Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Advertisements

Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы,
Работа над сжатым изложением Учитель Гимназии 261 КАШПУР Наталья Ивановна.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика.
Работа над сжатым изложением Основные способы сжатия текста (компрессии)
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Транксрипт:

Приёмы сжатия текста

Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ ИСКАЖЕНИЯ И УТРАТА ЗНАЧИМЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.

ВВОДНЫХ СЛОВ; Исключение: однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо! ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА, ЗАТЕМ УБРАТЬ НЕНУЖНЫЕ ПОДРОБНОСТИ И ДЕТАЛИ. ОБЪЕДИНИТЬ ПОЛУЧЕННОЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. ( 22 слова ) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем ( 5 слов )

Обобщение или объединение ПАРЦЕЛЛИРОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; РЯДА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ ОДНОЙ МЫСЛЬЮ; ЧАСТЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; КОНКРЕТНЫХ, ЕДИНИЧНЫХ ФАКТОВ, СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ.

Пример: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. ( 30 слов ) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. ( 7 слов )

ЗАМЕНА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ; СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ПРОСТЫМ; ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ РЯДА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОБЩИМ ПОНЯТИЕМ ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕМ; ПРЯМОЙ РЕЧИ – КОСВЕННОЙ; ЧАСТИ ТЕКСТА ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ; ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЕМ И Т.Д.

При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. ( 12 слов ) Сказки любят все. ( 3 слова )

Сочетание исключения и обобщения (объединения) СКАЗКИ... КАК ПРЕКРАСЕН И УВЛЕКАТЕЛЕН ВАШ МИР. МИР, В КОТОРОМ ВСЕГДА ТОРЖЕСТВУЕТ ДОБРО, ГДЕ УМНЫЙ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ГЛУПОГО, ХОРОШИЙ - ПЛОХОГО, И В ФИНАЛЕ, КАК ПРАВИЛО, ВСЕ СЧАСТЛИВЫ. НЕТ, КОНЕЧНО, И СРЕДИ ВАС ЕСТЬ ТАКИЕ, ПОСЛЕ КОТОРЫХ СТАНОВИТСЯ ГРУСТНО И ХОЧЕТСЯ ПЛАКАТЬ. НО ЭТО СВЯТАЯ ГРУСТЬ И СВЯТЫЕ СЛЕЗЫ. ОНИ ОЧИЩАЮТ. ( 50 СЛОВ ) МИР СКАЗОК, ГДЕ ТОРЖЕСТВУЕТ ДОБРО, ПРЕКРАСЕН И УВЛЕКАТЕЛЕН, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ВЫЗЫВАЮТ СВЯТЫЕ ГРУСТЬ И СЛЁЗЫ, ПОМОГАЮЩИЕ НАМ СТАТЬ ЛУЧШЕ. ( 20 СЛОВ )

Сочетание замены, исключения и объединения ВЫ, ЛЮДИ, СПЕЦИАЛЬНО, А ЧАЩЕ СЛУЧАЙНО, ЗАБЫВ О ТОЙ ПОРЕ, КОГДА ВЫ ЕЩЕ ВЕРИЛИ СКАЗКАМ, ПРИЧИНЯЕТЕ ДРУГ ДРУГУ БОЛЬ. ВЫ, ЛЮДИ, ЗАБЫВАЕТЕ О ВСЁ ИСЦЕЛЯЮЩЕЙ ДОБРОТЕ СКАЗОК И МЕЧЕТЕСЬ В ЖИЗНЕННОМ ТУПИКЕ, ИЩА ВЫХОДА И НЕ ВИДЯ ЕГО. А ВЕДЬ ОН ПОРАЗИТЕЛЬНО ПРОСТ. НАДО ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА. ВЕРИТЬ И ЖИТЬ. ЖИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЖИЗНЬ ПРЕВРАЩАЛАСЬ ТОЛЬКО В ДОБРЫЕ И ВЕСЕЛЫЕ СКАЗКИ.( 61 СЛОВО ) ЛЮДИ, ЗАБЫВАЯ О ВЕЛИКОЙ СИЛЕ СКАЗОК, ОБИЖАЮТ ДРУГ ДРУГА, НЕ НАХОДЯТ ВЫХОДА ИЗ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ. А ВЫХОД ПРОСТ: НАДО ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА И ЖИТЬ, ПРЕВРАЩАЯ ЖИЗНЬ В ДОБРЫЕ СКАЗКИ. ( 29 СЛОВ )

Что нельзя удалять из текста? Основные детали, помогающие понять авторскую идею; Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении: Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите ключевые слова. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Как составить план. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Конец КОВАЛЁВ МАКСИМ 8 КЛАСС