Ильинская А.В. учитель-логопед МБОУ СОШ 53 Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приемы и методы логопедической помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью На примере работы логопедической службы в ГОУ ЦПМСС «Поддержка»
Advertisements

Синдром дефицита внимания / гиперактивности ( СДВГ / ADHD) - дисфункция центральной нервной системы ( преимущественно ретикулярной формации головного.
Безрукова С.А. учитель-логопед, зам. директора ГБОУ ЦДК.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. Что такое гиперактивность? Гипер... (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово.
Кинезиологические упражнения. Глазодвигательные упражнения.
В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа). Определенную роль в их возникновении играют нарушения.
Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
Чрезмерно подвижные дети впервые были описаны в середине 19 века, а в 60-х годах 20 века врачи определили это состояние как патологическое – ненормальное.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Левую ногу заведи за спину так, как показано на фото, удерживая.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
Назовите тему нашей встречи? Тема занятия: « Королевская осанка»
Сухость, покраснение, воспаление, раздражение и усталость глаз, головные боли все это является следствием постоянно возрастающих требований к зрению и.
Стретчинг (упражнения на растягивание) Учитель: Кудинкина С.В. Практическое руководство по физической культуре. Выполнили ученицы 10 класса А Толочкова.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
Учимся дышать! Васильцова Е.В – ГБОУ СОШ г.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА МБДОУ «ДС КВ «СОЛНЫШКО» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА А. В.
Дубовая Людмила Владимировна Учитель физической культуры МБОУ гимназия 36 г.Краснодар.
Укрепление физического, психического, умственного здоровья через кинезиологические упражнения Учитель-логопед: Н.А.Щелчкова.
Ребенок и эмоции «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?»
Упражнения с использованием фитболов Рекомендации для родителей Подготовил руководитель физического воспитания ГБДОУ 34 ГБДОУ 34 Торопова Н.В. Торопова.
Транксрипт:

Ильинская А.В. учитель-логопед МБОУ СОШ 53 Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях

Основная задача логопеда в работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности Адаптировать двигательную активность детей, как вспомогательную основу к решению задач коррекции речи и внимания на занятиях.

Правила работы с детьми 1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребёнка. 3. Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требование к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания) 8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действий заранее. 9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. 12. Предоставить ребёнку свободу выбора. 13. Оставаться спокойным

Технологии коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности на занятиях по логопедии 1. Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций. 2. Обучение самомассажу. 3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений. 4. Игры для развития тактильного взаимодействия. 5. Пальчиковые игры. 6. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

Организация коррекционно- развивающего пространства Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения Структура занятий. 1. Растяжка (4 – 5 минут). 2. Дыхательные упражнения (3 – 4 минуты). 3. Глазодвигательные упражнения (3 – 4 минуты). 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук (10 минут). 5. Функциональные упражнения(развитие внимания, произвольности, самоконтроля). Коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии (20 – 25 минут). 6. Релаксация (4 – 5 минут).

Растяжка «Медуза» Цель: оптимизация тонуса мышц. Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Дыхательное упражнение Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. – сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с Открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о)

Глазодвигательное упражнение И.п.- сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырём основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагоналям);сведение к центру. Каждое движение производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Упражнения для развития мелкой моторики рук Цель: развитие межполушарного взаимодействия. 1. «Колечко» 2. «Кулак – ребро – ладонь»

Функциональные упражнения «Костёр» Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. «Дракон» Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. «Кто летает?» Цель: развитие концентрации внимания.

Коммуникативные упражнения «Маска» Цель: эмоциональное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своём лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передаёт» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» дальше. «Неожиданные картинки» Цель: развитие взаимоотношений со сверстниками. Участники садятся в круг и получаю восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают её соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают её рисовать.

Релаксация «Шарик» Цель: расслабление мышц живота. Сделайте спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. «Олени» Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Трудно и не удобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох-пауза, выдох-пауза. «Раскачивающееся дерево» И.п. – стоя. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо и влево (3 – 5 раз), вперёд и назад.

Точечный массаж Перед началом каждого занятия специалист применяет тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

Развитие графомоторных навыков З ахватывающий эффект «зеркальности» повышает концентрацию внимания, заставляет как бы «замирать» ученика и с точностью копировать задание.

Развитие мелкой моторики Игры и упражнения на совершенствование мелкой моторики включаются в разные этапы занятия.

«Живые звуки» При постановке звуков активно подключаем работу рук, они подсказывают языку «маршрут» движения.

«Говорящие куклы» Помогают ребенку на этапе развития артикуляционной моторики

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработке изолированных звуков 1. Расправив руки – «крылья». «летать на самолёте» по кабинету – р-р-р 2. «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломанным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, имитируя звук мотора: р-р-р. Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога. 1. Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша(руки вперёд) – шо(руки вверх) - шу(руки опустить). 2. «Игра на пианино». «Нажимать на клавиши» поочерёдно –всеми пальцами правой(левой) руки и петь:су-сы-са-со. Варианты заданий при автоматизации звуков в словах. 1. Игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Скажи слово», «Вставь пропущенный звук» и др.). 2. «Шаги»: сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово ). При ошибочном варианте – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговорённого предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения 1. «Живые слова». Каждый ребёнок выполняет роль определённого слова. Его задача занять своё место в предложении. 2. «Скажи и покажи». Составить предложения по сюжетной картинке, а продемонстрировать его с помощью пантомимы ( «Сова летает по лесу. Соня пьёт ананасовый сок.») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает её содержание. 3. «Прошагай предложение». Ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Открытое письмо гиперактивных детей к учителям Дорогие учителя!!! Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили: 1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы всё можем! 2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно по делу, не более десяти слов. 3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил! 4. А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

Используемая литература 1. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей. Мир психологии, С Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. СПб, с. 3. Ноговицына О.Р. Левитина Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью6 распространенность. Диагностика и коррекция у детей // Российский педиатрический журнал С Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Спасибо за внимание!