЕль экспЕрт тОртов сорИт крАны мусоропровОд

Ключ к тесту «Орфоэпические нормы» ) мусоропровОд 2) созвонИмся 3) облегчИть 4) откУпорить ) наОтмашь 2) каталОг 3) молодЁжь 4) эпИграф ) углубИть 2) кровоточАщий 3) отозвалАсь 4) договорЁнность ) навЕрх 2) баловАть 3) придАное 4) начАв ) нажИлся 2) позвонИм 3) опОшлить 4) вручИт

Лексические нормы Выступление нашего гимнаста было на редкость артистическим. Образование представляет огромные возможности. За билетами у кассы стояли командировочные. Выступление нашего гимнаста было на редкость артистичным. Образование предоставляет огромные возможности. За билетами у кассы стояли командированные.

ПАРОНИМЫ - слова, похожие по звучанию, но различные по значению. Ошибки, связанные с употреблением паронимов достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов.

Различай паронимы: ПРЕДСТАВИТЬПРЕДОСТАВИТЬ Предъявить: представить отчёт, проект, характеристику Познакомить: представить гостя Выдвинуть, предложить: представить к награде, на соискание премии Причинить, создать: это не представляет затруднений; работа представляет значительный интерес Отдать в распоряжение, пользование: предоставить квартиру, кредит, слово, возможность Дать право, возможность сделать: предоставить решить дело, вести спор, определить цену.

Ключ к тесту «Лексические нормы» 1.Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты ГЛИНИСТОГО сланца. 2.Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧНОЕ. 3.Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧНОЙ приятельнице. 4.КОМАНДИРОВОЧНОЕ удостоверение инженер положил на стол. 5. В музыке он был сущим НЕВЕЖДОЙ

Морфологические нормы беспокоиться за брата более семиста участников жгёт костёр более моложе пара туфлей беспокоиться о брате более семисот участников разжигает костёр моложе пара туфель

Ключ к тесту «Морфологические нормы» 1.Более трудно; труднее 2.Поезжай в деревню 3.Мощные компьютеры 4.С пятьюстами рублями 5.Приляг

Синтаксические нормы Нормы согласования и управления Построение предложений с деепричастным оборотом Построение предложений с однородными членами Передача косвенной речи

Нарушения структуры предложения с деепричастным оборотом Используя метафоры и сравнения, достигается эмоциональность и образность описания. Эмоциональность и образность описаний достигается использованием метафор и сравнений. Метафоры и сравнения помогают сделать описание образным и эмоциональным. Благодаря метафорам и сравнениям достигается эмоциональность и образность описания.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ (ГЛАГОЛ) ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ (ДЕЕПРИЧАСТИЕ) совершаются ОДНИМ лицом (подлежащее) НЕЛЬЗЯ: Прочитав рассказ, я почувствовал… (= я прочитал и почувствовал) Д/об – при инфинитиве: Прочитав рассказ, нужно подумать… Прочитав рассказ, у меня возникло чувство... (разные субъекты: «я» и «чувство») Прочитав рассказ, мне взгрустнулось… (безличный глагол) (я сдал) (кем-то принят) Сдав экзамены, я был принят в вуз…

Ключи к тесту «Нормы построения предложений с деепричастным оборотом» 1.Разбирая старые вещи, бабушка аккуратно раскладывала их на диване. 2.Расположившись на земляной насыпи, можно было наблюдать за ходом соревнований. 3.Услышав приятную новость о победе в отборочном туре, Павел еще яростнее стал добиваться слаженности в звучании голосов всех хористов. 4.Подходя к озеру, чувствуешь приятную прохладу, исходящую от воды. 5.Проводя эксперимент, исследователь фиксировал в журнале свои действия

Нарушение управления в предложениях с однородными членами Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка Отечественный производитель ещё не учитывает (чего?)инфляции и ослаблен (чем?) ею в условиях свободного рынка

Нарушение норм согласования и управления По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевают им в совершенстве.

Нарушение норм согласования: сущ. + «Приложение» Верно:Неверно: В романе « Война и мир»… В монографии «Герои русской истории»… В «Мастере и Маргарите»… В романе «Войне и мире» В монографии «Героях русской истории»… В «Мастер и Маргарита»…

Нарушение норм согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот Верно:Неверно: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву. Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.

Нарушение структуры двойных союзов: НЕ ТОЛЬКО…, НО И КАК…, ТАК И Верно:Неверно: За короткий срок в городе построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека. За короткий срок в городе построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

Нарушение структуры сложноподчиненного предложения с косвенной речью Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд.

Ключ к тесту «Синтаксические нормы» 1.Участники игры составили (что?)шутливые послания и обменялись (чем?) ими. 2.Не забудьте оплатить проезд. 3.Все, кто бывал в небольших городах Италии, видели каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий. 4.Слуховым впечатлениям служили не только звучащие фонтаны с их плеском и шумом струй, но и звуки, создаваемые стеклянными колокольчиками, начинавшими звенеть при действии фонтана. 5.Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные большим снежным шапкам

Нарушение структуры синонимичных конструкций Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранящиеся не только в России, но и во Франции. Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции. - замена придаточной части причастным оборотом невозможна

Синонимичные синтаксические конструкции -конструкции, близкие по грамматическому значению, но различные по структуре и функции. Обычно синонимичные конструкции образуются придаточными предложениями и обособленными оборотами.

В роли синонимичных синтаксических конструкций выступают: Придаточное определительное предложение и обособленное определение, выраженное причастным оборотом Придаточное обстоятельственное предложение и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом Обычаи, которые регулируют общение людей, появились давным-давно. Обычаи, регулирующие общение людей, появились давным-давно. Когда вы услышите длинный гудок, наберите номер абонента. Услышав длинный гудок, наберите номер абонента.

Замена придаточного определительного причастным оборотом возможнаневозможна 1. если сказуемое в придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени изъявительного наклонения За домом шла дорога, которая спускалась вниз к реке. За домом шла дорога, спускавшаяся вниз к реке. если сказуемое выражено инфинитивом, глаголом в условном наклонении или в будущем времени: Мне нужны телефон, факс, сканер, которые всегда находились бы под рукой. Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

Замена придаточного определительного причастным оборотом возможнаневозможна 2. если союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ стоят в Именительном или Винительном падеже без предлога: По краям дороги, которая ведёт к реке, растут тополя. По краям дороги, ведущей к реке, растут тополя. если союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ стоят в косвенных падежах или с предлогом: Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.

Замена придаточного определительного причастным оборотом возможнаневозможна 3. если в главной части нет указательного слова ТОТ, ТАКОЙ: По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным врачом. По слухам, иногда до нас доходившим, Женя стал первоклассным врачом. Если в главной части есть указательное слово ТОТ, ТАКОЙ: По ТЕМ слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным врачом.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1.Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда. 2.Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое приведет к развитию способностей. 3.К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи. 4.Ученик, который просто вызубрил параграф, может запнуться во время своего ответа и не вспомнить продолжение. 1.Соседка поздоровалась и пошла к такси, стоявшему у подъезда. 2.! Замена невозможна, так как в главной части есть указательное слово ТО. 3.К сожалению, есть ребята, за всю школьную жизнь не решившие самостоятельно ни одной задачи. 4.Ученик, просто вызубривший параграф, может запнуться во время своего ответа и не вспомнить продолжение.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1.Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2.Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3.Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы. 4.Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 1.Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость её лица. 2.Эпоха реакции, наступившая в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3.! Замена невозможна, так как союзное слово ПРИ КОТОРОЙ стоит в косвенном падеже с предлогом (различные субъекты действий) 4.Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, стоявшего у спинки кровати.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1.Эти латинские исключения, которые зазубрил Остап в третьем классе гимназии, произвели на Козлевича магнетическое действие. 2.«Антилопа», которую сопровождала одобрительными криками толпа, отъехала. 3.Паниковский, которого послали с тридцатью рублями на пристань за билетом, вернулся без билетов и без денег. 4.Из машины вышли Остап и Бендер, Балаганов и бухгалтер Берлага, к которому устремилась вся толпа. 1.Эти латинские исключения, зазубренные Остапом в третьем классе гимназии, произвели на Козлевича магнетическое действие. 2.«Антилопа», сопровождаемая одобрительными криками толпы, отъехала. 3.Паниковский, посланный с тридцатью рублями на пристань за билетом, вернулся без билетов и без денег. 4.! Замена невозможна, так как союзное слово К КОТОРОМУ стоит в дательном падеже.

Ключ к тесту «Замена придаточной определительной части причастным оборотом» 1.Солнце, восхода которого мы ждали с таким нетерпением, внезапно и стремительно осветило и залило всю окрестность. 2.Массивные стулья в комнате не были даже обиты материей и были несколько похожи на те стулья, на которые и доныне садятся архиереи. 3.По рассуждению Николая Николаевича, не старость, а зима оставила ему одни только воспоминания, от которых становилось грустно. 4.Это был старый, дремучий бор, которого не касались ещё пила и топор. 5.Так как мы не смогли отменить ту вашу встречу, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты