Восстановительные программы как эффективная технология в профилактике социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних В.Е.Терентьева руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Применение восстановительных технологий в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций, профилактике правонарушений.
Advertisements

Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ ШСП КУРГИНА М.Н. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Школьная служба примирения «Вместе» МБОУ СОШ 45 им. А.П. Гайдара г. Кирова учебный год.
Фуражкова О.А. -ЗДСВ. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания.
Создание школьной службы примирения. Конфликт – выраженное нарушение партнерских взаимоотношений. В конфликте всегда присутствует противостояние и взаимная.
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДЗЕРЖИНЕЦ» Служба примирения.
Создание и развитие Служб примирения Морозова Н.Н.
Группа подростков с руководителем взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений.
СТАНДАРТЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией Восстановительной медиации 17марта 2009г.
Организация службы медиации в образовательной среде.
МОУ «Бардымская СОШ 2» Если вдруг беда случится, Если вдруг беда случится, Плохо, грустно на душе Плохо, грустно на душе Приходите в службу нашу Приходите.
В ОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ. Подготовила социальный педагог МБОУ СОШ 27 Комиссарова И.В.
Службы примирения и КДНиЗП. Три парадигмы Карательная (наказание) Реабилитационная (социальных услуг) Восстановительная.
Медиация. Школьная служба примирения. По материалам семинара по проблеме: «Организация школьной службы примирения. Медиация в профилактике правонарушений.
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ». Конфликт – разногласия в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
Применение примирительных технологий в образовательной среде ГОУ Центр Диагностики и Консультирования.
Транксрипт:

Восстановительные программы как эффективная технология в профилактике социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних В.Е.Терентьева руководитель проектной линии «Реабилитация семей и детей, находящихся в СОП» ЦПППН

Анализ традиционных методов профилактики правонарушений Цель: обозначить отклонение от нормы, предупредить, сдержать ситуацию через угрозы, санкции, наказание Действия: Обозначение «ненормального» поведения Постановка на вид Угрозы санкций Санкции Акцент на ответственности взрослого Последствия: Настойчивое внушение влечет обозначенное поведение Потеря обычного положения в обществе Присоединение к девиантной среде Ликвидация моральной ответственности подростков перед законом Чувства вины, стыда, страха, несостоятельности, безысходности

Результаты предпринятых мер Не снижаются показатели негативной ситуации Не выявляются, не решаются причины развития ситуации Происходит упрочнение связей подростков «группы риска» с социально отклоняющейся средой Разрыв или ухудшение взаимоотношений семьи и социальных институтов Не приносит удовлетворения специалистам

Восстановительные программы Это эффективный способ разрешения конфликтных и криминальных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора. Цель: разрешение конфликта, возмещение принесенного ущерба, восстановление (налаживание) конструктивных взаимоотношений.

Понятие «восстановительный подход» впервые выступило как альтернатива карательному подходу в уголовном правосудии Замещение наказания государством на ответственное возмещение ущерба самим правонарушителем. ВТ дали возможность: - Правонарушителю исправить ситуацию - Жертве получить моральную и материальную компенсацию - Государству уменьшение роста рецидивной преступности и количества заключенных

Ситуации, в которых возможно использование ВТ: Случаи, близкие к криминальным. Конфликты детей внутри класса и между группами детей. Конфликты между учителем и учащимся. Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей. Случаи отвержения детей в классе. Конфликты в семье, между родителем и подростком.

Участники программ примирения ведущий, жертва, обидчик Ведущий - специалист (педагог, психолог, специалист по социальной работе), прошедший обучение, получивший сертификат ведущего. Жертва – пострадавший, понесший ущерб. Обидчик – явный причинивший вред, ущерб. Кто является в действительности «жертвой», кто «обидчиком», возможно выяснить только при выяснении всех обстоятельств ситуации.

Виды восстановительных программ Программа примирения Программа заглаживания вреда Конференция, школьная конференция Программа примирения в семье Семейная конференция. В процедуре проведения и в разрешении ситуации участвует расширенная семья. «Круг забот». К разрешению ситуации привлекаются семья, социальные институты

Этапы проведения восстановительных программ Первый - сбор информации Второй - предварительные встречи с жертвой и обидчиком. Третий - примирительная встреча

Порядок проведения восстановительных программ 1. Предварительный этап Сбор информации. Цель - выяснить все обстоятельства, возможно причины, случившегося, размер ущерба, возможные последствия, уже принятые меры по разрешению ситуации Выбор типа программы

2. Первый звонок «обидчику» Цель: получить согласие на предварительную встречу 3. Предварительная встреча с «обидчиком» Цель: готовность нарушителя к исправлению ситуации и заглаживанию вреда Задачи: Установление доверительного контакта с «обидчиком» Прояснение видения «обидчиком» ситуации и ее последствий Работа с чувствами «обидчика» по поводу произошедшей ситуации Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда Получение согласия на участие в примирительной встрече

4. Первый звонок «пострадавшему» (жертве) Цель: получить согласие на предварительную встречу 5. Предварительная встреча с «пострадавшим» Цель: Оказание помощи пострадавшему, подготовить пострадавшего к встрече с обидчиком Задачи: Установление доверительного контакта с «пострадавшим» Прояснение видения «жертвы» ситуации и ее последствий Работа с чувствами «пострадавшего» по поводу произошедшей ситуации Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживания вреда Получение согласия на участие в примирительной встрече

6. Примирительная встреча Цель: Организация диалога и принятие совместного решения сторон о разрешении ситуации Задачи: Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта Прояснение видения ситуации сторонами Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей друг друга Организация диалога без посредничества ведущего Сбор и обсуждение предложений по разрешению ситуации Принятие решения о разрешении ситуации. Заключение договора

Принципы восстановительных процедур Принцип центрального положения жертвы Принцип принятия ответственности Принцип добровольности Принцип конфиденциальности Принцип посредничества Принцип передачи полномочий Включение сообщества в нормализацию отношений

Программы примирения позволяют Создать условия для достижения взаимопонимания Осуществить действия, способствующие исцелению жертвы Создать условия для ответственного поведения правонарушителя

Различия традиционной системы правосудия и восстановительного подхода Традиционная система правосудия Восстановительное правосудие Центр внимания – установление виновности (вынесения наказания) Центр внимания – решение проблем Главные действующие лица – государство и правонарушитель Главные действующие лица – пострадавший (жертва), правонарушитель (обидчик) Процесс – состязательный характер между обвинителем и обвиняемым Процесс – диалогическая модель В центре внимания – правонарушитель, пострадавший игнорируется В центре внимания – потребности пострадавшего Акцент на прошлое (будущие отношения не рассматриваются) Акцент на будущее

Традиционная система правосудия Восстановительное правосудие Норма – страдания и наказание правонарушителя Норма – осознание ответственности за содеянное, возмещение морального вреда Ущерб преступника уравновешивается вынесенным ему наказанием Ущерб преступника возмещается самим преступником Правонарушитель не несет ответственности за принятое решение в отношении его Правонарушитель несет ответственность за принятое им решение Решение суда поощряет безответственность правонарушителя Поощряется ответственное поведение правонарушителя Предполагается исход, при котором один выигрывает, другой проигрывает Обеспечивается возможность решения, при котором обе стороны оказываются в выигрыше

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, влекут за собой изменения требований к системе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков Восстановительный подход: Основан на принципах гуманизма, отвечает глубинным человеческим потребностям Способствует восстановлению и сохранению ресурсов человека Способствует снижению межгрупповой напряженности Способствует пробуждению у граждан личной ответственности за свои действия, за свое будущее