1 Качество и результативность образования Министерство образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российская академия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
Advertisements

1 Качество образования: результаты ЕГЭ, общероссийских и международных сравнительных исследований Ковалева Г.С. Министерство образования РФ Национальный.
Методический семинар. Тема. Оценка достижений учащихся. Цели. 1.Повышение уровня профессиональной компетентности учителей. 2. Реализация решения педсовета.
1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы.
Единый государственный экзамен в системе оценки качества образования Г.С.Ковалева ИСМО РАО.
Результаты ЕГЭ по математике и особенности подготовки к ЕГЭ 2009.
Итоги международных исследований навыков чтения у школьников Г.С.Ковалева, Центр оценки качества образования ИСМО РАО.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (095)
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
ОБЪЕКТ (молодёжь) ………………. – процесс исследования объекта и создания его аналога, отражающего некоторые свойства объекта ОБЪЕКТ (молодёжь)
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
Международное исследование математической и естественно- научной подготовки учащихся.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Транксрипт:

1 Качество и результативность образования Министерство образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российская академия образования Институт содержания и методов обучения Центр оценки качества образования

Качество образования Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Современное понимание образовательных достижений Освоение предметных знаний и умений Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)

Современное понимание образовательных достижений Овладение междисциплинарными умениями: - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст) - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.),

Современное понимание образовательных достижений - овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), - умения сотрудничать и работать в группах; - умения учиться и самосовершенствоваться; - умения решать проблемы и др.

Показатели образовательных достижений Интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету) Динамика образовательных достижений Сформированность общеучебных умений Сформированность коммуникативных умений

Показатели образовательных достижений (продолжение) сформированность познавательных интересов Установки и ценностные ориентации Профессиональное самоопределение

Показатели образовательных достижений (продолжение) сформированность познавательных интересов Установки и ценностные ориентации Профессиональное самоопределение

Требования компании Microsoft к своим сотрудникам Коммуникативные умения и личностные качества Стратегические перспективы Креативность Глубокое понимание глобальных и кросснациональных проблем Умение обучаться в международном контексте

10 Результаты российских школьников в международных сравнительных исследованиях качества образования: TIMSS - математика и естествознание; PISA – чтение, математика и естествознание

11 TIMSS 8 класс TIMSS 4 класс Результаты учащихся 4 и 8 классов по математике

Результаты российских учащихся в исследовании TIMSS Математика, 8 класс (46 стран): Выше среднего международного 9 стран имеют более высокие результаты 7 стран - сравнимые результаты 30 стран – более низкие результаты Математика, 4 класс (25 стран): Выше среднего международного 5 стран имеют более высокие результаты 5 стран - сравнимые результаты 14 стран – более низкие результаты Естествознание, 8 класс (46 стран): Выше среднего международного 12 стран имеют более высокие результаты 8 стран - сравнимые результаты 25 стран – более низкие результаты Естествознание, 4 класс (25 стран): Выше среднего международного 5 стран имеют более высокие результаты 8 стран - сравнимые результаты 11 стран – более низкие результаты

Результаты стран по сравнению с Россией TIMSS, математика, 8 классTIMSS, естествознание, 8 класс Выше, чем в России (9 стран) Сингапур, Корея, Гонконг, Китай-Тайвань, Япония, Бельгия, Нидерланды, Эстония, Венгрия Не отли- чаются от россий- ских (7 стран) Малайзия, Латвия, Словацкая республика, Австралия, США, Литва, Англия Ниже, чем в России (30 стран) Швеция, Шотландия, Израиль, Новая Зеландия, Словения, Италия, Болгария, Румыния, Норвегия и др. Выше, чем в России (12 стран) Сингапур, Тайвань, Республика Корея, Гонконг, Эстония, Япония, Венгрия, Нидерланды, США, Австралия, Швеция, Англия Не отлича- ются от российс- ких (8 стран) Словения, Новая Зеландия, Литва, Словацкая Республика, Бельгия, Латвия, Шотландия, Малайзия Ниже, чем в России (25 стран) Норвегия, Италия, Израиль, Болгария, Иордания, Молдова, Румыния, Сербия, Армения, Иран, Македония, Кипр и др.

Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика ЧтениеЕстествознание Решение проблем

Р езультаты российских учащихся в исследовании PISA Математика Ниже среднего по странам OECD 26 стран имеют более высокие результаты 4 страны - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Чтение Ниже среднего по странам OECD 31 страна имеет более высокие результаты 2 страны - сравнимые результаты 6 стран – более низкие результаты Естествознание Ниже среднего по странам OECD 16 стран имеют более высокие результаты 14 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Решение проблем Ниже среднего по странам OECD 21 страна имеет более высокие результаты 9 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты

Результаты стран по сравнению с Россией PISA, математикаPISA, чтение Выше, чем в России (26 стран) Гонконг, Финляндия, Р-ка Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Р-ка, Исландия, Дания, Франция, Швеция, Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Р-ка, Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания. Не отли- чаются от россий- ских (4 страны) Латвия, США, Португалия, Италия Ниже, чем в России (9 стран) Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия. Выше, чем в России (31 стран) Гонконг, Финляндия, Р-ка Корея, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Р-ка, Исландия, Дания, Франция, Швеция, Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Р-ка, Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Нидерланды, Италия, Греция США, Португалия, Латвия. Не отли- чаются от россий- ских (2 страны) Турция, Уругвай Ниже, чем в России (6 стран) Сербия, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.

Результаты ряда стран по математике по сравнению с Россией в динамике Выше российскихЯпония, Корея, Финляндия, Канада, Англия, Франция Гонконг, Финляндия, Корея, Япония, Канада Чехия, Франция, Германия, Польша, Венгрия Не отличаются от российских Чехия, США, Германия, Венгрия, России, Польша, Латвия Латвия, США, Россия, Италия Ниже российскихИталия, Мексика, Бразилия Мексика Бразилия 2000 год, PISA 2003 год, PISA

18 Результаты стран по уровням достижений по математике

Результаты ряда стран по уровням образовательных достижений Исследование TIMSS: Распределение учащихся 8 класса ряда стран по уровням образовательных достижений (в%)

Результаты ряда стран по уровням образовательных достижений Исследование PISA: Распределение учащихся ряда стран по уровням образовательных. достижений (в%)

22 Динамика результатов российских учащихся Исследование TIMSS (8 класс, годы): Математика – статистически значимое снижение результатов по сравнению с 1995 и 1999 годами Естествознание – статистически значимое снижение результатов по сравнению с 1999 годом Исследование PISA ( годы): Математика – нет изменений Чтение – статистически значимое снижение результатов Естествознание – статистически значимое улучшение результатов

23 Динамика результатов Исследование TIMSS: Изменение процента учащихся с высокими результатами

Динамика результатов Математика, 8 класс Исследование TIMSS: Изменение результатов отдельных групп учащихся 8 класса за период с 1995 по 2003 годы Естествознание, 8 класс

Примеры заданий (PISA) Задание по математике ОГРАБЛЕНИЯ ОГРАБЛЕНИЯ В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений». Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа. Диаграмма является ярким примером манипуляции общественным мнениям. Большой масштаб и изображение только верхней части столбцов целенаправленно наводят на мысль о значительном увеличении числа ограблений. Верно выполнили это задание в 2000 г. – 6%, в 2003 г. – 3% российских учащихся. Число ограблений за год 1999 год 1998 год

Задание по естествознанию ОЗОН ОЗОН С помощью комикса показан процесс образования озона. Предположим, у вас есть дядюшка, который пытается понять, что изображено на рисунках. Однако он не изучал в школе образование озона. Он знает, что в атмосфере нет никаких маленьких человечков, но его интересует, что изображают маленькие человечки комикса, что означают эти странные надписи O 2 и O 3, и какой процесс представлен на рисунках. Он просит вас объяснить комикс. Предположим, что ваш дядюшка знает, что O – обозначение кислорода. Он знает, что такое атомы и молекулы. Опишите для своего дядюшки, что показано на каждом рисунке комикса. В своем объяснении используйте слова «атомы» и «молекулы». Задание проверяет умение применять знания в нестандартной ситуации, а также излагать свой ответ с учетом адресата. Полностью правильно выполнили это задание 18% российских учащихся, более 30% не приступили к его выполнению.

Общие тенденции результатов исследований PISA, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений Низкий уровень сформированности умений работать с различными источниками информации Низкий уровень сформированности коммуникативных и общеучебных умений

Проявление общих тенденций в результатах исследования PISA, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений ЕГЭ (2002, 2004 годы) : Русский язык Смогли проинтерпретировать текст, аргументированно доказать свою точку зрения 33% выпускников из 76 тыс. в 2002 году (48% из 541 тыс. в 2004 году) смогли грамотно излажить свои мысли, не нарушая норм литературного языка 40% в 2002 году (33% в 2004 году) смогли последовательно и логично выстроить свое речевое высказывание 23% в 2002 году (60% в 2004 году). Мониторинг образовательных достижений (2001 год): Более половины десятиклассников (из 43 тыс.) затрудняются в анализе научно-популярных текстов, а также текстов делового и публицистического стилей. Только треть десятиклассников смогли проанализировать обществоведческий текст, оценить социальные факты и явления, высказать собственное мнение о прочитанном.

Основные выводы Материалы международных сравнительных исследований не соответствуют, а иногда и противоречат традициям российской системы образования. Однако, даже с учетом этого фактора можно сделать следующие выводы: 1. Наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Основные выводы (продолжение) 2. При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается довольно высоким, в некоторых значимых областях можно зафиксировать падение качества образования: Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в области функциональной грамотности: в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы; И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Основные выводы (продолжение) в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников; в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме; проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. Высоких уровней грамотности достигает незначительное по сравнению с лидирующими странами число учащихся, причем их численность падает. Основная школа – наиболее слабое звено российской системы общего образования. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Проблемы в российском образовании 1. Перегруженность программ и учебников фактологическим материалом (загружается память, но не обеспечивается свободный перенос знаний при работе с ситуациями, отличными от учебных) 2. Слабое внимание формированию общеучебных и интеллектуальных умений (особенно в основной школе). Отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

33 Результаты единого государственного экзамена

34 Распределение выпускников по полученным отметкам, ЕГЭ

35 Сравнение результатов выполнения части А выпускниками, получившими разные отметки Физика, ЕГЭ 2006 года

36 Сравнение результатов выполнения части А выпускниками, получившими разные отметки Русский язык, ЕГЭ 2006 года

37 Сравнение результатов выполнения части В выпускниками, получившими разные отметки Биология, ЕГЭ 2006 года

Описание алгебраической подготовки выпускников (2005 год) Уровень математическо й подготовки участников экзамена Описание алгебраической подготовки выпускников Низкий: тестовый балл 1-37 отметка «2»., Процент выпускников 21,6% Выпускники этой группы не овладели ни одним из проверяемых элементов содержания на базовом уровне.

Описание алгебраической подготовки выпускников (2005 год) Удовлетвори -тельный: тестовый балл отметка «3». Процент выпускников 40,2% Выпускники этой группы овладели 6-8 элементами содержания из 13, которые контролировались с помощью заданий базового уровня сложности в каждом варианте КИМ Выпускники на базовом уровне овладели умением проводить преобразования радикалов и степеней, преобразования логарифмов и тригонометрических выражений по ограниченному набору формул. Эта категория выпускников умеет решать простейшие показательные и дробно- рациональные неравенства, а также читать по графику свойства функций

Описание алгебраической подготовки выпускников Хороший: тестовый балл отметка «4». Процент выпускнико в 31,3% Выпускники этой группы овладели всеми элементами содержания, проверяемыми на базовом уровне: они умеют преобразовывать все изученные виды выражений, решать все уравнения и неравенства, исследовать свойства функций. Эта группа выпускников овладела (выполняет задания более 50% учащихся) большинством элементов содержания, освоение которых проверялись на повышенном уровне. Они овладели умениями: – преобразовывать выражения, включающие различные их виды, – исследовать свойства функций элементарными методами и с помощью производной, – решать комбинированные уравнения

Описание алгебраической подготовки выпускников Высокий: тестовый балл отметка «5». Процент выпускнико в 6,9% Выпускники этой группы успешно овладели всеми элементами содержания на базовом и повышенном уровнях, вынесенными на проверку в каждый из вариантов КИМ Эта группа выпускников показала овладение не только методами решения всех математических задач (о чем свидетельствует правильность ответов на задания с выбором ответа и с кратким ответом), но и показала умение математически грамотно и обоснованно записать свое решение при выполнении заданий с развернутым ответом

42 По результатам ЕГЭ 2006 года По сравнению с 2005 годом значительно увеличилось число регионов, в которых экзамен по математике и русскому языку сдавало более 90% выпускников общеобразовательных учреждений 2006 года (по математике с 22 до 29, по русскому языку с 12 до 24). Результаты этих регионов уже можно сравнивать между собой для выявления качества образования по основным обязательным предметам. В этих регионах можно проводить сравнение качества подготовки выпускников по общеобразовательным учреждениям. Таким образом, единый государственный экзамен становится основным звеном в системе оценки качества образования, дающим независимую объективную оценку образовательных достижений выпускников средней школы.

43 Статистически обоснованное сравнение регионов по результатам ЕГЭ 2006 года Математика 29 из 73 регионов (22 из 70) Русский язык 24 из 73 регионов (12 из 69) Республики Адыгея, Бурятия, Горный Алтай, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Краснодарский, Хабаровский и Пермский края, Архангельская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Костромская, Курганская, Новгородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Тверская, Томская, Челябинская, Читинская области, Ярославская области, Еврейский АО Республики Бурятия, Горный Алтай, Карелия, Мордовия, Саха (Якутия), Краснодарский край, Пермский край, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Костромская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Новгородская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Читинская области, г.Санкт-Петербург, Еврейский АО, Агинский Бурятский АО АО.

44 Статистически обоснованное сравнение регионов

45 Статистически обоснованное сравнение регионов

46 Мнение граждан страны о качестве образования

Удовлетворены Вы или нет системой образования (школами) в районе, где Вы живете? По данным Gallup World Poll (2006)

Верите ли Вы в то, что к детям в Вашей стране относятся с уважением и достоинством? По данным Gallup World Poll (2006)

Имеет ли большинство детей в Вашей стране постоянную возможность для обучения и развития? По данным Gallup World Poll (2006)

50 Сравнение образовательных учреждений

Зависимость результатов по математике образовательного учреждения от его социально-экономического статуса (Россия) - исследование PISA

Зависимость результатов по математике образовательного учреждения от его социально-экономического статуса (Финляндия) - исследование PISA

Зависимость результатов по математике образовательного учреждения от его социально-экономического статуса (Япония) - исследование PISA

54 Предварительные результаты исследования PISA в 2006 году (оценка грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Результаты российских учащихся по естествознанию (PISA-2006)

Результаты российских учащихся по математике (PISA-2006)

Результаты российских учащихся по чтению (PISA-2006)

58 Результаты учащихся по образовательным учреждениям (PISA-2006)

59 Предварительные результаты исследования PIRLS (грамотность чтения в начальной школе) в 2006 году

60 Результаты российских учащихся по чтению (PIRLS-2006)

61 Результаты российских учащихся по чтению (PIRLS-2006)

62 Результаты учащихся по образовательным учреждениям (PIRLS в 2006 году)

63 Проблемы, которые требуют дополнительного анализа П римеры: Эффективные школы Проблемы чтения Структура урока И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

ID ШКОЛЫ 649 Максимальный средний балл = 631 ID ШКОЛЫ 543 Минимальный средний балл = Чем отличаются более эффективные школы от менее эффективных?

Под эффективными будем понимать те школы, реальные результаты которых значимо выше результатов, предсказанных для этих школ, исходя из характеристик учащихся.

Определение более эффективных и менее эффективных школ Исключаются школы, для которых нет статистически значимого различия между реальным и предсказанным баллами. Оставшиеся школы делятся на две группы – с положительным и отрицательным различием Группа 1 (различие положительное) более эффективные школы Группа 2 (различие отрицательное) менее эффективные школы

Выявление факторов, отличающих более эффективные школы от менее эффективных Основывается на выявлении значимых различий в ответах на вопросы анкет администрации, учителей и учащихся двух групп школ.

Более эффективные школы в России (по результатам исследований PISA и TIMSS) Более крупные образовательные учреждения – с хорошей материальной базой, –c укомплектованным штатом учителей, –c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Больше учителей, удовлетворенных своей работой Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Хорошая дисциплина Высокие требования к учащимся и др. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Учащиеся в более эффективных школах (по результатам исследований PISA и TIMSS) В ыявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения) И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

72 Проблемы чтения

73 Время, которое учащиеся тратят на чтение для собственного удовольствия, и результаты по грамотности чтения

74 Распределение учащихся всех стран, читающих часто, редко или не читающих совсем каждый вид печатных материалов Группа I (Россия – 11%, OECD – 22%) читаю часто читаю редко не читаю совсем

75 Распределение учащихся всех стран, читающих часто, редко или не читающих совсем каждый вид печатных материалов Группа II (Россия – 17%, OECD – 27%) читаю часто читаю редко не читаю совсем

76 Распределение учащихся всех стран, читающих часто, редко или не читающих совсем каждый вид печатных материалов Группа III (Россия – 22%, OECD – 28%) читаю часто читаю редко не читаю совсем

77 Распределение учащихся всех стран, читающих часто, редко или не читающих совсем каждый вид печатных материалов Группа IV (Россия – 50%, OECD – 22%) читаю часто читаю редко не читаю совсем

78 Процент учащихся четырех групп, различающихся разнообразием читаемой литературы, в разных странах и средний балл по чтению

79 Эффективность урока

80 Структура урока в разных странах (естественнонаучные предметы, 8 класс)

81 Структура урока в разных странах (естественнонаучные предметы, 8 класс)

82 Характеристика групп стран Группа 1 –Значительное время на объяснение нового материала, мало времени на проверку выполнения домашних заданий и письменный контроль; на деятельность учащихся меньше времени, чем в других группах. Группа 2 –Значительное время на деятельность учащихся, мало времени на объяснение нового материала, проверку выполнения домашних заданий и контроль знаний. Группа 3 –Время на объяснение нового материала и на деятельность учащихся, среднее по сравнению с другими группами, больше времени на проверку выполнения домашних заданий и на письменный контроль знаний. Россия –Как в странах Группы 3. Письменный контроль и проверка выполнения домашних заданий имеют наибольшее значение по сравнению с другими странами.

Выводы и предложения российских экспертов на конференции G8: Человек обучаемый стал более востребован, чем человек обученный. Важно учить использовать знания и инновации. Достигнуть нового качества образования (решение не востребованных ранее задач) можно только: Найдя новые подходы к отбору содержания образования; Используя принципиально новые образовательные технологии (методы и средства обучения); Разработав принципиально новую систему оценки образовательных достижений и качества образования.

Выводы и предложения российских экспертов: В озможные шаги на пути к новому качеству образования национальный стандарт образовательных технологий; контрольно-измерительные материалы под компетентноориентированный стандарт образования; инновационные учебно-методические комплексы и коллекция цифровых образовательных ресурсов; изменение подходов к образованию учителя; совершенствование и локализация образовательных технологий с учетом мирового опыта и разработка образовательных технологий под отечественные современные образовательные системы

Условия реализации технологии развивающего обучения Деятельностное содержание Учебная деятельность и моделирование (компьютерное) Учебное сотрудничество Модульное обучение (сетевые образовательные программы) «Портфолио» ( web-cайты детей и учителей) Проектные формы учебной деятельности Контрольно-измерительные материалы компетентностного типа

86 Что характерно для стран с более высокими результатами? Финансирование образования (расходы на одного ученика) положительно влияет на средние результаты страны, но не гарантирует высокие результаты Значительная автономия школ в принятии решений соединяется с обеспечением равных возможностей в получении полноценного образования И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

87 Что характерно для стран с более высокими результатами? Введение образовательных стандартов сопровождается созданием объективной системы оценки результатов обучения (государственных экзаменов и мониторинга качества образования) Реализуются комплексные программы компенсирующих мер, направленные на самые разные слои населения и социальные группы И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

88 Что характерно для стран с более высокими результатами? Учебный процесс характеризуется высокой степенью индивидуализации В школах оказывается значительная помощь отстающим учащимся Значительно развита внеурочная и внешкольная деятельность (индивидуальная и групповая) И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Выводы и предложения международных экспертов: Пути достижения нового качества образования: Расширение образовательных областей Введение учебного материала, вызывающего интерес у учащихся Введение элективных курсов, отвечающих потребностям и интересам учащихся Ориентация обучения на решение проблем Индивидуализация обучения (выстраивание индивидуальных траекторий) Усиление внимания способным учащимся и учащимся с проблемами Обучение в малых группах Подготовка учителей нового поколения Обучение учителей способам выявления потребностей и интересов учащихся

Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (495) Исследование TIMSS,PIRLS: Исследование PISA: ЕГЭ (аналитический отчет): СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вопросы и комментарии