МОУ Намская средняя общеобразовательная политехническая школа 1 им. И.С.Гаврильева МАКСИМОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОРТФОЛИО « Организация профориентационной работы и профессиональной подготовки учащихся в школах села » 2010 Г.
Данный «Портфолио» подготовлен для прохождения аттестации на первую квалификационную категорию Максимова И.Н., учителя общетехнических дисциплин Намской средней общеобразовательной политехнической школы 1 им.И.С.Гаврильева. Содержание «Портфолио»: В резюме включены основные данные об учителе.резюме В 1-м разделе эссе, в котором сформулированы взгляды педагога по теме «Я сельский учитель».эссе Во 2-м разделе приводится: обоснование применения программ, технологий, методик в профессиональном обучении.2-м разделе 3-й раздел. Материалы, иллюстрирующие работу, основанную во 2-м разделе 3-й раздел. 4-й раздел. Заключение и материалы, отражающие прогресс детей. Раздел показывает: позитивную динамику успеваемости и качества знаний учащихся; поступления выпускников. 4-й раздел. 5-й раздел. Информация об использованных педагогом способах распространения обобщенного и представленного в «Портфолио» опыта работы. 5-й раздел. 6-й раздел. Документы, отражающие официальную оценку работы педагога. 6-й раздел. 7-й раздел. Документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога 7-й раздел. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раб.тел. 8(411-62) Дом. Тел. 8(411-62) Сот. тел Личный сайт учителя: ОБРАЗОВАНИЕ: высшее, ЯГУ педагогически факультет, 1986 г. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: учитель общетехнических дисциплин и труда ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ – 23 года КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ - высшая ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: Организация профориентационной работы и профессиональной подготовки учащихся в школах села НАГРАЖДЕНИЯ: Почетная грамота Федерации профсоюзов РС(Я), 2005 г. Отличник образования РС(Я), 2007 г. Почетная грамота МО РС(Я), 2009 г. МАКСИМОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ УЧИТЕЛЬ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДАТА РОЖДЕНИЯ: 3 сентября 1960 г. МЕСТО РАБОТЫ: МОУ « Намская средняя общеобразовательная политехническая школа 1 им.И.С.Гаврильева » Р Е З Ю М Е
ЭССЕ Я сельский учитель. «Школа на селе - это центр преобразования села. Именно в сельской школе сегодня зиждется корни благополучия страны», -говорил М.Е.Николаев, первый президент РС(Я). Это очень высокая оценка и я с гордостью осознаю, что призван сформировать человека с трудовыми навыками, готового жить в современных условиях самоуправления. Каждый творчески работающий учитель, всем сердцем болеющий за то, какого человека он выпустит в жизнь, должен жить в постоянном напряжении поиске новых методов обучения, которые помогут в обучении учащихся. Слово «педагог» в переводе с древнегреческого означает «детоводитель». Куда мы ведем своих учеников? В последнее время поступления в ВУЗы выпускников сельских школ значительно отстает от городских, особенно в учебные заведения технического и технологического профиля. В связи с этим необходимо вести целенаправленную работу по подготовке учащихся для поступления в ВУЗы этого направления. Вопрос состоит в том, как будут строиться отношения между школой и учреждениями высшей школы. Время требует, чтобы школа в целях улучшения обучения школьников, вела совместную учебную и научную работу с высшими учебными заведениями, работала по подготовке школьников к приемным экзаменам в ВУЗ. Однако, необходимо серьезно подумать и о судьбе тех кто остается за пределами стен высших учебных заведений. В настоящий момент объективно невозможно, даже при большом желании, добиться поступления всех выпускников в высшие учебный заведения. Некоторая часть выпускников сельских школ остается в родном селе. Для того чтобы зарабатывать на жизнь, они должны обладать определенными качествами сельского жителя; уметь водить трактор, автомобиль, знать технологию теплоснабжения зданий, владеть знаниями выращивания зерновых и овощных культур, вести бухгалтерский учет и работать на компьютере. Для этого нужно в корне изменить школьные учебные планы, программы, положения, уставы. Существующие понятия отношения ВУЗ-школа-производство и науки в целом. Повернуть лицом к селу, его образу жизни. Какой должна быть школа в наше время? С этой целью у нас в школе создана программа «Функциональные особенности сельской политехнической школы», в составлении которой принимали участие завучи, учителя, психологи, социологи, научные работники ЯПИ. Iступень. В начальных классах через родителей, классных руководителей, Зрителей выявить и приобщать способных учащихся к техническому мышлению (программа «Сатабыл»). 1 раздел. ЭСС Е
IIступень. Подготовительный период 5-7 класс. Я, как учитель профессионального обучения, знакомлю с устройством велосипеда, мотоцикла, обучаю правилам дорожного движения на кружковых занятиях. Каждый год проводим соревнования «Безопасное колесо», конкурс «Светофор». В итоге учащиеся приобщаются к технике, узнают ПДД, развиваются физически. Ежегодно весной и осенью проводим совместные мероприятия с ГИБДД, для предотвращения дорожно- транспортных происшествий; «Осторожно Дети», «Пешеход». IIIступень. Предосновной период 8-9 класс. Начало изучения базовых профессий. Мотокружок. Продолжение непрерывного обучения ПДД. Участие в конкурсах «Безопасное колесо». Здесь учащиеся реально показывают полученные знания и умения, соревнуются между собой. Принимают участие в республиканском конкурсе «Малая академия дорожных наук». Организуются туристические походы на велосипедах, мотоциклах с участием родителей. В летнее время организуются ЛТО. Этим летом организована бригада из учащихся классов по строительству изгороди картофельного поля школы. Учащиеся по программе «Сатабыл», во время работы в ЛТО ознакомились с традиционными сельхозработами; изготовление столбов, ошкуривание жердей, подготовка ям под столб изгородей. Приобрели навыки работы с топором, лопатой, пилой, молотком. IV ступень, Основной период класс. Создание условий для проявления профессиональных интересов и развития технических способностей. На уроках автодела знакомятся с устройством автомобиля. В школе создана хорошая материально техническая база. Изучают предмет по агрегатам, приборам, узлам автомобилям. Во время лабораторных занятий учащиеся непосредственно занимаются разборкой и сборкой узлов и агрегатов автомобиля. Вождение автомобиля проходит на автодроме под руководством мастеров п/о строго по графику и установленному маршруту. С целью практического вождения ежегодно проводим марш-бросок по маршруту «Намцы-Якутск». Каждый год в конце учебного года в школе проводится конкурс «Лучший по профессии». Полученные знания, навыки вождения автомобиля, так необходимые в жизни села, всегда пригодятся в практической жизни. Моя профессия связывает школу с различными отраслями народного хозяйства; ЖКХ, АО «Намгазстрой», «Ленагаз»; строительные организации и сельское хозяйство. А наши учащиеся - эта та рабочая сила, будущие основные кадры народного хозяйства в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. 1 раздел. ЭСС Е
Обоснование применения УМК; программы, технологии, методики, элективные курсы Профессиональное обучение Намская СОПШ 1 им.И.С.Гаврильева на протяжении многих лет с наряду общеобразовательными предметами ведет и профессиональное обучение. Для успешного ведения производственного обучения разработаны нормативно-правовые документы: положение по профессиональному обучению, трехсторонние договора. Исходя из поступивших заявок и учитывая кадровый, материально-технический потенциал в школе организовано обучение по следующим cпециальностям: автодело, трактороведение, электротехника, медицина, педагогика. Мастерами и учителями производственного обучения работают 6 человек, из них 4 учителя имеют высшее образование,2 учителя-среднее специальное. Высшую категорию имеет 1 учитель, 4-первую категорию, 1-базовую. Все мастера работают по утвержденным программам: 1.Программа подготовки водителей автотранспортных средств кат."В". 2.Программа подготовки электромонтажников. 3.Программа подготовки машинистов-трактористов. 4.Программа подготовки медсестер по уходу за больным. 5.Программа подготовки педагогов-психологов. Всего начальным профессиональным образованием в 10 и 11 классах охвачено 193 учащихся. За годы обучения выявлены следующие положительные стороны: 1. Для экономического и социального развития Намского улуса просто необходимы технические, педагогические, медицинские кадры, отвечающие современным требованиям. Такие кадры профессионалов, можно готовить в школьные годы,через начальное профессиональное образование в школе с последующим продолжением образования до высшего образования. Школьники получают навыки и знания профессии в школе, что усваивается на всю жизнь. Остановить уход из села, закрепления молодежи на селе может только школа, которая даст знания и навыки профессиональной подготовки выпускникам. 2 Р А З Д Е Л
2. На уроках профессионального обучения у школьников формируются первоначальные трудовые и профессиональные умения и навыки, проверяется практическая пригодность к тому или иному виду трудовой деятельности. Учащимся дается возможность получения теоретических знаний, практических умений и навыков по своим природным способностям и интересам. 3. Развитие у учащихся мотивации учения и самоорганизации к выбору будущей профессии. 4. Ранняя профессиональная ориентация, что позволит правильно выбрать профессию на всю жизнь. Анализ прошедших лет показал, что те специальности, которым обучают в нашей школе, востребованы в производстве, особенности в сельской местности. Выпускники школы одновременно с аттестатом зрелости получают свидетельства. В настоящий момент объективно невозможно, даже при большом желании, добиться поступления всех выпускников в высшие учебные заведения. Об этом свидетельствуют статистические данные. Для того чтобы заработать на жизнь, они должны обладать определенными качествами сельского жителя: уметь водить трактор, автомобиль, иметь профессию рабочего. Для успешного обучения в нашей школе созданы все условия, имеется определенная материально-техническая база. Основа этой базы была создана, когда еще в нашем улусе производственному обучению обучали в учебно-производственном комбинате. из года в год общий охват обучающихся повышается, что еще раз доказывает востребованность профессий. Принята программа дуального образования и интеграция школы с вузами, ссузами (ЯГИТИ, КСТ, ИПК), для обеспечения техническими кадрами предприятий улуса (ЖКХ, Намгазстрой, Ленагаз, Намстрой, дорожный участок и др.). Со всеми составлены договора. Работа ведется с 2001 г. Можем. Имеем опыт работы, соответствующую материально-техническую базу, кадры. Являемся ресурсным центром по производственному обучению. Охвачены следующие школы: НУГ, НСОШ-2, Хамагаттинская СОШ, Хатын-Арынская СОШ. Эта работа ведется с 1987 со времен УПК. Нужно провести научно-практическую конференцию с участием головных министерств, ведомств, промышленных предприятий и глав МО. Нужен специальный закон на уровне Ил Тумэн и распоряжение правительства РС(Я) по дуальному образованию. Обеспечение ГСМ для практического обучения учащихся вахтовым методом. 2 Р А З Д Е Л
Материалы, иллюстрирующие работу, основанную во 2-м разделе Методика изучения темы: «Проезд перекрестков в старших классах средней школы»Методика изучения темы: «Проезд перекрестков в старших классах средней школы» Интегрированный урок (физика + автодело) по теме «Механика»Интегрированный урок (физика + автодело) по теме «Механика» Урок «Обгон» Роль технических кружков в развитии политехнического кругозора школьниковРоль технических кружков в развитии политехнического кругозора школьников 3 Р А З Д Е Л
Материалы, иллюстрирующие работу, основанную во 2-м разделе 3 Р А З Д Е Л
Экспедиция «Поиск – гг.» по р. Кэнкэмэ. 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Изучение влияния деятельности человека на природные сообщества. 3. Составление туристских маршрутов для разных возрастных категорий. 4.Развитие практических навыков и умений поведения в экстремальных условиях.
Материально-техническая база 1. Техника: 1. Учебный автомобиль УАЗ Зил-ММЗ 3. Трактор МТЗ ПАЗ Помещение: 1. Учебные класс по автоделу, 2. Классы для лабораторно-практических занятий. 3. Гараж на 6 единиц.
Показатели работы 4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся.
гг. 44 выпускника получили свидетельства подготовки водителей автотранспортных средств категории «В» 4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся. Поступление в ВУЗы и ССУЗы 2005 г.2008 г. Всего учащихся2321 Поступило в учебное заведение с политехническим направлением 2019 ЯГУ автодорожный факультет11 ЯГИТИ1 ЯГСХА1 ИПК1
Достижения учащихся 4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся г.Улусное соревнование «Безопасное колесо». Команда школы 2 место 2008 г.Улусное соревнование «Безопасное колесо». Команда школы: Андросова А., Москвитина А., Парников А., Протопопов П. (6 кл.) 1 место Республиканский конкурс «Малая академия дорожных наук». - Конкурс по фигурному вождению велосипеда - Конкурс по знанию правил дорожного движения 1 место 3 место 2009 г.Улусный конкурс «Безопасное колесо». Команда школы: Андросова А., Москвитина А., Парников А., Протопопов П. (7 кл.) 1 место Экспериментальная работа НСОПШ 1 – ресурсный центр по сетевой модели профессионального обучения г. 12 учащихся НУГ получили свидетельства подготовки водителей автотранспортных средств категории «В»
4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся. Экспериментальная работа НСОПШ 1 – ресурсный центр по сетевой модели профессионального обучения г. 12 учащихся НУГ получили свидетельства подготовки водителей автотранспортных средств категории «В»
Распространение опыта работы 5 Р А З Д Е Л 2006 г.Региональное августовское совещание педагогических работников на базе Покровской СОШ 1, г.Покровск. Выступление по теме «Интеграция профессионального обучения в сельской политехнической школе в современных условиях». Сертификат Регионального учебного округа «Лена» о распространении опыта работы. Республиканский семинар «Саморазвитие учащихся в условиях сельской политехнической школы» на базе МОУ «НСОПШ 1», с.Намцы. Доклад «Приоритетные направления деятельности политехнической школы в сельском социуме», открытый урок «Проезд перекрестков» (10 кл.). Справка ИПКРО им. С.Н. Донского II о распространении опыта работы.Доклад «Приоритетные направления деятельности политехнической школы в сельском социуме», 2007 г.Улусное сентябрьское совещание работников педагогического образования «Инновации и качество образования» на базе МОУ «Хатын-Арынская СОШ», с.Хатын-Арыы. Выступление «Роль руководителя в формировании модели инновационного образовательного учреждения». Справка МНИЦ МУ «Управление образования Намского улуса РС (Я)» о распространении опыта работы 2008 г.Фундаментальные курсы учителей химии, биологии, с.Намцы. Выступление на тему «Инновационная деятельность школы». Справка ИПКРО им. С.Н. Донского II о распространении опыта работы Выступлениена тему «Инновационная деятельность школы». 2009г.Республиканский семинар, г.Якутск. Выступление по теме «Организация профориентационной работы и профессиональной подготовки учащихся в школах села». Справка ИПРКО им. С.Н. Донского II о распространении опыта работы. II Летний Чемпионат студентов и школьников «Эрудиты планеты – Лето – 2009». Сертификат международного клуба рекордсменов «Интерстронг» за организацию, проведение, руководство и активное участие
Распространение опыта работы 5 Р А З Д Е Л
Документы, отражающие официальную оценку работы педагога 6 Р А З Д Е Л
Документы, отражающие официальную оценку работы педагога 6 Р А З Д Е Л
Документы, отражающие официальную оценку работы педагога Выписка из книги «История школы», 2007 г. Максимов Иван Николаевич Отличник образования РС (Я) Родился 3 сентября 1960 года в с. Хамагатта Намского района в многодетной рабочей семье вторым ребенком. В 1977г. окончил Хамагаттинскую среднюю. С 1977 по 1978 учился в сельском профессионально-техническом училище 1 г.Якутска на водителя-слесаря. В 1981 году поступил в педагогический факультет ЯГУ на индустриально-педагогическое отделение, окончил в 1986 году и получил специальностьучителя общетехнических дисциплин и труда. В гг. работал учителем автодела в НСШ 1. с гг работал в межшкольном учебно-производственном комбинате. С 1996 года работает в НСОПШ 1 учителем автодела и с 2005 года – директор школы. Иван Николаевич - высококвалифицированный и инициативный работник, педагог, глубоко знающий психологию детей, принимающий близко к сердцу проблемы семьи и ученика, тактичный и принципиальный руководитель, умелый организатор, человек активной жизненной позиции. Как директор школы Максимов И.Н создает необходимые условия для деятельности учителей и обучающихся, четко определяет стратегическую линию развития школы, мотивирует педагогический коллектив на достижение высоких результатов, выявляет значимые проблемы, анализирует и находит пути их решения. Так, в учебном году на улусном уровне сделан отчет экспериментальной работы школы за три года по теме «Создание оптимальных условий для саморазвития учащихся через политехническое образование. Опыт и перспективы развития школы представлены на Августовском совещании работников образования республики «Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы» в виде мастер-класса «Из опыта работы сельской политехнической школы: профессиональная подготовка учащихся» в с. Октёмцы Хангаласского улуса (2006г.). Максимов И.Н. проводит целенаправленную работу по укреплению материально-технической базы, по оптимальному использованию кадровых ресурсов, по внедрению Федерального эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, по профильному и профессиональному обучению, по организации связи с высшими и средними учебными заведениями республики, с предприятиями села. Тесное взаимодействие и сотрудничество с внешними организациями (МУ НУ ЖКХ, АО «Намгазстрой», «Ленагаз», ОВД и ГИБДД Намского улуса) обеспечивают непрерывную связь школы с производством и подготовку учащихся к труду в сфере современной техники, повышают роль социального партнерства в образовании. Система воспитательной работы школы строится в условиях взаимодействия с Детской юношеской спортивной школой, Детским центром «Туолбэ», Детской музыкальной школой, Детской библиотекой, Центром творчества и досуга им. А. Шестакова, Центром технического творчества школьников. Ежегодно учащиеся школы успешно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, в научно-практических конференциях «Шaг в будущее», «Молодёжь. Наука. Творчество» ЯГИТИ, «Аммосовских чтениях», «Винокуровских чтениях», два года подряд учащиеся кружка «Юный биолог» стали участниками Всероссийских юношеских чтений им. Вернадского в г. Москве. Хорошие результаты имеют учащиеся, занимающиеся в секции лёгкой атлетики и баскетбола: спортсмены школы защищали честь Намского улуса в регионе и республике (2006г.). Как руководитель учреждения Максимов И.Н. уделяет особое внимание на рост педагогического мастерства молодых учителей, ведет последовательную работу по пропаганде передового педагогического опыта учителей, большое усилие вкладывает в повышение методического уровня коллектива. Коллектив, руководимый Максимовым И.Н., активно участвует в общественной жизни села, улуса, республики, занимает призовые места на смотрах профсоюзных комитетов образовательных учреждений. 6 Р А З Д Е Л
Документы, отражающие официальную оценку работы педагога Статья о работе учителя, газета «Энсиэли» 31 мая, 2008 г. 6 Р А З Д Е Л
Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л 2006Фундаментальные курсы «Методология педагогического проектирования», Институт управления образованием, СГПА, АНО «Свободный образовательный центр ОбрАЗ», г.Якутск, октябрь- ноябрь 2007Краткосрочные курсы «Комплексный проект модернизации образования», ИПКРО им. С.Н. Донского II, г.Якутск 2009Проблемные курсы «Новые формы диссеминации опыта педагогов», ИПКРО им. С.Н. Донского II, г.Якутск, 9-17 ноября Проблемные курсы «Создание гипертекстовых документов», ГОУ ВПО СГПА, г.Якутск, ноября Курс обучения по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ», НП «Якутский учебно-производственный комбинат автомобильного транспорта», г.Якутск 21 сентября – 2 октября Аттестация в комиссии Управления государственного надзора по РС (Я) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Якутск, 10 ноября Курсы обучения по программе «Пожарно- технический минимум для ответственных лиц», ЯРО ВДПО, г.Якутск, декабрь Курсы обучения по программе проверки знаний по охране труда, ИПКРО им. С.Н. Донского II, г.Якутск
Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л
Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л
Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л
Награды 7 Р А З Д Е Л Почетная грамота Федерации профсоюзов РС(Я), 2005 г. Отличник образования РС(Я), 2007 г. Почетная грамота МО РС(Я), 2009 г.
Награды 7 Р А З Д Е Л