Анализ причин деформации взаимоотношений в образовательной среде и пути решения проблемы МАОУ «Байкаловская средняя Общеобразовательная школа» Н.К.Торопова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час Жизнь без конфликтов. Правила проведения классного часа У нас закон один: слушают все, говорит один. Критикуя, предлагают, предлагая действуют.
Advertisements

Конфликты - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс? Ч. Ликсон.
1 Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать. Ничто так не показывает превосходство характера,
Автор: Беседина Галина Сергеевна, учитель МОУ СОШ 3 г. Черняховска Калининградской обл.
«Этика и психология современного библиотечного обслуживания, взаимоотношения библиотекаря и читателя» «Этика и психология современного библиотечного обслуживания,
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Понятие «конфликт» Основные стадии протекания конфликта Барьеры межличностного общения Виды и причины конфликтов.
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Межличностны й конфликт «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда»
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации. Психолого-педагогический семинар МОУ «Гимназия» 2010г.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Комфортность одаренного ребенка в образовательном учреждении Дементьева Л.А., ст. преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
КЛАССНЫЙ ЧАС: КОНФЛИКТ И ВЫХОД ИЗ НЕГО. Конфликтология наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Тема августовской конференции и методических дней: Социальный ресурс образования: сотрудничество, ответственность, компетентность Муниципальное автономное.
Транксрипт:

Анализ причин деформации взаимоотношений в образовательной среде и пути решения проблемы МАОУ «Байкаловская средняя Общеобразовательная школа» Н.К.Торопова

Деформация взаимоотношений - изменение личного контакта сторон взаимоотношений, следствием которого являются изменения в их деятельности, поведении, взглядах и установках; системах взаимообусловленных действий, в которых поведение каждого из участников выступает как стимул и как реакция на поведение других. Все изменения носят негативный характер и затрудняют взаимодействие в системе отношений.

Внешние причины деформации межличностных взаимодействий в системе «учитель-ученик» тип школы особенности администрации материальный достаток социально-психологические изменения в обществе

Внутренние причины деформации межличностных взаимодействий в системе «учитель-ученик» установки педагога уровень агрессивности деформация личности педагога индивидуально-личностные особенности педагога (слабая нервная система, педагогические способности, уровень педагогической подготовки, культура общения, акцентуация характера, педагогическая коммуникабельность, отсутствие или недостаточная степень развития эмпатии) недостаток информации у педагога об обучающемся психологические барьеры несоответствие целей педагога и обучающегося психолого-физиологические особенности обучающихся возраст

Деформация отношений Педагоги Родители Ученики Выученная беспомощность Синдром профессионального «выгорания» Личностная и профессиональная деформация Возрастные кризисы Низкий уровень коммуникативной и эмоциональной компетентности Выученная беспомощность Возрастные кризисы Личностная и профессиональная деформация Низкий уровень коммуникативной и эмоциональной компетентности Физическое и психическое насилие в школе и дома Пренебрежение интересами и нуждами ребенка Низкий уровень коммуникативной компетентности

Тест « Конфликтная ли Вы личность? » Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению. 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя». 2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой? а) нет; б) только если для этого имею веские обстоятельства; в) критикую по любому поводу. 3. Часто ли спорите с друзьями? а) только если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры моя стихия.

4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от замечаний. 5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу: а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях. 6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным замечанием; в) устрою скандал. 7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь? а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

Оценка: Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» 4 балла; «б» 2 балла; «в» 0. Подсчитайте общую сумму набранных баллов. От 2028 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем. От 1018 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение. До 8 баллов. Конфликты и споры это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

Результаты диагностики « Классный руководитель глазами учащихся » (выборочно опрашивалось 18 чел.) Нравится ли тебе твой классный руководитель?

контролер за успеваемостью и дисциплиной; 11 «вторая мама»;4 организатор досуга;0 помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ; 8 другое : как друг1 Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

Часто1 Редко4 Никогда13 Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?

хвалить;6 подбадривать, поддерживать;8 делать замечания;5 ругать;0 жаловаться родителям;1 другое0 Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

гуманное отношение к детям (доброта) 12 уметь слушать и понимать 12 тактичность, выдержка и самообладание 9 уметь руководить, организовывать совместную деятельность (коллективные и творческие дела) 8 высокая требовательность к себе и своим учащимся 6 должен учитывать индивидуальные возрастные особенности и интересы учащихся 6 создание благоприятного микроклимата в классе, сплочение коллектива 6 высокий уровень культуры 5 уметь разрешать межличностные конфликты 5 коммуникативность (общительность)4 Что должно быть присуще классному руководителю, на твой взгляд?

Да12 Нет5 « Классный руководитель глазами родителей » Чувствуете ли Вы индивидуальный подход к Вашему ребенку классного руководителя? Что должно быть присуще классному руководителю, на Ваш взгляд? тактичность, выдержка и самообладание13 уметь слушать и понимать11 гуманное отношение к детям (доброта)10 создание благоприятного микроклимата в классе, сплочение коллектива9 должен учитывать индивидуальные возрастные особенности и интересы учащихся8 уметь разрешать межличностные конфликты6 высокая требовательность к себе и своим учащимся6 уметь руководить, организовывать совместную деятельность (коллективные и творческие дела)5 коммуникативность (общительность)4 высокий уровень культуры3

РодителиУчащиеся тактичность, выдержка и самообладание139 уметь слушать и понимать1112 гуманное отношение к детям (доброта)1012 создание благоприятного микроклимата в классе, сплочение коллектива 96 должен учитывать индивидуальные возрастные особенности и интересы учащихся 86 уметь руководить, организовывать совместную деятельность (коллективные и творческие дела) 58 уметь разрешать межличностные конфликты65 высокая требовательность к себе и своим учащимся66 коммуникативность (общительность)44 высокий уровень культуры35

Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения Проактивность – способность действовать по своей воле, независимо от внешних воздействий. Человек сам решает жить проактивно, когда понимает, что он и только он несет ответственность за свою жизнь. Реактивность – когда действия являются реакцией на внешние раздражители.

Поведение ответственное Состояние способность определять, контролировать и управлять своими эмоциями Мышление позитивное дивергентное критическое креативное Окружающая среда

Позитивные факторы увеличение числа педагогов, расширивших спектр применяемых педагогических методов (изменение подходов с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные) усиление роли детского самоуправления увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в лидерскую социально- активную деятельность

Этапы проведения работы по предупреждению и преодолению трудностей деформации межличностного общения в образовательной сред е 1. Изменение подходов к воспитанию школьника: повышение психолого-педагогический грамотности педагогов, культуры взаимоотношений; создание воспитывающих ситуаций на уроке

Этапы проведения работы по предупреждению и преодолению трудностей деформации межличностного общения в образовательной среде 2. Совершенствование воспитательно- образовательной работы с классом: коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, снятие психологических перегрузок; гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей; взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе

Этапы проведения работы по предупреждению и преодолению трудностей деформации межличностного общения в образовательной среде 3. Помощь ребенку в личностном росте: организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи; индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер; включение подростка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей; преодоление демотивированности, негативной мотивации учения; организация успеха ребенка в условии школьной программы; руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности

Основные стратегии формирование активной гражданской позиции средствами политического образования приобретение конфликтной компетентности на базе развития конфликтных способностей методами активного социального обучения

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» Будь проактивным Сначала делайте то, что необходимо делать сначала Начинайте представлять конечную цель ЗАВИСИМОСТЬ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ Думайте в духе «выиграл / выиграл» Сначала стремитесь понять, а потом быть понятым Достигайте синергии

Способы преодоления профессиональных деформаций педагога Повышение компетентности Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления Прохождение тренингов личностного и профессионального роста Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерап ии, психокоррекции Использование инновационных форм и технологий обучения Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа 25

Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т.д. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе. 26 Комплексная профилактика и коррекция

27