1 Взаимодействие государственных институтов финансовой и экспертной поддержки инновационных проектов Директор ФГАУ «РФТР» Рогачев М.Б. 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Роль и место РФТР в системе государственной поддержки инновационного развития. Рогачев М.Б. Директор ФГАУ «РФТР»
Advertisements

1 Роль и место РФТР в системе государственной поддержки инновационного развития. Кто и как может получить займ в РФТР. Директор ФГАУ «РФТР» М.Б.Рогачев.
1 Роль и место РФТР в системе государственной поддержки инновационного развития. Кто и как может получить займ в РФТР. Калининград, октябрь 2011.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
Создание в рамках реального времени структуры сделки инвестиционного проекта, реализация которого возможна по механизму проектное финансирование «Схема.
Стратегическая цель: Привлечь частный венчурный капитал в инновационные проекты на всех стадиях их реализации в России с созданием условий для саморазвития.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНЖИНИРИНГА Итоги деятельности Регионального центра инжиниринга Чувашской Республики в 2013 году и план работы на годы Чебоксары,
1 ДД, MM, ГГ, город Новые продукты ОАО «РосБР» Март 2010 ОАО «Российский банк развития»
1 1 ОАО «Российский банк развития» Москва, январь 2011 Результаты реализации Программы финансовой поддержки МСП в России в 2010 году С.П. Крюков, Председатель.
1 ДД, MM, ГГ, город Новые продукты ОАО «РосБР» Теплоухова О.В. Директор Департамента финансирования малого и среднего предпринимательства Март 2010 Открытое.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
1 1 ОАО «Российский банк развития» Инновационный лифт для малого и среднего бизнеса ноябрь 2010.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Инвестиционный проект с точки зрения инвестора». Основные шаги и принципы реализации инвестиционного проекта ЗАО «Октан-Брокер» Руководитель департамента.
Программы государственной поддержки научной и инновационной деятельности в Вологодской области Программы государственной поддержки научной и инновационной.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Транксрипт:

1 Взаимодействие государственных институтов финансовой и экспертной поддержки инновационных проектов Директор ФГАУ «РФТР» Рогачев М.Б. 2011г.

2 Функции институтов развития как ключевых элементов инновационной экосистемы Финансиро вание НТ –оценка, форсайтинг Экономическ ая оценка Консалтинг проектов и компаний Материально -техническая инфр-ра Обучение, подготовка кадров РФФИ ФСР МП НТС ФЦП РФТР РВК Фонд Сколково Сколково Роснано МСП-банк ВЭБ Техплатформы АСИ Дублирование функций влечет общие дополнительные расходы и должно быть обосновано с точки зрения государства

3 Выбор направлений R&D Формирование ТЗ, оценка расходов, выбор разработчика, заказ НИОКР НИР, ОКР, ОТР, разработка КД, ТД, типовой проектной документации, сертификация Внедрение в производство, адаптация, инжиниринговое сопровождение Основные подсистемы: финансовая и научно-техническая Научно-техническая экспертиза, отбор проектов, формирование отраслевых «дорожных карт», предоставление услуг разработки, проектирования выделение ключевых технологий/ продуктов разработка формирование ТЗ на разработку выбор разработчиков технический контроль Частные инвестиции Институты финансовой господдержки предложения результатов в производство

4 Распределение в части финансирования проектов обусловлено различными целевыми стадиями, секторами и инструментами РФФИ ФСР МП НТС ФЦП Фонды РВК Роснано Фонд Сколково РФТР МСП банк Цель: проведение фундаментальных исследований Условия: грант. Заявитель должен работать в российской научной организации. Бюджет Фонда: 6 млрд. руб. (план 2012 год) Цель: поддержка малых инновационных компаний на ранней стадии Условия: грант Бюджет Фонда: 4 млрд. руб. (план 2012 год) Цель: поисковые исследования, дающие выход на конкретные разработки и продукты Условия: гранты, субсидии Бюджет Программы: 20,48 млрд. руб. (план 2012 год) Цель: коммерчески эффективные инновационные компании ранней стадий и стадии роста. Условия: приобретение доли в уставном капитале Бюджет Компании: руб. Цель: коммерчески эффективные крупные инновационные проекты в сфере нанотехнологий Условия: вклад в уставный капитал, процентыне займы Бюджет Компании: 22,2 млрд. руб. (план 2012 год) Цель: проекты исследований, разработок и коммерциализация их результатов. Условия: безвозмездный и безвозвратный грант без участия в уставном капитале Бюджет Фонда: 22 млрд. руб. (план 2012 год) Цель: НИОКР, являющиеся частью производственно-технологического проекта Условия: беспроцентный целевой займ, но не больше суммы чистых активов у предприятия Бюджет Фонда: 1,3 млрд. руб. (план 2012 год) Цель: предприятия, относящиеся к категории субъектов МСП. Условия: кредит Бюджет Банка: 50 млрд. руб. ВЭБ Цель: сверхкрупные стратегические проекты производственных предприятий Условия: кредит Бюджет Банка: 383,1 млрд. руб.

5 Формирование «карты финансовой господдержки инноваций» 1.Позиционирование каждого института развития должно быть четко определено и контролироваться. 2.Но позиционирование должно предусматривать «пересечение» областей для возможности перехода проекта (компании) на следующий этап без финансового разрыва. 3.Заявитель на любом этапе проекта должен иметь выбор инструментов поддержки (гранта, субсидии, займа и др.). 4.Уточнение правил софинансирования проектов различными институтами (Жесткий запрет? Последовательно? Одновременно? На разные цели?) 5.Распределение бюджетных средств между институтами на основании общего системного анализа, государственных приоритетов, прогноза спроса со стороны заявителя и предложения внебюджетных инвестиций. Прозрачность и публичность «Карты» позволит заявителю выбрать оптимальный инструмент, а государству - видеть общую картину, ставить конкретные цели и контролировать результаты Предложение: разработать и утвердить карту в рамках Соглашения институтов развития

6 Подсистема научно-технической оценки, прогнозирования, форсайтинга 1.Каждый финансовый институт имеет свою экспертную систему, научно- технические советы, список экспертов 2.При этом перечень эксперты работаю одновременно, практически, со всеми институтами и отвечают на одни и те же вопросы, но в разные адреса 3.Институты накопили обширную информационную базу по проектам, инициаторам, компаниям, но она не объединена в единый банк «инновационных историй» 4.Практически не используется ресурс РИНКЦЭ как института научно- технической экспертизы. Со стороны Минобрнауки предпринимается попытка восстановление роли РИНКЦЭ 5.Началось формирование на базе Технологических платформ системного механизма отраслевой научно-технической экспертизы Необходимо формирование единой системы научно-технической экспертизы проектов, претендующих или получивших господдержку Предложение: единую систему НТ-экспертизы формировать на базе технологических платформ, РИНКЦЭ и инструментария Дирекции ФЦП

7 Принципы формирования единой системы НТ-экспертизы 1.Технологические платформы осуществляют экспертизу проектов по своей тематике, а так же определяют технические требования стратегических проектов разработки базовых технологий 2.РИНКЦЭ консолидирует накопленную институтами информацию, ведет единую информационную базу, осуществляет мониторинг деятельности экспертов 3.Обеспечение независимости экспертов, в т.ч. через механизм контроля их общей научно-технической и бизнес- деятельности 4.Обеспечение качества экспертизы за счет постоянного отслеживания «экспертного уровня» специалистов (через индекс цитирования и др.) 5.Возможность экспертизы проектов по всем научно-техническим областям с четким распределением между экспертными организациями. 6.Унифицированные требования к экспертизе со стороны финансовых институтов Вопросы: Формировать Технологические платформы по всем научно-техническим областям или иметь отдельный механизм для «прочих проектов»? Что делать с дублирующими друг друга Технологическими платформами? Кто проводит экспертизу проекта, относящегося к нескольким платформам? И др.

8 Заявитель/Проектная компания Целевая модель взаимодействия проекта с финансовой и научно-технической подсистемами Система институтов финансовой поддержки РИНКЦЭ Информац. базаБаза экспертов Технологические платформы 1. Предваритель- ный запрос Единый инфоресурс 3. Подача заявки Запрос на НТ-экспертизу Финансовые институты 2. Выбор оптимального финансового инструмента Направление на ФЭ-экспертизу Выбор экспертов «Инновационная» история Результат НТ-экспертизы Запрос информации 6. Финансирование

9 Предложения РФТР для проектов Технологических платформ. Базовый пакет услуг 1.Предоставление беспроцентного целевого займа на срок до 5 лет Возврат средств – начиная с 4-ого года с даты начала реализации проекта 2.Консультационное сопровождение проекта / компании в течение всего срока займа. Цель – снижение рисков невозврата займа. Консультационное сопровождение включает: технологический аудит; комплексную экспертизу проекта; сопровождение разработки бизнес-плана; формирование регламентной базы компании по управлению инновационной деятельностью; мониторинг проекта и консалтинг по возникающим вопросам; консультационное сопровождение при привлечении дополнительного финансирования. Примерная цена консультационного сопровождения – 3% от суммы выданного займа в год

10 ЗАЯВКИ НЕ ПР Критерии предварительного отбора ПРИНИМАЮТСЯ ЗАЯВКИОТКЛОНЯЮТСЯ ЗАЯВКИ От компаний, зарегистрированных в качестве участника технологической платформы в соответствии с определенным приоритетами От организаций, признанных банкротами, являющихся неплатежеспособными, на имущество которых наложен арест, деятельность которых приостановлена От компаний, чей проект поддержан (рекомендован) Агентством стратегических инициатив От государственных некоммерческих организаций и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных) По проектам, относящимся к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (определены Указом Президента РФ от ) От организаций, чистые активы (собственные средства) которых меньше запрошенной суммы займа От компаний, которые имеют крупного заказчика, готового гарантировать приобретение продукта при соответствии техническим требованиям От организаций, нарушивших обязательства по ранее заключенным договорам на проведение НИОКР с привлечением средств РФТР От компаний, готовых вывести новый продукт на известный им рынок От компаний, не способных описать и оценить рынок своего продукта

11 Технологические платформы, являющиеся приоритетными для РФТР 1. Медицина будущего ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» 2. Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030 ОАО "РТ-Биотехпром" (ГК Ростехнологии), МГУ имени М.В. Ломоносова 3. Биоэнергетика ФГУ Российский научный центр «Курчатовский институт» 6. Инновационные лазерные, оптич. и оптоэлектр. технологии - фотоника Некоммерческое партнерство «Лазерная ассоциация» 15. Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности ОАО «Всероссийский теплотехнический научно- исследовательский институт» 16. Перспективные технологии возобновляемой энергетики ОАО «РусГидро» 17. Малая распределенная энергетика АО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике», ОАО «Интер РАО ЕЭС», НП РТБО 27. Освоение океана ОАО «Концерн морские информационные системы» «Агат», ОАО «ОСК», ОАО «Концерн МПО-Гидроприбор» 21. Материалы и технологии металлургии ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ, ОАО «РТ-Металлургия», НИТУ МИСиС 22. Технологическая платформа твердых полезных ископаемых ОАО Сибирская угольная энергетическая компания 23. Технологии добычи и использования углеводородов ГОУ ВПО «РГУ нефти и газа имени И. М.Губкина» 24. Глубокая переработка углеводородных ресурсов ОАО «ВНИПИнефть» 28. Технологии экологического развития Русское географическое общество

12 Вариант 1. Займы для среднего бизнеса при наличии крупного потребителя инновационной продукции Техплатоформа - научно-технический эксперт: - форсайтинг; - техническая экспертиза; - включение в перечень проектов; - информационная поддержка Крупное предприятие – базовый потребитель продукции: -обязуются покупать продукт при соответствии ТЗ; - производят модернизацию под новый продукт Фонд Предприятие – оператор проекта: - несет основные риски проекта - ведет собственные разработки - заказывает НИОКР - аккумулирует права на РИД - создает производство - производит продукцию - привлекает инвестиции Крупное предприятие – дополнительный потребитель продукции: - потенциальный потребитель продукции Предприятие - лицензиат: - потенциальный покупатель лицензии на производство продукции Акционеры: -собственные инвестиции; -стратегические решения по проекту ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт – головной разработчик: - получает заказ на НИОКР - выполняет НИОКР - все права передает Оператору - подготовка специалистов ВЭБ или его дочерние банки: -кредит Оператору на проект в части создания материально- технических активов; - кредит Базовому потребителю на модернизацию Венчурные инвесторы: -венчурные инвестиции; -стратегические решения по проекту Коммерческие банки: -коммерческие кредиты; -лизинговые схемы Займ на НИОКР Экспертиза и включение в состав проектов платформ Заказ НИОКР Результаты НИОКР, включая права на РИД Общее взаимодейст вие Приобретение доли Вклад в УК Кредит Продажа лицензий Продажа продукта Гарантиро ванная продажа продукта Общее взаимодейст вие Кредит

13 Вариант 2. Займы развивающимся компаниям на НИОКР, ориентированные на вывод на рынок нового продукта АСИ - стратегическая поддержка: - форсайтинг; - техническая экспертиза; - включение в перечень проектов; - информационная поддержка Фонд Предприятие – оператор проекта: - несет основные риски проекта - ведет собственные разработки - заказывает НИОКР - аккумулирует права на РИД - создает производство - производит продукцию - привлекает инвестиции Акционеры: -собственные инвестиции; -стратегические решения по проекту ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт – головной разработчик: - получает заказ на НИОКР - выполняет НИОКР - все права передает Оператору - подготовка специалистов Коммерческие банки: -коммерческие кредиты; -лизинговые схемы Займ на НИОКР Экспертиза и включение проекта в состав проектов АСИ Заказ НИОКР Результаты НИОКР, включая права на РИД Общее взаимодей- ствие Реинвестирование прибыли от предыдущих проектов Кредит на оборотные средства Вывод на рынок продукта А Вывод на рынок продукта В Вывод на рынок продукта Б Активно растущий рынок конечной продукции (В2С) с высокой скоростью обновления Насыщение рынка время Объем продаж

14 Определение ключевых НИОКР, имеющих стратегическое значение для отрасли/ технологического направления Формирование ТЗ, оценка расходов, выбор разработчика, заказ НИОКР НИР, ОКР, ОТР, разработка КД, ТД, типовой проектной документации, сертификация Внедрение в производство, адаптация, инжиниринговое сопровождение Схема разработки и внедрения базовых технологий при поддержке ТП и РФТР Технологическая платформа Российский фонд технологического развития Предприятие - лицензиат Головной разработчик продукта/технологии финансирование экономическая оценка предлагаемых НИОКР Лицензионные платежи конкурсный выбор головного разработчика выделение ключевых технологий/ продуктов формирование пула компаний – потенциальных лицензиатов Проектный институт разработка мониторинг, сопровождение возврат финансирования формирование ТЗ на разработку участие в выборе головного разработчика технический контроль Продажа лицензий

15 Договорные схемы для реализации базовых проектов. Вариант 1. РФТР дает займы разработчику Технологическая платформа : - выделение ключевых технологий/ продуктов как целевых для разработки; - формирование ТЗ на разработку; - формирование пула компаний – потенциальных лицензиатов разработанных технологий/ продуктов; - участие в выборе головного разработчика РФТР - экономическая оценка предлагаемых НИОКР; - конкурсный выбор головного разработчика; - выделение займа на разработку ключевых технологий/ продуктов Предприятие - лицензиат: - заявление о готовности приобретать лицензию; - покупатель лицензии по итогам разработки; Головной разработчик продукта/технологии (ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт, корпоративный R&D центр) - разработка технологии/продукта; - аккумулирование и контроль РИД - лицензирование результатов Займ на НИОКР Формирование «Программы целевых НИОКР» Погашение займа ТЗ на разработку Лицензионные платежи Продажа лицензий Предварительные лицензионные соглашения Если «консолидатором результатов НИОКР» выступает негосударственое предприятие, то необходимы дополнительные меры по контролю использования результатов и обеспечению их доступности для лицензиатов от технологической платформы В случае, если консолидатором результатов НИОКР и оператором проекта выступает государственное предприятие, расходы, учет, охрана и использование результатов находятся под полный контроль

16 Консолидатором результатов НИОКР и оператором проекта выступает государственное предприятие, что гарантирует полный контроль процесса, расходов, учета, охраны и использования результатов Договорные схемы для реализации базовых проектов. Вариант 2. РФТР выступает номинальным заказчиком Технологическая платформа : - выделение ключевых технологий/ продуктов как целевых для разработки; - формирование ТЗ на разработку; - формирование пула компаний – потенциальных лицензиатов разработанных технологий/ продуктов; - участие в выборе головного разработчика РФТР - экономическая оценка предлагаемых НИОКР; - конкурсный выбор головного разработчика; - заказ разработки ключевых технологий/ продуктов -- заказ разработки базового проекта Предприятие - лицензиат: - заявление о готовности приобретать лицензию; - покупатель лицензии по итогам разработки; Головной разработчик продукта/технологии (ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт, корпоративный R&D центр) - разработка технологии/продукта; - аккумулирование и контроль РИД - лицензирование результатов Заказ НИОКР Формирование «Программы целевых НИОКР» ТЗ на разработку Лицензионные платежи Продажа лицензий Предварительные лицензионные соглашения Заказ ПР

17 Приложения

18 РФТР не дублирует работу других структур, а дополняет. И одновременно предлагает уникальный механизм поддержки. Перспективный объект поддержки – технологические платформы РФФИ РВК Фонд содействия развитию МП НТС Фонд «Сколково» Внешэкономбанк РФТР ФЦП «Исследования и разработки» масштабирование и внедрение в промышленности НИОКР: лабораторный регламент, опытный образец, внедрение ранние стадии НИОКР, проектно-технологические работы фундаментальные и поисковые исследования Программы министерств и ведомств Роснано Фонд Внешэкономбанка поддержки проектов Сколково Место РФТР в концепции «инновационного лифта» РАН РГНФ

19 Финансовые инструменты поддержки инновационных компаний на стадии НИОКР ИнструментИспользование инструмента институтами развития и органами госуправления Комментарий ГрантыРФФИ, РАН, Фонд содействия развитию МП НТС, Фонд развития Инновационного центра Сколково, Постановление Правительства РФ 220. Софинансирование проекта из других источников не является обязательным условием выдачи гранта. СубсидииМинобрнауки, ФЦП, Постановления Правительства РФ 218, 219 Необходимо софинансирование из внебюджетных источников Инвестиции в уставный капитал ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Фонд развития инновационного центра Сколково Роснано инвестирует в проекты с выраженной отраслевой направленностью (нанотехнологии), Сколково ориентируется на приоритетные направления, определенные Президентом ГосзаказФЦП, отдельные проекты федеральных органов исполнительной власти Дает возможность инновационной компании получить средства для развития за счет продажи продукции Банковские кредиты не используетсяУ компаний на данных стадиях отсутствуют материальные активы, необходимые для залога. ЗаймыФГАУ «РФТР»Нет требования о залоге и возможно оказание компании дополнительных специфических услуг технологического и управленческого консалтинга. РФТР является единственным институтом развития, предоставляющим заемное финансирование на стадии НИОКР

20 Финансовые инструменты поддержки инновационных компаний на стадии внедрения и промышленного производства ИнструментИспользование инструмента институтами развития и органами госуправления Комментарий ГрантыНе используетсяИспользование грантов предполагает высокую неопределенность результата, что на данной стадии не приемлемо СубсидииОтраслевые ФЦПНеобходимо софинансирование из внебюджетных источников Инвестиции в уставный капитал ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Фонд развития Инновационного центра Сколково Основной критерий поддержки - высокий коммерческий потенциал ГосзаказОтдельные проекты федеральных органов исполнительной власти Дает возможность инновационной компании получить средства для развития за счет продажи продукции Банковские кредиты ОАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ», Корпорация Внешэкономбанк (через дочерние банки) Кредит предоставляется на оборотные средства или развитие материально-технической базы, а не на НИОКР ЗаймыОАО «РОСНАНО»Займы Роснано являются сопутствующим инструментом в общем объеме финансирования проекта РФТР не оказывает финансовую поддержку проектам на стадии внедрения

21 Роль РФТР в рамках общей системы государственной поддержки инновационного развития Финансирование и организационно-управленческая поддержка проектов НИОКР, реализуемых в рамках развития Технологических платформ, а также прорывных проектов Агентства стратегических инициатив Направления деятельности ФГАУ «РФТР»: финансирование НИОКР-составляющей проектов средних компаний на стадии запуска и расширения производства инновационной продукции; оказание услуг/ реализация проектов в соответствии с госзаданием, устанавливаемым Минобрнауки; экспертные, консалтинговые, управленческие услуги предприятиям и организациям; системная интеграция и управление проектами

22 Этапы прохождения заявок Заключение предварительного соглашенияРазработка ТЗ, сметы и графика НИОКР, бизнес-плана Главный фактор, влияющий на сроки рассмотрения заявок – это качество и обоснованность бизнес-плана и технического задания, представляемых заемщиком Комплексная экспертиза включает взаимодействие с Технологическими платформами и АСИ для подтверждения соответствия проектов их требованиям и критериям поддержки Регистрация заемщика на сайте комплекта документов с сайтаОформление и подача заявкиЭкспресс-экспертиза Стадия 1 Менее 1 месяца Стадия 2 1 месяц Комплексная экспертиза Принятие итогового решения о поддержке проекта Подписание договора займа и договора на услуги Выдача займа Стадия 2 1 месяц Стадия месяца

23 Взаимодействие с ТП: предлагаемое распределение основных функций Основные этапы Функции Определение ключевых НИОКР Формирование ТЗ, заказ НИОКР НИР, ОКР, ОТР, разработка КД, ТД, техпроектирование Внедрение в производство выделение ключевых технологий/ продуктов – целей для R&D ТП экономическое обоснование, расчет бюджетаРФТР формирование ТЗ, включая технико- экономические показатели ТП (+ согласие РФТР) выбор генразработчикаРФТР (+ согласие ТП) выполнение НИОКРпредприятия ТП (или иной R&D-центр) финансирование НИОКР, финансовый и общий контроль НИОКР РФТР технический контроль НИОКРТП выбор технологического проектировщикаРФТР технологическое проектирование – ПР (базовый проект) предприятия ТП (или иная проектная организация) финансирование ПР, финансовый и общий контроль ПР РФТР технический контроль ПРТП консолидация всех прав на результатыРФТР привлечение лицензиатовТП лицензирование, контроль, получение платежей РФТР инжинирингТП производствопредприятия ТП

24 Сайт Рабочий инструмент взаимодействия с потенциальными и действующими заёмщиками Стандарты Фонда, шаблоны заявительных документов размещены на сайте Обязательная регистрация как инструмент работы с профессиональным сообществом