Глагол как часть речи. Цель : повторить и систематизировать повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ в рамках подготовки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол как часть речи … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.А.М.Пешковский.
Advertisements

Глагол как часть речи Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ Лохманова Надежда Ивановна, учитель русского языка.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Глагол
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
1. Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, тся и ться что делать? Что сделать?
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Глагол Глагол Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Урок русского языка в 6 классе СПб АППО Центр информатизации образования Санкт-Петербург 2007 год Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель:
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Глагол и его формы. Правописание глаголов и глагольных форм. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина.
СПРЯЖЕНИЕ Подготовка к ЕГЭ. Спряжение – 1) изменение глаголов по лицам; 2) класс глаголов, имеющих одинаковые словоизменительные формы.
Транксрипт:

Глагол как часть речи

Цель : повторить и систематизировать повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ в рамках подготовки к ЕГЭ

Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2.Действие предмета. 3.Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Вид глагола : Совершенный (что сделать?)- законченное действие; Несовершенный (что делать?)- длительное действие.

Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).

Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

В значении повелительного употребляются: а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляется: а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

Категория времени: Настоящее, прошедшее, Будущее простое -напишу, принесу, Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Ум нужно тренировать. 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 4.Я спешил скорее видеть вас. 5.Жить-родине служить. 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Спряжение глагола 2 спряжение: А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.

Личные окончания глагола : А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем). 2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.) Б) вылетите –летите, выгоните –гоните(2спр.) В) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Разноспрягаемые глаголы: Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет, Мн.ч. Хотим, хотите, хотят Ед.ч. бегу, бежишь, бежит Мн.ч. бежим, бежите, бегут Брезжишь – но: брезжут

Сложные случаи согласования: 1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа. 5.Однородные подлежащие (или, либо, то- то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Ключи: 1. 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3.1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.

Правописание суффиксов глагола : А) - ова-, - ева = - ую (-юю): беседовал -беседую, Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю): развеивал-развеиваю. В) одолеть -одолевать, одолеваю. Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.

Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес- ): 1.В переходных - И : обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага 2. В непереходных – Е : обезлесеть, обезводеть(самому), обессилеть самому

1. Чтение теории : стр , Упражнения: 252,253.

1.Учебник.Русский язык классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., «Русское слово»,2009 год. 2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.