1.Предмет и содержание производственного менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Понятие об экономике предприятия. Предмет курса Экономика- это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства.
Advertisements

Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Менеджмент и менеджер
Производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Анализ объема производства и продаж продукции М.Н. Бубин к.г.н. Юргинский технологический институт Томского политехнического университета.
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Организация производства как система научных знаний.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Стратегическое маркетинговое планирование
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Разработка функциональных стратегий Тема 10. План Производственные стратегии Стратегии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Транксрипт:

1.Предмет и содержание производственного менеджмента

Литература Основная литература Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, – 624 с. Производственный менеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / C.А. Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др.; Под ред. проф. С.А. Пелеха. – Мн.: БГЭУ, – 555 с. Производственный менеджмент: Учебник/Под.ред. В.А. Козловского. – М.: ИНФРА-М, – 574 с.

Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – СПб: Питер, Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», – 512 с. Бык В. Ф. Организация производства: практикум для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Экономика и управле­ние на предприятии», «Коммерческая деятельность» / В. Ф. Бык, Л. М. Синица, Т. В. Бондарева. Минск: ИВЦ Минфина, – 270 с.

1.1. Производство и производственная система как объекты управления

Современный мир нередко рассматривают, как мир самых разных организаций – «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой–либо цели на основе принципов разделения труда, прав, обязанностей и иерархической структуры, общественное объединение, государственное учреждение». Производственная функция включает в себя те действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.

Организации отличаются друг от друга по характеру конкретных видов деятельности, входящих в производственную функцию. При производстве, например, автомобилей и бытовой техники перерабатываются огромные количества сырья, материалов. Строительные фирмы тоже потребляют большие объемы материалов, но каждая единица готовой продукции в этом случае может быть уникальна по своей конструкции. Кроме того, строительные работы происходят не в условиях заводов, а на отдельных строительных площадках, где в дальнейшем и эксплуатируются изделия строительных фирм.

Предприятие это обособленная самостоятельная производственно-хозяйственная единица, обладающая правами юридического лица, производящая продукцию или оказывающая услуги потребителям; Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения интересов собственника имущества предприятия и его работников.

Предприятие основывается на государственной или частной (акционерной) формах собственности и действует на принципах коммерческого расчета.

Хозяйственная деятельность предприятий осуществляется в результате реализации совокупности стратегических, тактических и оперативных экономических решений, принятие которых в свою очередь требует соблюдения критериев эффективности и учета: - состояния и влияния внешней среды, определяющей рамочные условия деятельности предприятия. Внешняя среда создает ограничения и регулирует степень самостоятельно­сти субъектов хозяйствования в принятии решений. Современные предприятия испытывают на себе влияние как рыночных регуляторов, так и государственных методов;

- системы целей предприятия, отражающих интересы участников хозяйственной деятельности, которые должны быть достигнуты в результате принимаемых решений; -возможных вариантов (альтернатив) достижения целей предприятия. В этом смысле хозяйствование и представляет собой целенаправленный процесс принятия решений на основе выбора альтернатив использования ограниченных ресурсов для достижения оптимальных значений целевых показателей. Для предприятия это связано с определением, что производить, каким образом производить, как наиболее эффективно распределить и использовать имеющиеся ресурсы. Выбор связан и с определением местонахождения предприятия, его организационно-правовой формы, взаимоотношений с другими участниками экономической деятельности.

Хозяйственная деятельность предприятия может быть рассмотрена и в организационно-производственном аспекте. В этом плане производство представляет собой процессы целенаправленного и планомерного комбинирования материально- технических (средства труда, предметы труда, техно­логии производства и сбыта, организационно-технологическая информация) и социальных элементов (персонал, его квалификация, технологии взаимодействия и отношений в кол­лективе) с целью изготовления и реализации продукции, оказания услуг, выполнения работ.

Предприятие - это обособленная целостная производственно-хозяйственная система, в которой предполагается социальное единство, определяемое видом собственности на средства производства; производственно-техническое единство, вызванное общественным характером производства, уровнем развития техники и технологии производства, организационно- экономическое единство, обусловленное общностью интересов производственного коллектива, а также хозяйственная самостоятельность

Основные признаки предприятия как обособленной целостно производственно- хозяйственной системы Социальное единство Производст-венно- техническое единство Организаци- онно-экономичес-кое единство Администра-тивно- хозяйствен-ная самостоя-тельность

Основными признаками предприятия как обособленного целостного производственно- хозяйственного организма являются наличие отдельного от других звеньев плана; право юридического лица (в частности, право возбуждать иски и отвечать по претензиям в суде); осуществление реализации продукции по утвержденным оптовым ценам, а новой продукции по временным ценам;

собственный расчетный счет в банке, позволяющий производить безналичные расчеты с другими предприятиями; образование фондов и распоряжение фондами материального стимулирования коллектива, предназначенными на развитие производства, материальное поощрение, социально-культурные мероприятия и жилищное строительство; законченный бухгалтерский учет с заключительным балансом, выявляющим хозяйственные результаты деятельности предприятия (прибыль или убытки) и др.

Производственно- техническое единство – тесная взаимосвязь всех составляющих его частей, которая определяется общностью назначения изготовляемой ими продукции и технологического процесса;

Организационно- экономическое единство – наличие единых органов управления, единого производственного коллектива, административная обособленность, взаимосвязь плана производства с обеспечивающими его выполнение материальными, техническими и финансовыми ресурсами, организация деятельности на основе коммерческого расчета (полного хозрасчета).

Хозяйственная самостоятельность – самообеспечиваемость предприятия необходимыми основными и оборотными средствами, самостоятельный сбыт продукции, наличие самостоятельной законченной системы отчетности и бухгалтерского баланса.

Производственная система - это упорядоченная совокупность элементов и частей, обладающих постоянной взаимосвязью, функционирующая с целью создания (производства) определенной продукции, выполнения работ или оказания услуг при условии подчинения каждого элемента общей цели системы. Она обладает свойствами: результативностью; надежностью; гибкостью; долговременностью; управляемостью.

Признаки предприятия как производственной системы: целенаправленность; полиструктурность (производственная и организационная); сложность; открытость.

Производство является ядром предприятия, построенным на основе рационального сочетания в пространстве и времени средств и предметов труда и самого труда для реализации производственного процесса по изготовлению изделий. Производственный процесс совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Производственный процесс включает три элемента: Процесс труда или целесообразную деятельность рабочих по обработке материалов с целью изготовления продукции высокого качества при минимальных затратах; Предметы труда или материальные ресурсы, на которые направлена деятельность рабочих; Средства труда или оборудование и машины, которые обеспечивают превращение материалов в готовые изделия.

Каждый производственный процесс состоит из множества частичных процессов, в результате выполнения которых создаются отдельные составные части товара. Все частичные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Основные это технологические процессы, в результате которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию, на выпуске которой специализируется предприятие.

При их выполнении изменяются формы и размеры предметов труда, их внутренняя структура, вид и качественная характеристика исходных материалов. К ним относятся и естественные процессы, которые происходят под воздействием сил природы без участия труда человека, но под его контролем (естественная сушка древесины, остывание отливок).

К вспомогательным относятся процессы, которые непосредственно не соприкасаются с предметами труда, а призванные обеспечивать нормальное протекание основных процессов (Например, изготовление инструмента, производство различных видов энергии для своих нужд, ремонт основных фондов).

Обслуживающие процессы призваны создавать условия для успешного выполнения основных и вспомогательных процессов. К ним относятся меж- и внутрицеховые транспортные операции, обслуживание рабочих мест, складские операции, контроль качества продукции.

Организация – это открытая система, которая преобразует входные величины в выходные (см. рис. 1.2). Полная система производственной деятельности организации называется производственной системой, она состоит из трех подсистем.

Система производственного менеджмента Основное, вспомогательное, обслуживающее производство Информация из внешней среды Информация из внутренней среды Информация о состоянии системы Планы, решения, корректирующие воздействия ВХОД ВЫХОД Труд, материалы, капитал, информация, энергия Продукция, услуги Рис Производственная система

ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (перерабатывающая подсистема) выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ и ОБСЛУЖИВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО (подсистема обеспечения) не связана прямо с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Функция, считающаяся частью подсистемы обеспечения в одной организации, может быть составляющей частью перерабатывающей подсистемы в другой.

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (подсистема планирования, организации, мотивации и контроля) получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве. Информация поступает из внутренней среды организации: о целях, политике, основных направлениях и других внутренних параметрах. Информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, правительственных нормативных актах и других факторах поступает из внешней среды.

Подсистема планирования и контроля должна обработать весь этот объем сложной информации и выдать решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема. Конкретные вопросы, подлежащие решению, включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества.

Положение предприятия в рыночной экономике меняется коренным образом: становясь объектом товарно-денежных отношений, оно обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. Это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер выполняемых менеджерами работ. Существенно возрастает и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. 1.2.Цели, задачи и процессы управления производством

Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучить динамику потребностей на рынке товаров и услуг и разрабатывать стратегию предприятия. Научно-технический прогресс обеспечивает управленческие нововведения, направленные на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает менеджмент персонала, занимающего ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющего успех предприятия в достижении его целей.

В условиях динамизма внешней среды стало практически невозможным обеспечивать нормальную работу предприятий, сосредоточиваясь только лишь на текущей ситуации, на внутренних проблемах. Изменение позиций поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие, относительно невысокая конкурентоспособность производимых отечественных продукции и услуг приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней.

Эффективное внутрифирменное управление служит основой для разработки взаимоувязанных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации на предприятиях и создание предпосылок их дальнейшего роста. В условиях развития рыночных отношений каждое предприятие, каждый руководитель должны иметь свою хозяйственную стратегию, найти главное звено успешной конкурентной борьбы. Без стратегического видения будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования предприятия, бизнеса.

Успех предприятия, которое ведет свою деятельность в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как в экономической системе, так и в сознании потребителей, во многом зависит от профессиональной подготовки лиц, ответственных за управление предприятием. Многие факторы во внешнем окружении подвергаются непрерывным изменениям (например, курсы валют, цены на сырье, материалы и комплектующие, внедрение новых технологий и т.п.) и трудно поддаются предвидению. Умение быстро замечать происходящие процессы, перемены и тенденции, позволяет не только в достаточной степени распознать возникающие угрозы, возможные шансы и появившиеся благоприятные случаи, но и предпринять необходимые шаги и действия, направленные на приспособление к возникшей ситуации.

Эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Таким образом, руководство должно программировать текущие, оперативные и перспективные задачи, иными словами, должно разработать целостную концепцию развития и будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию предприятия.

Стратегия предприятия обязательно должна учитывать продуманные долговременные цели и задачи этой фирмы (новые ценности для ее клиентов, изделия, услуги, формы продажи и т.д.), а также направления вложения тех средств, которые имеются в ее распоряжении и предназначаются для достижения поставленных целей. Подражание стратегии других предприятий вместо создания своей собственной чаще всего не приносит успеха.

Из этого следует, что функции управления предприятием должны приобретать в настоящее время качественно новые черты и особенности: на первое место по значению вышли задачи планирования перспективного (стратегического) развития, которые дополняются функцией маркетинга. Соответственно изменяется и функция контроля.

Основное предназначение предприятия характеризуется цепочкой: Потребности потребителя Продукция Производство

Стратегия предприятия заключается в том, чтобы посредством своей производственной функции предоставлять продукты или услуги для удовлетворения основных потребностей потребителей. Определение того, какие именно потребности берутся в качестве цели деятельности фирмы, является стратегическим решением, при котором должны учитываться данные из всех функциональных областей.

В области производственной деятельности к наиболее важным стратегическим решениям относятся решения о том, как, когда и где производить товары или предоставлять услуги.

В производстве может быть обеспечена конкурентоспособность продукции, работ и услуг предприятия при использовании следующих основных методов ценовой и неценовой конкуренции: Лидерство по минимуму затрат; Улучшение технических характеристик продукции (конструкция позволяет эксплуатировать изделие с более высокими показателями, например, автомашина может разогнаться от 0 до 100 км/час всего за 5 сек);

Повышение надежности изделия (рекламу автомобилю можно сделать при минимуме поломок на км пробега); Увеличение прочности изделия ; Повышение скорости доставки (использование новой сферы услуг доставки не позже, чем на следующий день); Уменьшение гарантированного времени доставки (выполнение заказа на доставку к указанному времени);

«Индивидуализация» изделий по требованиям заказчиков (общество услуг); Совершенствование внедрения продукции на рынок; Гибкое регулирование объемов производства в соответствии с потребительским спросом на рынке.

1.3. Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы Предприятие это сложная система, поэтому внутри него в зависимости от целей функционирования можно выделить несколько взаимодействующих между собой структур. Общая структура предприятия это состав производственных звеньев, подразделений, осуществляющих управление предприятием и обслуживание его работников, их величина и соотношение по размеру занятых площадей, численности работников и другим характеристикам (см. рис ).

Общая структура предприятия

Производственная структура предприятия это часть общей структуры, в частности состав производственных подразделений (производств, корпусов, цехов, участков и рабочих мест), их взаимодействие в процессе изготовления продукции, соотношение по численности занятых работников, стоимости фондов, занимаемой площади и их территориальное размещение. Различают производственную структуру предприятия, цеха и участка.

Производственная структура промышленного предприятия включает: основные цеха (заготовительные, обрабатывающие и сборочные); вспомогательные цеха (инструментальные, ремонтные, энергетические, опытные и др.); обслуживающие хозяйства (складское, транспортное, санитарно-техническое, общезаводские лаборатории); побочные цеха (по переработке вторичного сырья, по производству товаров народного потребления).

На производственную структуру предприятия и построение его подразделений оказывают влияние производственно-технические и организационные факторы: Характер производственного процесса; Характер выпускаемой продукции и методы ее изготовления; Масштабы производства; Характер и степень специализации и кооперирования; Степень охвата стадий жизненного цикла изделий.

При бесцеховой структуре производственной структурой предприятия является состав самостоятельных производственных участков и их взаимосвязь. Производственная структура цеха - это состав производственных участков цеха и их взаимосвязь. Производственная структура участка -это состав рабочих мест участка и их взаимосвязь.

Различают следующие типы производственных структур промышленных предприятий: Технологическая; Предметная; Смешанная

В зависимости от специализации промышленные предприятия можно свести к следующим укрупненным типам: Заводы с полным технологическим циклом. Сборочные заводы. Заводы с неполным технологическим циклом (механосборочные). Заводы, специализированные на производстве заготовок. Заводы подетальной специализации.