ВТОРАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «РУССКИЙ ЯЗЫК в XXI веке». СЕКЦИЯ «Русский язык и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВТОРАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «РУССКИЙ ЯЗЫК в XXI веке». СЕКЦИЯ «Русский язык и.
Advertisements

22 июня 1941 года – началась Великая Отечественная война Родина! Пламя ударило в небо- Ты помнишь, Родина Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Р. Рождественский.
История Сибири история Сибири. Вспомнить события 1917 года Вспомнить события 1917 года Рассмотреть особенности борьбы в Сибири в условиях двоевластия.
70-летию Великой Победы посвящается. От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй и травой. Только.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Гранитный» 1989 г г. Гранитная восьмилетняя Гранитная восьмилетняя.
РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года. ОКТЯБРЬ. Главные причины краха буржуазно- либеральной альтернативы: отсутствие твердой государственной власти, замедленный.
Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
Авторы: Сутыгина Я.,Мотовилова А., Чубис А., Новожилова Е.,Лазарева Е. Руководители: С.Г.Журавлева, О.В. Анисимова, Н.А. Кузнецова МОУ Подгорнская СОШ.
Нет в России семьи такой, в которой не помнят героя своего. Автор проекта: Леданова Елена Сергеевна- учитель истории и обществознания МОУ «ООШ» с.Шепелевка.
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вторые Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой.
УТВЕРЖДАЮДиректор МОУ СОШ 12ст. НовомышастовскойКрасноармейского района.
Областной конкурс «Юбилей Победы» на школьных сайтах, посвящён 65летию Победы в Великой Отечественной войне. Номинация: «Лучшая исследовательская работа.
Всё для фронта, всё для Победы ! Если ты фашисту с ружьём Не желаешь на век отдать Дом, где жил ты, жену и мать, Всё, что Родиной мы зовём, - Знай : никто.
Автор : Обучающийся 4 в класса Иванова Александр Руководитель : Учитель начальных классов Созонова В. К. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 1 Городского округа город Буй. Ученический проект Выполнила: Член ДВО «Победа»
ПРОЕКТ: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» НОМИНАЦИЯ: «СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ» Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального.
1. Краткая биография 2. Начало политической деятельности 3. Основные направления политики 4. Расшифровка направлений: a) коллективизация b) индустриализация.
29 ОКТЯБРЯ - ЮБИЛЕЙ ВЛКСМ КОМСОМОЛУ – 90 ЛЕТ!. ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи), массовая общественно-политическая организация.
«Дети Войны» Литературно-музыкальная композиция Килина Анна Александровна Заместитель директора по ВР МКОУ Октябрьской СОШ 9 Богучанский район, Красноярский.
Транксрипт:

ВТОРАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «РУССКИЙ ЯЗЫК в XXI веке». СЕКЦИЯ «Русский язык и краеведение». Лексика Аткарского края на разных этапах развития общества. Автор: учащаяся 9 класса МОУ - СОШ 2 г. Аткарска Саратовской области Кузьмина Дарья. Научный руководитель: Харитонова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ - СОШ 2 г. Аткарска Саратовской области 2008

Как происходит развитие языка жителей нашего края? Отражаются ли в нем всероссийские этапы изменения в речи? Существуют ли особенности речи, характерные исключительно для жителей нашего региона? Что в лексике родного языка является истинной ценностью, а что – напускной бравадой? Какие слова стали символами значительных побед нашего народа во время революции, Великой Отечественной войны, в послевоенные годы? Какие слова будут вспоминать наши дети, говоря о начале 21 века?

Исследовательская часть изучение краеведческих материалов о происхождении названий различных географических пунктов города Аткарска; изучение книг, брошюр и газетных статей по истории края; беседы с людьми, которые когда- либо работали по темам, сходным с данной; проведение интервьюирования населения.

Пути исследования языковых процессов: постановка целей научно-исследовательской работы; составление плана работы; подготовка интервьюирования населения; проведение опроса; беседы с ровесниками; встреча с Ю.П. Анненковым (поэт, краевед), В.Н.Игнатьевым (директор музея), А.М. Перепелкиным (главный редактор «Аткарской газеты» до 2000 года); изучение печатных материалов о родном крае; систематизация и оформление материалов работы.

Экскурс в далекую историю.

«Революционный держим шаг!..» газета «Социал - демократ»; программы эсеров, меньшевиков, кадетов, народных социалистов; РСДРП(б) – Российская социал – демократическая рабочая партия большевиков; Аткарский уезд, Волостной совет, уездная революционная организация; Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; крестьянское движение, советская власть, кулаки, голодный люд, Ленинские идеи, государство свободы, равенства; большевик, лампочка Ильича. Власть народная пришла – жизнь по-новому пошла. У хорошей артели все лошади в теле.

ЧК (чекисты) – чрезвычайная комиссия; Комбед – комитет бедноты; Ликбез – ликвидация безграмотности; Советы – общественный актив для управления народным хозяйством; РКСМ – Революционный Коммунистический союз молодежи; колхозы, кооперативы, товарищества, коммуны, прицепщик, машинист тока, штурвальный (помощник комбайнера), копнильщик; колхоз, совхоз, МТС, трудодень, соратник, крестьянство, враги народа, «железная рука», потомки.

Имена : Владлен – Владимир Ленин; Ким – Коммунистический Интернационал молодежи; Эр (от слова эра); Ноябрина, Октябрина, Ленина, Сталина; и фамилии: Индустриев, Первомайский, Октябрьский В саду вишенки висели, Где четыре, а где пять! В комсомольскую ячейку Вечером пойду опять! Вы, родители-водители, Пустите со двора, Не поймете вы, родители, Что теперь нова пора!

«Книга Памяти» писана кровью…» «Катюша»: имя девушки; название песни военной поры; ракетная установка, которая устрашающе действовала на врагов. фашист – никого не щадящий человек; эвакуированные – вынужденные переселенцы; танк, военнопленный, дезертир – беглец с поля боя; таран – уничтожение одного самолета другим (первым ночной таран совершил наш земляк Виктор Талалихин); «СМЕРШ» (от «смерть шпионам») - главное управление контрразведки; замполит – заместитель командира по политическим вопросам. Священная война, обелиски, Мамаев курган, Победный марш, День Победы. Видит Москву фашистское око, да зуб неймет. До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Послевоенные годы.

Диалектные особенности Аткарского района. Опрос Населения.

Анализ интервьюирования. Выборка респондентов: Количество анкет / план20 Количество анкет / факт20 Недостижимость по адресам: Нежилой дом/квартира0 Никого не было дома6 Не впустили в квартиру, полностью отказались отвечать 3 Вне квот3 Нужный респондент не владеет русским языком0 Нужный респондент не в состоянии отвечать0 Нужный респондент отказался отвечать0

Контроль По телефону8 Повторным посещением0 Выбраковано после контроля0 Могут вспомнить слова, которые использовали родители, но практически исчезнувшие сейчас 24% Не понимают значения не только заимствованных слов, пришедших в язык с развитием науки и техники, но и «новомодных словечек» подростков 75% Появление заимствованных слов вызывает категорическое неприятие, они считают, что это означает подмену русских слов «чужими» и влечет за собой полную деградацию родного языка 42% Ничего не нравится в речи сегодняшней молодежи 55% Затрудняются ответить, может что-то и есть, но не замечают 12% Молодежь стала гораздо умнее нас, иногда говорит совершенно непонятные вещи 33%

бахарь – замечательный рассказчик; батог – посох, палка; бурубухи – спутанные волосы; вёдро – хорошая погода; кочет – петух; коконько – яйцо; помидора – словоформа, образованная от «помидор» и употребляемая непременно в женском роде; табуретка – от «табурет»; пудовка – сосуд для измерения денег в монетах; шаврать – искать что-либо в темноте; шаболы – старые, ненужные вещи.

Лихие 90-е… Раздолье для сленга. - Помнится, пришла как-то химичка на урок и спрашивает: "Дети, а что такое чирик?" В классе на пару секунд установилась мертвая тишина, потом начались подхихикивания. В голове не укладывалось, что кто-то может не знать, что такое чирик. Ну, мы ее и насчет трёшки просветили. Мне по сараю - все равно; атас, шухер, шуба - предупреждение об опасности; тащиться – смеяться; дяхан – мужчина; тёхана – женщина; шугаться – пугаться; тасочно – смешно; заточить – съесть; коры - туфли.

Игра в прятки на нашем языке. Действие первое. Выходит кто-то,так шобы оставаться заметным для всех и начинает орать не своим голосом: -Тай, тай налетай, кто играет в игру, а какую не скажу, чертики с усами, отгадайте сами. Когда набирается команда больше одного человека, то начинается самая сложная игра в мире. Тебя не просто надо найти, а еще надо и затендыракать. Подбежать к определенному месту и кричать: «Тындыра!» А то не считается. А в спорных вопросах, конечно же, начинались разборки типа: - Мой папа милиционер. - А мой – боксер! - А мой - аж до неба! Фрагмент рассказа:

Красной нитью сквозь века… Попасть впросак. Любой сегодня школьник знает Какой у притчи все ж финал: «Попасть впросак» ведь означает, что в затруднение попал!

алтарь – восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом; иконостас – покрытая иконами стена в церкви; инок – монах; акафист – церковные хвалебные песнопения в честь Христа, Богородицы и Святых.

Так ли все безнадежно, или Подведение итогов. Изменения в языке – не прихоть одного или нескольких человек, желающих сделать родную речь хуже. Это длительный, но необратимый процесс, который безжалостно отвергает одни слова и вынуждает принять другие. Лексика жителей нашего региона – призма, через которую можно видеть процессы, происходящие в нашем обществе.