Компетентность и качество образования Прикот О.Г..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Advertisements

ОБЪЕКТ (молодёжь) ………………. – процесс исследования объекта и создания его аналога, отражающего некоторые свойства объекта ОБЪЕКТ (молодёжь)
Уважаемые коллеги, понимание сущности компетентностного подхода, уточнение значения основных понятий, поможет вам конретизировать свою работу, выявить.
Компетентность как новое качество образования Компетентностная основа инновационности образовательных технологий.
«Стратегии модернизации содержания общего образования» «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» «Стратегии модернизации.
Формирование ключевых компетенций школьников – главное условие реализации компетентностного подхода Разработали: Горбунова С.Н. Селиванова С.А. Мартюшева.
Совершенствование методики современного урока в условиях профилизации и информатизации образовательного процесса.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Современные представления о компетентности и проблема компетентностного подхода в образовании.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Компетентностный подход в образовании - основа мастерства учителя Доклад учителя математики МБОУ СОШ 1 с.Арзгир Бескровной Светланы Игоревны.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Автор: Кувашова Людмила Владимировна учитель технологии МОУ «СОШ 54» город Новоуральск.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ 1272 Овладевает знаниями, умениями и навыками, определёнными.
Транксрипт:

Компетентность и качество образования Прикот О.Г.

Модернизация образования и модернизация России Модернизация России предполагает становление новой культуры человека, ценностями которой являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.

Компетентностное образование – новая модель качества образования Компетентности – наиболее общие (универсальные способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Знания + Квалификации (Умения) + Отношения = Компетентность

Понятийная база Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу) 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, предоставленный законом, актом и т.д.; 2) знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др. Таким образом, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений и качеств.

ЮНЕСКО Научить получать знания Научить работать и зарабатывать Научить жить Научить жить вместе

Основные компоненты компетентности а) готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека; б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций; в) опыт реализации знаний, т.е. умения, навыки; г) ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностную значимость и д) эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия проявлять и регулировать проявления компетентности.

Ключевые компетентности (Стратегия модернизации общего образования) «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)».

Программа исследования PISA Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом исследовании отражаются современные тенденции в оценке успешности и эффективности проводимой политики в области общего образования. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15- летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Единый для всех стран-участниц инструментарий исследования (тесты, содержащие комплексные или структурированные задания), позволяющий оценить уровень математической грамотности (приоритетное направление PISA-2003), грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы.

Результаты исследования Сравнение результатов стран-участниц со средним баллом стран ОЭСР Результаты выше среднего балла стран ОЭСР (17 стран) Результаты не отличаются от среднего балла стран ОЭСР (4 страны) Результаты ниже среднего балла стран ОЭСР(19 стран) Гонконг, Финляндия, Республика Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Республика, Исландия, Дания, Франция, Швеция. Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Республика. Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Латвия, США, Российская Федерация, Португалия, Италия, Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Грамотность чтения - умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. Естественнонаучная компетентность - способности школьников использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Способности ориентироваться в необычной обстановке, выявлять необходимую информацию, существующие препятствия, находить возможные альтернативы и пути решения, разрабатывать стратегии, наконец, решать сами задачи, представлять и аргументировать найденные решения.

PISA – 2006 затруднения при работе: С заданиями большого объема как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; С заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа; С комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;

С заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определитьспособ действий или информацию, необходимые для выполнения и решения проблемы; С заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию ( в том числе выходящую за рамки описанной в задании ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние» данные; С большим числом заданий разной тематики и разных фрматов, требующих разных форм записи ответа (выбора ответа, записи словесной или числовой, краткого или развернутого обоснования) в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время.

Компетентность педагога Прикот О.Г.

Компетентность - это проявленная на практике способность решать профессиональные задачи определенного класса, требующая наличия соответствующих установок, знаний, умений и навыков, опыта деятельности.

Профессионально- педагогическая компетентность отражает готовность и способность человека профессионально выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент образовательными нормативами и стандартами.

Модель компетентного педагога по И. А. Колесниковой Умение системно воспринимать педагогическую реальность; Способность свободно ориентироваться в предметной области; Технологичность; Коммуникативная культура; Умение интегрироваться с «другим» опытом; Креативность; Способность к педагогической рефлексии;

Уровни профессионально- педагогической компетентности по И.А.Колесниковой 1.Неосознанная некомпетентность. Специалист не осознает, что результативность его работы не соответствует ожиданиям и предъявляемым требованиям. У него отсутствуют потребности совершенствования профессиональной деятельности.

2.Осознанная некомпетентность. Специалист понимает несовершенство своей деятельности. Имеет представление о направлениях увеличения продуктивности действий. Хотел бы повысить квалификацию.

3.Осознанная компетентность. Специалист способен осознанно выстраивать профессиональную деятельность и достигать положительных результатов. Он понимает, что от него требуется для успешного решения педагогической задачи. Его действия логичны и системны. Он умеет дать адекватную оценку результатам деятельности. Знает сильные и слабые стороны своей деятельности.

4.Неосознанная компетентность. Специалист правильно и уверенно выполняет профессиональные действия в силу творческой интуиции, большого положительного опыта, устойчивости продуктивных моделей поведения. В своей работе он достиг высокой степени сформированности необходимых трудовых умений и навыков. Ему не нужно каждый раз задумываться над тем какое следует выполнять действие и как. Его интересует смысл того, что он делает. Способен к саморегуляции качества деятельности.

Основные направления формирования компетентности педагога профильной школы (по О.Г.Прикоту) -принятие «черт времени» как ценности; - осознание возможности и понимание необходимости постоянного изменения системы профессионально- педагогических ценностей (ценностный релятивизм); - обладание методологической культурой, позволяющей решать профессиональные задачи, не имеющие решения в опыте педагога; - осознание важности и необходимости успешного осуществления внешних по отношению к педагогической системе коммуникаций; - владение ключевыми компетенциями (познавательной, гражданско-правовой, социально-трудовой, социально- досуговой, социально-бытовой) на уровне адекватном уровню выпускника профильной школы.