МОУ Намская средняя общеобразовательная политехническая школа 1 им. И.С.Гаврильева МАКСИМОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОРТФОЛИО « Организация профориентационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Олесова Екатерина Алексеевна Электронная почта: Контактный телефон: Место работы: МОУ «Намская СОШ 2» МО.
Advertisements

Портфолио Тумусова Анастасия Борисовна, учитель французского языка МОУ СОШ 31 городского округа «Якутск», учитель высшей категории. Тумусова Анастасия.
Программа повышения качества образования в БМАОУ « Лицей 7» Августовский педагогический совет
Презентация учителя начальных классов Токарской Марины Владимировны МУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского РОО 2006 год.
Шишигин Егор Антонович визитка тема самообразования распространение опыта публикации результаты олимпиад научно-исследовательская работа учащегосянаучно-исследовательская.
Методическая работа Руководитель методического объединения учителей биологии, химии, географии Учителя методического объединения занимаются научно - исследовательской.
Общие сведения Дата рождения: 18 декабря 1966 года. В 1986 году закончила Галичское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах.
Бурляева Алла Борисовна, учитель английского языка ВКК МОУ Каменская СОШ 1 с УИОП «Относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» - принцип.
Проект: «Одаренные дети – будущее России» Цель проекта: Совершенствование региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Раздел 7 Образование Документы, отражающие уровень образования, квалификации педагога ДокументСодержаниеКем выдан Когда выдан 1Диплом МО учителей начальных.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) УСТЬ-МАЙСКОЕ УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ, ВОСПИТАНИЕМ И ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ.
Ошуркова Н.А. РЕЗЮМЕ Н.А. Ошурковой учителя русского языка и литературы.
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Документы, отражающие уровень образования, квалификации педагога ДокументСодержаниеКем выдан Когда выдан 1Диплом МО учителей начальных классов Хатасской.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Моё педагогическое портфолио ИКТ-активности Арентова Рамзия Сэнжэловна.
ПОРТФОЛИО Учителя математики СОШ 26 – ЦПО СОШ 26 – ЦПО г.Якутска Республики Саха (Якутия) г.Якутска Республики Саха (Якутия) Скрябиной Галины Афанасьевны.
Заместителя директора по УВР Дедуровской СОШ Дубских Галины Николаевны САМЫЕ УСПЕШНЫЕ ДЕЛА.
Гаджиева Татьяна Михайловна Учитель географии и экономики высшей категории МОУ Мохсоголлохской средней общеобразовательной школы Хангаласского улуса Республики.
Транксрипт:

МОУ Намская средняя общеобразовательная политехническая школа 1 им. И.С.Гаврильева МАКСИМОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОРТФОЛИО « Организация профориентационной работы и профессиональной подготовки учащихся в школах села » 2010 Г.

Данный «Портфолио» подготовлен для прохождения аттестации на первую квалификационную категорию Максимова И.Н., учителя общетехнических дисциплин Намской средней общеобразовательной политехнической школы 1 им.И.С.Гаврильева. Содержание «Портфолио»: В резюме включены основные данные об учителе.резюме В 1-м разделе эссе, в котором сформулированы взгляды педагога по теме «Я сельский учитель».эссе Во 2-м разделе приводится: обоснование применения программ, технологий, методик в профессиональном обучении.2-м разделе 3-й раздел. Материалы, иллюстрирующие работу, основанную во 2-м разделе 3-й раздел. 4-й раздел. Заключение и материалы, отражающие прогресс детей. Раздел показывает: позитивную динамику успеваемости и качества знаний учащихся; поступления выпускников. 4-й раздел. 5-й раздел. Информация об использованных педагогом способах распространения обобщенного и представленного в «Портфолио» опыта работы. 5-й раздел. 6-й раздел. Документы, отражающие официальную оценку работы педагога. 6-й раздел. 7-й раздел. Документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога 7-й раздел. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раб.тел. 8(411-62) Дом. Тел. 8(411-62) Сот. тел Личный сайт учителя: ОБРАЗОВАНИЕ: высшее, ЯГУ педагогически факультет, 1986 г. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: учитель общетехнических дисциплин и труда ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ – 23 года КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ - высшая ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: Организация профориентационной работы и профессиональной подготовки учащихся в школах села НАГРАЖДЕНИЯ: Почетная грамота Федерации профсоюзов РС(Я), 2005 г. Отличник образования РС(Я), 2007 г. Почетная грамота МО РС(Я), 2009 г. МАКСИМОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ УЧИТЕЛЬ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДАТА РОЖДЕНИЯ: 3 сентября 1960 г. МЕСТО РАБОТЫ: МОУ « Намская средняя общеобразовательная политехническая школа 1 им.И.С.Гаврильева » Р Е З Ю М Е

ЭССЕ Я сельский учитель. «Школа на селе - это центр преобразования села. Именно в сельской школе сегодня зиждется корни благополучия страны», -говорил М.Е.Николаев, первый президент РС(Я). Это очень высокая оценка и я с гордостью осознаю, что призван сформировать человека с трудовыми навыками, готового жить в современных условиях самоуправления. Каждый творчески работающий учитель, всем сердцем болеющий за то, какого человека он выпустит в жизнь, должен жить в постоянном напряжении поиске новых методов обучения, которые помогут в обучении учащихся. Слово «педагог» в переводе с древнегреческого означает «детоводитель». Куда мы ведем своих учеников? В последнее время поступления в ВУЗы выпускников сельских школ значительно отстает от городских, особенно в учебные заведения технического и технологического профиля. В связи с этим необходимо вести целенаправленную работу по подготовке учащихся для поступления в ВУЗы этого направления. Вопрос состоит в том, как будут строиться отношения между школой и учреждениями высшей школы. Время требует, чтобы школа в целях улучшения обучения школьников, вела совместную учебную и научную работу с высшими учебными заведениями, работала по подготовке школьников к приемным экзаменам в ВУЗ. Однако, необходимо серьезно подумать и о судьбе тех кто остается за пределами стен высших учебных заведений. В настоящий момент объективно невозможно, даже при большом желании, добиться поступления всех выпускников в высшие учебный заведения. Некоторая часть выпускников сельских школ остается в родном селе. Для того чтобы зарабатывать на жизнь, они должны обладать определенными качествами сельского жителя; уметь водить трактор, автомобиль, знать технологию теплоснабжения зданий, владеть знаниями выращивания зерновых и овощных культур, вести бухгалтерский учет и работать на компьютере. Для этого нужно в корне изменить школьные учебные планы, программы, положения, уставы. Существующие понятия отношения ВУЗ-школа-производство и науки в целом. Повернуть лицом к селу, его образу жизни. Какой должна быть школа в наше время? С этой целью у нас в школе создана программа «Функциональные особенности сельской политехнической школы», в составлении которой принимали участие завучи, учителя, психологи, социологи, научные работники ЯПИ. Iступень. В начальных классах через родителей, классных руководителей, Зрителей выявить и приобщать способных учащихся к техническому мышлению (программа «Сатабыл»). 1 раздел. ЭСС Е

IIступень. Подготовительный период 5-7 класс. Я, как учитель профессионального обучения, знакомлю с устройством велосипеда, мотоцикла, обучаю правилам дорожного движения на кружковых занятиях. Каждый год проводим соревнования «Безопасное колесо», конкурс «Светофор». В итоге учащиеся приобщаются к технике, узнают ПДД, развиваются физически. Ежегодно весной и осенью проводим совместные мероприятия с ГИБДД, для предотвращения дорожно- транспортных происшествий; «Осторожно Дети», «Пешеход». IIIступень. Предосновной период 8-9 класс. Начало изучения базовых профессий. Мотокружок. Продолжение непрерывного обучения ПДД. Участие в конкурсах «Безопасное колесо». Здесь учащиеся реально показывают полученные знания и умения, соревнуются между собой. Принимают участие в республиканском конкурсе «Малая академия дорожных наук». Организуются туристические походы на велосипедах, мотоциклах с участием родителей. В летнее время организуются ЛТО. Этим летом организована бригада из учащихся классов по строительству изгороди картофельного поля школы. Учащиеся по программе «Сатабыл», во время работы в ЛТО ознакомились с традиционными сельхозработами; изготовление столбов, ошкуривание жердей, подготовка ям под столб изгородей. Приобрели навыки работы с топором, лопатой, пилой, молотком. IV ступень, Основной период класс. Создание условий для проявления профессиональных интересов и развития технических способностей. На уроках автодела знакомятся с устройством автомобиля. В школе создана хорошая материально техническая база. Изучают предмет по агрегатам, приборам, узлам автомобилям. Во время лабораторных занятий учащиеся непосредственно занимаются разборкой и сборкой узлов и агрегатов автомобиля. Вождение автомобиля проходит на автодроме под руководством мастеров п/о строго по графику и установленному маршруту. С целью практического вождения ежегодно проводим марш-бросок по маршруту «Намцы-Якутск». Каждый год в конце учебного года в школе проводится конкурс «Лучший по профессии». Полученные знания, навыки вождения автомобиля, так необходимые в жизни села, всегда пригодятся в практической жизни. Моя профессия связывает школу с различными отраслями народного хозяйства; ЖКХ, АО «Намгазстрой», «Ленагаз»; строительные организации и сельское хозяйство. А наши учащиеся - эта та рабочая сила, будущие основные кадры народного хозяйства в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. 1 раздел. ЭСС Е

Обоснование применения УМК; программы, технологии, методики, элективные курсы Профессиональное обучение Намская СОПШ 1 им.И.С.Гаврильева на протяжении многих лет с наряду общеобразовательными предметами ведет и профессиональное обучение. Для успешного ведения производственного обучения разработаны нормативно-правовые документы: положение по профессиональному обучению, трехсторонние договора. Исходя из поступивших заявок и учитывая кадровый, материально-технический потенциал в школе организовано обучение по следующим cпециальностям: автодело, трактороведение, электротехника, медицина, педагогика. Мастерами и учителями производственного обучения работают 6 человек, из них 4 учителя имеют высшее образование,2 учителя-среднее специальное. Высшую категорию имеет 1 учитель, 4-первую категорию, 1-базовую. Все мастера работают по утвержденным программам: 1.Программа подготовки водителей автотранспортных средств кат."В". 2.Программа подготовки электромонтажников. 3.Программа подготовки машинистов-трактористов. 4.Программа подготовки медсестер по уходу за больным. 5.Программа подготовки педагогов-психологов. Всего начальным профессиональным образованием в 10 и 11 классах охвачено 193 учащихся. За годы обучения выявлены следующие положительные стороны: 1. Для экономического и социального развития Намского улуса просто необходимы технические, педагогические, медицинские кадры, отвечающие современным требованиям. Такие кадры профессионалов, можно готовить в школьные годы,через начальное профессиональное образование в школе с последующим продолжением образования до высшего образования. Школьники получают навыки и знания профессии в школе, что усваивается на всю жизнь. Остановить уход из села, закрепления молодежи на селе может только школа, которая даст знания и навыки профессиональной подготовки выпускникам. 2 Р А З Д Е Л

2. На уроках профессионального обучения у школьников формируются первоначальные трудовые и профессиональные умения и навыки, проверяется практическая пригодность к тому или иному виду трудовой деятельности. Учащимся дается возможность получения теоретических знаний, практических умений и навыков по своим природным способностям и интересам. 3. Развитие у учащихся мотивации учения и самоорганизации к выбору будущей профессии. 4. Ранняя профессиональная ориентация, что позволит правильно выбрать профессию на всю жизнь. Анализ прошедших лет показал, что те специальности, которым обучают в нашей школе, востребованы в производстве, особенности в сельской местности. Выпускники школы одновременно с аттестатом зрелости получают свидетельства. В настоящий момент объективно невозможно, даже при большом желании, добиться поступления всех выпускников в высшие учебные заведения. Об этом свидетельствуют статистические данные. Для того чтобы заработать на жизнь, они должны обладать определенными качествами сельского жителя: уметь водить трактор, автомобиль, иметь профессию рабочего. Для успешного обучения в нашей школе созданы все условия, имеется определенная материально-техническая база. Основа этой базы была создана, когда еще в нашем улусе производственному обучению обучали в учебно-производственном комбинате. из года в год общий охват обучающихся повышается, что еще раз доказывает востребованность профессий. Принята программа дуального образования и интеграция школы с вузами, ссузами (ЯГИТИ, КСТ, ИПК), для обеспечения техническими кадрами предприятий улуса (ЖКХ, Намгазстрой, Ленагаз, Намстрой, дорожный участок и др.). Со всеми составлены договора. Работа ведется с 2001 г. Можем. Имеем опыт работы, соответствующую материально-техническую базу, кадры. Являемся ресурсным центром по производственному обучению. Охвачены следующие школы: НУГ, НСОШ-2, Хамагаттинская СОШ, Хатын-Арынская СОШ. Эта работа ведется с 1987 со времен УПК. Нужно провести научно-практическую конференцию с участием головных министерств, ведомств, промышленных предприятий и глав МО. Нужен специальный закон на уровне Ил Тумэн и распоряжение правительства РС(Я) по дуальному образованию. Обеспечение ГСМ для практического обучения учащихся вахтовым методом. 2 Р А З Д Е Л

Материалы, иллюстрирующие работу, основанную во 2-м разделе Методика изучения темы: «Проезд перекрестков в старших классах средней школы»Методика изучения темы: «Проезд перекрестков в старших классах средней школы» Интегрированный урок (физика + автодело) по теме «Механика»Интегрированный урок (физика + автодело) по теме «Механика» Урок «Обгон» Роль технических кружков в развитии политехнического кругозора школьниковРоль технических кружков в развитии политехнического кругозора школьников 3 Р А З Д Е Л

Материалы, иллюстрирующие работу, основанную во 2-м разделе 3 Р А З Д Е Л

Экспедиция «Поиск – гг.» по р. Кэнкэмэ. 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Изучение влияния деятельности человека на природные сообщества. 3. Составление туристских маршрутов для разных возрастных категорий. 4.Развитие практических навыков и умений поведения в экстремальных условиях.

Материально-техническая база 1. Техника: 1. Учебный автомобиль УАЗ Зил-ММЗ 3. Трактор МТЗ ПАЗ Помещение: 1. Учебные класс по автоделу, 2. Классы для лабораторно-практических занятий. 3. Гараж на 6 единиц.

Показатели работы 4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся.

гг. 44 выпускника получили свидетельства подготовки водителей автотранспортных средств категории «В» 4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся. Поступление в ВУЗы и ССУЗы 2005 г.2008 г. Всего учащихся2321 Поступило в учебное заведение с политехническим направлением 2019 ЯГУ автодорожный факультет11 ЯГИТИ1 ЯГСХА1 ИПК1

Достижения учащихся 4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся г.Улусное соревнование «Безопасное колесо». Команда школы 2 место 2008 г.Улусное соревнование «Безопасное колесо». Команда школы: Андросова А., Москвитина А., Парников А., Протопопов П. (6 кл.) 1 место Республиканский конкурс «Малая академия дорожных наук». - Конкурс по фигурному вождению велосипеда - Конкурс по знанию правил дорожного движения 1 место 3 место 2009 г.Улусный конкурс «Безопасное колесо». Команда школы: Андросова А., Москвитина А., Парников А., Протопопов П. (7 кл.) 1 место Экспериментальная работа НСОПШ 1 – ресурсный центр по сетевой модели профессионального обучения г. 12 учащихся НУГ получили свидетельства подготовки водителей автотранспортных средств категории «В»

4 Р А З Д Е Л. Заключение и материалы, отражающие прогресс учащихся. Экспериментальная работа НСОПШ 1 – ресурсный центр по сетевой модели профессионального обучения г. 12 учащихся НУГ получили свидетельства подготовки водителей автотранспортных средств категории «В»

Распространение опыта работы 5 Р А З Д Е Л 2006 г.Региональное августовское совещание педагогических работников на базе Покровской СОШ 1, г.Покровск. Выступление по теме «Интеграция профессионального обучения в сельской политехнической школе в современных условиях». Сертификат Регионального учебного округа «Лена» о распространении опыта работы. Республиканский семинар «Саморазвитие учащихся в условиях сельской политехнической школы» на базе МОУ «НСОПШ 1», с.Намцы. Доклад «Приоритетные направления деятельности политехнической школы в сельском социуме», открытый урок «Проезд перекрестков» (10 кл.). Справка ИПКРО им. С.Н. Донского II о распространении опыта работы.Доклад «Приоритетные направления деятельности политехнической школы в сельском социуме», 2007 г.Улусное сентябрьское совещание работников педагогического образования «Инновации и качество образования» на базе МОУ «Хатын-Арынская СОШ», с.Хатын-Арыы. Выступление «Роль руководителя в формировании модели инновационного образовательного учреждения». Справка МНИЦ МУ «Управление образования Намского улуса РС (Я)» о распространении опыта работы 2008 г.Фундаментальные курсы учителей химии, биологии, с.Намцы. Выступление на тему «Инновационная деятельность школы». Справка ИПКРО им. С.Н. Донского II о распространении опыта работы Выступлениена тему «Инновационная деятельность школы». 2009г.Республиканский семинар, г.Якутск. Выступление по теме «Организация профориентационной работы и профессиональной подготовки учащихся в школах села». Справка ИПРКО им. С.Н. Донского II о распространении опыта работы. II Летний Чемпионат студентов и школьников «Эрудиты планеты – Лето – 2009». Сертификат международного клуба рекордсменов «Интерстронг» за организацию, проведение, руководство и активное участие

Распространение опыта работы 5 Р А З Д Е Л

Документы, отражающие официальную оценку работы педагога 6 Р А З Д Е Л

Документы, отражающие официальную оценку работы педагога 6 Р А З Д Е Л

Документы, отражающие официальную оценку работы педагога Выписка из книги «История школы», 2007 г. Максимов Иван Николаевич Отличник образования РС (Я) Родился 3 сентября 1960 года в с. Хамагатта Намского района в многодетной рабочей семье вторым ребенком. В 1977г. окончил Хамагаттинскую среднюю. С 1977 по 1978 учился в сельском профессионально-техническом училище 1 г.Якутска на водителя-слесаря. В 1981 году поступил в педагогический факультет ЯГУ на индустриально-педагогическое отделение, окончил в 1986 году и получил специальностьучителя общетехнических дисциплин и труда. В гг. работал учителем автодела в НСШ 1. с гг работал в межшкольном учебно-производственном комбинате. С 1996 года работает в НСОПШ 1 учителем автодела и с 2005 года – директор школы. Иван Николаевич - высококвалифицированный и инициативный работник, педагог, глубоко знающий психологию детей, принимающий близко к сердцу проблемы семьи и ученика, тактичный и принципиальный руководитель, умелый организатор, человек активной жизненной позиции. Как директор школы Максимов И.Н создает необходимые условия для деятельности учителей и обучающихся, четко определяет стратегическую линию развития школы, мотивирует педагогический коллектив на достижение высоких результатов, выявляет значимые проблемы, анализирует и находит пути их решения. Так, в учебном году на улусном уровне сделан отчет экспериментальной работы школы за три года по теме «Создание оптимальных условий для саморазвития учащихся через политехническое образование. Опыт и перспективы развития школы представлены на Августовском совещании работников образования республики «Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы» в виде мастер-класса «Из опыта работы сельской политехнической школы: профессиональная подготовка учащихся» в с. Октёмцы Хангаласского улуса (2006г.). Максимов И.Н. проводит целенаправленную работу по укреплению материально-технической базы, по оптимальному использованию кадровых ресурсов, по внедрению Федерального эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, по профильному и профессиональному обучению, по организации связи с высшими и средними учебными заведениями республики, с предприятиями села. Тесное взаимодействие и сотрудничество с внешними организациями (МУ НУ ЖКХ, АО «Намгазстрой», «Ленагаз», ОВД и ГИБДД Намского улуса) обеспечивают непрерывную связь школы с производством и подготовку учащихся к труду в сфере современной техники, повышают роль социального партнерства в образовании. Система воспитательной работы школы строится в условиях взаимодействия с Детской юношеской спортивной школой, Детским центром «Туолбэ», Детской музыкальной школой, Детской библиотекой, Центром творчества и досуга им. А. Шестакова, Центром технического творчества школьников. Ежегодно учащиеся школы успешно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, в научно-практических конференциях «Шaг в будущее», «Молодёжь. Наука. Творчество» ЯГИТИ, «Аммосовских чтениях», «Винокуровских чтениях», два года подряд учащиеся кружка «Юный биолог» стали участниками Всероссийских юношеских чтений им. Вернадского в г. Москве. Хорошие результаты имеют учащиеся, занимающиеся в секции лёгкой атлетики и баскетбола: спортсмены школы защищали честь Намского улуса в регионе и республике (2006г.). Как руководитель учреждения Максимов И.Н. уделяет особое внимание на рост педагогического мастерства молодых учителей, ведет последовательную работу по пропаганде передового педагогического опыта учителей, большое усилие вкладывает в повышение методического уровня коллектива. Коллектив, руководимый Максимовым И.Н., активно участвует в общественной жизни села, улуса, республики, занимает призовые места на смотрах профсоюзных комитетов образовательных учреждений. 6 Р А З Д Е Л

Документы, отражающие официальную оценку работы педагога Статья о работе учителя, газета «Энсиэли» 31 мая, 2008 г. 6 Р А З Д Е Л

Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л 2006Фундаментальные курсы «Методология педагогического проектирования», Институт управления образованием, СГПА, АНО «Свободный образовательный центр ОбрАЗ», г.Якутск, октябрь- ноябрь 2007Краткосрочные курсы «Комплексный проект модернизации образования», ИПКРО им. С.Н. Донского II, г.Якутск 2009Проблемные курсы «Новые формы диссеминации опыта педагогов», ИПКРО им. С.Н. Донского II, г.Якутск, 9-17 ноября Проблемные курсы «Создание гипертекстовых документов», ГОУ ВПО СГПА, г.Якутск, ноября Курс обучения по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ», НП «Якутский учебно-производственный комбинат автомобильного транспорта», г.Якутск 21 сентября – 2 октября Аттестация в комиссии Управления государственного надзора по РС (Я) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Якутск, 10 ноября Курсы обучения по программе «Пожарно- технический минимум для ответственных лиц», ЯРО ВДПО, г.Якутск, декабрь Курсы обучения по программе проверки знаний по охране труда, ИПКРО им. С.Н. Донского II, г.Якутск

Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л

Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л

Повышение квалификации 7 Р А З Д Е Л

Награды 7 Р А З Д Е Л Почетная грамота Федерации профсоюзов РС(Я), 2005 г. Отличник образования РС(Я), 2007 г. Почетная грамота МО РС(Я), 2009 г.

Награды 7 Р А З Д Е Л