Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребёнком. Учитель-логопед: Сорокина Л.Ю. МКОУ «Коткозерская сош»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация коррекционной работы с детьми с РДА педагог-психолог Белоглазова А.В.
Advertisements

Педагогический проект Сюжетно – ролевая игра «Дом» Воспитатель: Замалетдинова Е.Ф. Возраст детей: с 2 до 3 лет Раздел программы: игровая деятельность Тип.
Комплексно-целевая программа «Педагогика поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ» Воспитатель МБДОУ д/с 14 « Зайчонок « Чернова С. В
Легкая у мственная о тсталость F -70 Составила учитель трудового обучения Иванова Т.Г.
Подготовила: воспитатель Кузьнарская Евгения Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 34.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
МБУ детский сад компенсирующего вида 120 «Сказочный» Зимние игры и забавы с «солнечными» детьми. Обмен опытом работы с детьми с синдромом Дауна. Педагог-дефектолог.
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?»
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Подготовила Гусарова Ирина Александровна воспитатель ГБДОУ.
со масштабные с постройками из деталей конструктора. Полезны совместные со взрослым сюжетно-дидактические игры, инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель.
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
У ЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ Подготовила и провела: Педагог-психолог Потапова Т.А.
Технологии сюжетно – ролевых игр в разных возрастных группах.
Каширцева Тамара Сергеевна учитель начальных классов МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» Открытый урок по экономике во 2 классе.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального.
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ Выполнила: Спиридонова Светлана Студентка группы: 4 ППДОб
Транксрипт:

Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребёнком. Учитель-логопед: Сорокина Л.Ю. МКОУ «Коткозерская сош»

Совместное рисование – особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. Совместное рисование – это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребёнка, а особый метод обучения.

Совместное рисование предполагает: ознакомление с окружающим развитие активности развитие речи и жестов психотерапию

Развитие активности Если педагог предлагает аутичному ребёнку значимую для него тему рисунка, то на занятии возникает ситуация, побуждающая к активным действиям. Его завораживает волшебное действие, происходящее на листе бумаги. Аутичному ребёнку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребёнок не умеет ждать.

Чтобы использовать уникальную возможность для развития аутичного ребёнка,взрослый должен следовать определённой тактике: побуждать малыша выражать свои желания любым приемлимым способом- словом,жестом прерывать рисование,задавать вопросы,делать паузы,как бы дожидаясь ответа и действий

Ознакомление с окружающим Совместное рисование открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребёнка с окружающим миром. В ходе совместного рисования удаётся уточнить часть представлений, которые у него уже есть. Спонтанные проявления ребёнка дают возможность сделать много интересных выводов относительно его знаний об окружающем мире.

Ребёнок готов принять новое, только бы поскорее достичь желаемого.Но необходимо соблюдать ряд принципов: постепенность дозирование нового материала учёт интересов и желаний ребёнка

Развитие речи и жестов Метод совместного рисования в работе с аутичным ребёнком даёт возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь.

Особенно важной при совместном рисовании является возможность развития активной речи: помимо функции общения, она является средством проявления аутичным ребёнком активности во время занятия. Необходимо создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.

Учить аутичного ребёнка пользоваться жестами. Развивать указательный жест, жесты «дай» и «на»,придумывать новые жесты. У ребёнка может появиться «арсенал» жестов, при помощи которых он сможет выражать свои желания.

Психотерапия Совместное рисование даёт возможность проведения с ребёнком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребёнка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые моменты,то,чего ребёнок боится, и т.д.Обязательно предлагается только положительный вариант развития событий.

Этапы развития совместного рисования Совместное рисование взрослого с аутичным ребёнком требует поэтапного развития. Интерес аутичного ребёнка направлен на мир предметов. Этапы развития предполагают строгую очерёдность только в ситуации первого знакомства ребёнка с этим методом обучения.

В дальнейшем появляется возможность ускорения прохождения одних этапов, сворачивая других. В дальнейшем всё легче будет добиваться согласия ребёнка на введение новых деталей, на расширение сюжета. Но в целом логика развития рисунка будет сохраняться.

1 этап – налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. Н ачинать занятия по совместному рисованию следует с изображения особенно значимых для ребёнка предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Такие комментарии не могут оставить ребёнка равнодушным. В любой момент рисуйте то, что значимо для ребенка. А однажды он попросит нарисовать то, что ему хочется.

2 этап – рисование «по заказу» ребёнка Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. На этом этапе придётся бессчётное количество раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики,кубики,бутылочки и т.п. Мышление аутичного ребёнка стереотипно.

3 этап – постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения Постепенно начинайте использовать в рисовании различные материалы. Одновременно вводить в рисунок новые детали, варьировать размер,форму,цвет и положение в пространстве. Помните о том, что ребёнку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.

Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребёнок обязательно, согласится с привнесением нового. Его заинтересует волшебное преобразование на бумаге его любимого предмета.

4 этап – вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Особенно эффективным является следующий прием: взрослый «забывает» нарисовать какую – то важную деталь и, когда ребёнок замечает это, предлагает ему завершить рисунок самостоятельно. Можно предложить несколько вариантов развития рисунка,а он выберет тот, что ему нравится.

5 этап - введение сюжета На этом этапе ставшие такими близкими ребёнку изображения его любимых предметов включаются в сюжет. Предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция,смысл.Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребёнка. Это может быть сюжет из жизни самого ребёнка.

6 этап - дальнейшее развитие сюжета После того как сюжет будет «обжит» ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых сюжетных линий. На данном этапе происходит формирование у ребёнка новых представлений об окружающем мире.

7 этап – перенос полученных знаний в другие ситуации На этом этапе можно переходить к переносу сюжетов из рисунков в игры с игрушками и предметами, закреплению полученных знаний в повседневной жизни, в других видах деятельности (лепке. конструировании и т.д.) Непосредственный перенос сюжета в реальную жизнь подтверждает эффективность этого метода в работе с аутичными детьми.

Использование специальных приёмов В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приёмы. Использование наклеек с различными изображениями,что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребёнком, который не умеет ждать.

Использование наклеек даёт возможность вовлечь ребёнка в процесс совместного рисования, т.к. детям нравятся манипуляции с наклейками. При этом усвоение новой полезной информации проходит эффективнее,чем в других ситуациях обучения.

Изготовление из рисунков книжек Для того, чтобы наработанное в ходе сюжетного рисования можно было использовать в дальнейшем обучении ребенка, необходимо делать из рисунков книжки. В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или фразой.

Аутичному ребёнку будет легче и интереснее читать о том, что ему близко. При правильном подходе обычно удаётся вызвать у аутичного ребёнка интерес к совместному рисованию. Одним из главных итогов такой работы станут активность ребенка, полученное им удовольствие от деятельности его заинтересованность в результате.

Спасибо за внимание!