Личностные универсальные учебные действия Возрастные особенности развития Методист-психолог ИМЦ Прокопенко И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностные универсальные учебные действия. Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая.
Advertisements

Личностные универсальные учебные действия Возрастные и психологические особенности развития и формирования Руководитель психологической службы Булахова.
Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Школьная презентация на тему: Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД).
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
МБОУ « Старорузская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Личностные универсальные учебные действия в средней школе.
Личностные универсальные учебные действия. «Каждый человек алмаз, который может очистить или не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района«Средняя общеобразовательная школа 10» Формирование личностных универсальных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа клуба для младших школьников. ФГОС требования к личностным результатамрезультатам.
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
Модель выпускника государственного общеобразовательного учреждения средней школы 448.
Учебно-методический материал по теме: Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
Транксрипт:

Личностные универсальные учебные действия Возрастные особенности развития Методист-психолог ИМЦ Прокопенко И.В.

ЛУУД самоопределения ЛУУД смыслообразования ЛУУД нравственно-эстетической ориентации ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Личная готовность : Мотивационная готовность – доминирование учебно- познавательных мотивов Коммуникативная готовность – умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми Сформированность Я-концепции и самооценки - осознание ребенком своих физических возможностей, умений, переживаний, способность адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная зрелость – освоение ребенком социальных норм проявления чувств и способности регулировать свое поведение. Развитие высших чувств – нравственных (гордость, стыд, вина), интеллектуальных (радость познания), эстетических (чувство прекрасного).

Внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте (Л.И.Божович) Новая позиция должна быть принята самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений

Неприятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации (предпочтение игровой деятельности, нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания), негативные установки в отношении школы и учебы, значительно осложняют ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию в школе

Критерии сформированости внутренней позиции школьника: Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения Проявление особого интереса к новому, к школьному содержанию занятий Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине Развитие мотивов учения является важным показателем сформированости внутренней позиции школьника

Мотивы, характерные для перехода от предшкольного к начальному образованию: 1.Учебно-познавательные. 2.Широкие социальные мотивы – потребность в социально значимой деятельности, мотив долга. 3.Позиционный мотив – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими. 4.Мотивация достижения – стремление реализовать поставленные цели. 5.Внешние мотивы – власть и требования взрослых 6.Игровой мотив. 7.Мотив получения высокой оценки

Неадекватность мотивов ведет к низкой успеваемости. Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности, провоцирует низкую успешность обучения, что приводит к дальнейшему снижению мотивации. Если доминирует мотив получения высокой оценки это приводит к стремлению к списыванию, подделыванию отметок в дневнике и тетрадях

Начальная школа Адекватной системой мотивов следует признать сочетание: познавательных мотивов; учебных мотивов; социальных мотивов; мотивации достижения

Специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности. Компоненты: 1. Когнитивный – сформировать историко-географический образ России, знать основные исторические события, достижения, культурные традиции; иметь представление о социально-политическом устройстве России; знать основные права и обязанности гражданина соответственно возрастному статусу учащегося; знать основные моральные нормы и правила охранно-бережного отношения к природе; сохранение здоровья. 2. Ценностно-смысловой и эмоциональный – иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, принимать свою этническую идентичность, уважать другие народы, личность и ее достоинства, уважать ценности семьи, признавать ценности своего здоровья, следовать моральным нормам, испытывать чувство вины и стыда при их нарушении. 4. Деятельностный – выполнять дежурство в классе, участвовать в детских общественных организациях, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика, следовать здоровому образу жизни

Самооценка Ядро самосознания личности, выступающая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми Обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С. Выготский)

Заниженная самооценка: Тревожность, неуверенность в своих силах и возможностях, отказ от заданий, феномен «выученной беспомощности» (М.Селигман). Коррекция: Адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка, даже если они незначительны Адекватное описание того, что достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.

Завышенная самооценка: Доминированность, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок; отрицание неуспеха. Коррекция: Спокойное и доброжелательное отношение учителя Адекватная оценка, не затрагивающая личность учащегося Продуманная система требований Поддержка, оказание помощи при трудностях ученика

Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях: 1.Сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня, выработка самооценки. 2. Ребенок осуществляет большое количество равнодостойных выборов с различным аспектом оценивания, способом действия, и осознание оценок, полученных сегодня и в недалеком прошлом.

Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта. В правилах нормативного поведения можно выделить три типа норм: Моральные нормы выполняют функцию регуляции морально-нравственного отношений между людьми, это основание для оценки поступка. Конвенциональные нормы представляют собой, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни, он включают в себя школьные правила и предписания школьного устава Персональные нормы охватывают индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности.

Исследования развития морального сознания ребенка показало, что к моменту перехода в начальную школу он усваивает 3 моральные нормы: 1. Справедливого распределения (щедрость, бескорыстие, доброта). 2. Взаимопомощи (умение сопереживать трудностям другого человека). 3. Правдивости (честность, искренность, верность своему слову).

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 1.Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности Родине, народу; осознание этнической принадлежности и культурной идентичности 2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-образующей деятельности человека:; ознакомление с миром профессий 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной самооценки.

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: -Развития познавательных интересов, учебных мотивов; -Формирования мотивов достижения и социального признания; -Мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Включает: - формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих; уважение истории и культуры всех народов; - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; -знание основных моральных норм – справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность; - формирование моральной самооценки; -Развитие эмпатии и сопереживания; -формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни; -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств