Занятие 1. Цель занятия: Повторить понятие текста Вспомнить основные признаки текста Познакомиться с основными способами связи предложений в тексте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 11 классе ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ » (по технологии развития критического мышления)
Advertisements

Восемнадцатое марта. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
Ю.Н.Евдокимова 2008 г.. Дети сидели на уроке. В окно светило солнце. Запах луговой травы очень силен. В морозный день солнце сияет ярко. На карнизе сидят.
Средства связи предложений в тексте. Структурно-смысловые виды связи В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: а)
Повторим уже известное. Лингвистическая разминка Из данных прилагательных выберите те, которые не образуют степени сравнения Глубокий, немой, слепой,
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Презентация к уроку «Что такое текст» подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской обл. Халяпина.
Ткань ТЕКСТ – от лат. textum – ткань, связь, соединение.
ПРИГЛАШАЮ В МАСТЕРСКУЮ СОТРУДНИЧЕСТВА… Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду,
Текст и его построение. Признаки текста Текст- от лат.textum- ткань; связь,соединение Текст – это несколько предложений или абзацев,связанных в целое.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Доброе слово сказать – что посошок в дорогу дать.
ТЕМА УРОКА: ТЕКСТ И ЕГО СТРУКТУРА. «Заблудившееся предложение»
Повторить изученные понятия текст, тема текста, основная мысль текста. Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте:
Типы речи (текста). Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарактеризуем их.
Слово как единица языка. Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, действиях, понятиях, качествах окружающего.
Цель урока: Применяя технологию развития критического мышления, подготовить учащихся к написанию сочинения по тексту. Формировать умение работать с текстом,
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. М.Пришвин Р.
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Транксрипт:

Занятие 1.

Цель занятия: Повторить понятие текста Вспомнить основные признаки текста Познакомиться с основными способами связи предложений в тексте

Что такое текст? Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста: Тематическое и композиционное единство всех его частей Наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная) Смысловая цельностьОтносительная законченность

Основные понятия: Тема – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор. Микротема - тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Грамматическая связь Цепная Параллельная

Какая связь называется цепной? При цепном способе связи определенный член предшествующего предложения, как правило несущий на себе логическое ударение, повторяется, развертывается в последующем предложении в какой-то другой член. При цепном соединении связь между предложениями последовательная. Средства связи: Лексические повторы Лексические и текстовые синонимы Местоимения Эллипсис Наречия Союзы

Основные средства цепной связи (средства зацепления) Примеры. Повторы (лексический, смысловой) Лексический повтор. Осенний сад всегда хорош: и в дождь, и в ясную тихую погоду, когда облетают листья. Опадающие листья медленно кружатся, показывая разноцветные бока: то желтый, как золото, то красный, как кровь, то серый, как земля, на которую они падают. А сад уже не тот, что был летом: тогда он был полон солнца и жизни, а сейчас голые ветки уныло смотрят в небо. Смысловой повтор. Писатель предлагает свой идеал женской красоты. Но я далек от подобного понимания «женской красоты». (Чтобы стал ясен смысл второго предложения, нужно знать, что считал автор текста идеалом женской красоты).

Основные средства цепной связи (средства зацепления) Синонимы (лексические и контекстуальные) ЛексическиеУ медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер-дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов. КонтекстуальныеВыпал из скворечника скворчонок. Мальчик хотел его назад положить, да не мог: уж больно тонок был шест. Взял он пичугу домой, стал кормить сироту. Скворчонок быстро рос и скоро стал есть сам. Кормилец за стол – приемыш на стол, поилец за чай – скворчонок в чай. Тут обоих из-за стола долой!

Основные средства цепной связи (средства зацепления) Местоимения (личные, указательные) ЛичныеАвтор поднимает глобальную проблему времени. Он говорит о милосердии, сострадании. УказательныеГерой текста заставляет о многом задуматься, многое переосмыслить. Такие люди всегда считались «солью земли».

Основные средства цепной связи (средства зацепления) Эллипсис (пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются) Писатель рассказал своим современникам о той стороне жизни поэта, о которой мало было известно. А нам – о пушкинском понятии чести и долга. Наречия времени Рассмотрим поставленные автором проблемы. Сначала обратимся к вопросу о…, потом… Союзы тоже, также. Писателя поразил этот факт. Я тоже впервые задумался над удивительными свойствами воды.

Пример текста. Береза. На высокой гриве стоит береза. Ее корявый ствол оброс лишайником и тугим, как резина, трутом. С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. Эти ветви делают березу очень чуткой: кругом ни ветерка, а береза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни. Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым.

Докажем, что это текст с цепной связью предложений. Замена существительного местоимением Лексический повтор Береза Её (ствол) Ветви Эти ветви В этом шуме В этот шум

Какая связь называется параллельной? При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном строении, которое может быть усилено (хотя и не обязательно) употреблением в сопоставляемых или противопоставляемых предложениях членов предложения, имеющих одинаковое лексическое выражение. При параллельном соединении связь между предложениями централизованная. Средства связи: Одинаковый порядок слов. Однотипность грамматических форм выражения членов предложения. Видо-временная соотнесенность сказуемых.

Основные средства параллельной связи. Средства связи. Характеристика Примеры. Одинаковый порядок слов. Порядок расположения членов предложения зависит от того, к какому типу речи относится текст. По законам русского расположения член предложения, который выделяется по смыслу, выносится чаще всего в конец конструкции. Если при повествовании главным в сообщении являются действия предмета, то и соответствующий член предложения (сказуемое или группа сказуемого) замыкает конструкцию. При описании в конец предложения часто выносится подлежащее (или группа подлежащего), а также дополнения. Есть прелесть и в самой поздней осени – в этом безнадежном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках… Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники…

Основные средства параллельной связи. Однотипность грамматических форм выражения членов предложения. Одинаковое повторенное начало предложений. Одинаковые формы простых глагольных и простых именных сказуемых. Предложения объединяет параллельная ритмомелодия, сходная с той, которая наблюдается при интонировании однородных членов. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

Основные средства параллельной связи. Видо- временная соотнесеннос ть сказуемых. В повествовательных текстах, содержащих описание сменяющихся событий, относящихся к прошлому, сказуемые выражены, как правило, глаголами совершенного вида в прошедшем времени. Эта форма, передающая последовательность действий в прошлом, их смену и возникновение друг за другом, должна быть сохранена во всех предложениях. Для передачи же действий одновременных и длительных используется глагольная форма несовершенного вида. В текстах описательного характера для сказуемых обычна форма настоящего времени. Висит на дереве кормушка… Прилетели к ней снегири, синички, воробьи. Только нечего было есть. Всю кормушку снегом замело. Пришли ребята с рябиной, с салом, с кормом. Очистили кормушку от снега, Посыпали все. Спрятались за деревья, за лавочки. И налетели опять синички, снегири, воробьи корм клевать. (В 1-м предложении используется глагол несовершенного вида, так как здесь не выражается смена прошедших действий)

Пример текста с параллельной связью предложений. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки: живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… (А.П.Чехов)

Докажем, что это текст с параллельной связью предложений. Предложения построены одинаково: вначале подлежащее, затем сказуемое они прощают они не делают они не бунтуют люди уважают

Практическая работа 1. 1) Укажите способ грамматической связи предложений в тексте. Осенний убор каждого дерева имеет свой оттенок. Молодые рябины и осины совсем красные. Зато береза и яблоня стоят золотые. Липа и тополь тоже пожелтели, а старый корявый дуб покрылся бурыми листьями. 2) Укажите средства связи предложений в тексте. Осенний сад. Деревья-великаны сплели свои верхушки, и солнце с трудом проникает сквозь их пышные пожелтевшие кроны. Здесь тихо, лишь, шурша, медленно падают листья. Они падают не сразу, немного кружатся в общем хороводе, а потом тихо опускаются вниз. Листья везде: на дорожках аллей, на земле, на скамейках. Ярко-красные, желтые, зеленые, они устилают все вокруг, и нога утопает в них. А) местоимения; Б) синонимы; В) союзы; Г) наречия.

Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль. 1)Нет сомнения человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь. (3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (б)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности. (10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою. (25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.