Опыт работы на новый образовательный результат. Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат, что.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Advertisements

1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100»
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
1 Технология оценки учебных успехов Образовательная система «Школа 2100»
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
МОУ «Окунайская средняя общеобразовательная школа 1»
ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Транксрипт:

Опыт работы на новый образовательный результат

Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат, что умеет наша система образования? ФГОС гг. «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий… составляет цель и основной результат образования» В чем принципиально изменились требования к результату? Готова ли к этому система образования?

1. Зачем учить? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ) взгляд через ФГОС и систему «Школа 2100»

(ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ?)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373

Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ к СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы (пока – только для начальной школы) УСЛОВИЯМ реализации ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (конкретизируют, дополняют, регламентируют ФГОС) БУП когда, что и сколько изучать Система оценки результатов какими средствами оценить результаты – задания на действия (использование знаний) Программы предметов что и как должно быть изучено - ориентиры для разработчиков рабочих и авторских программ Программа формирования УУД чему должны научиться на всех предметах Федеральный перечень Программа дух.- нрав. воспитания какие ценности может принять ребенок Планируемые результаты чему научится или получит возможность научиться Программа здорового образа жизни

ТРЕБОВАНИЯ БУП Программы развития УУД Примерные (рабочие) программы Программы воспитания и социализации Описание содержания образования Другие материалы

ТРЕБОВАНИЯ Кадры Учебно- материальная база СанПиНыМЧС Методика формиро- вания бюджета ОУ Другие материалы

ТРЕБОВАНИЯ Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность) Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Включает: набор нормативных документов, определяющих характер взаимодействия, права, обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса; сформулированные для данной школы ценности, цели и средства их достижения; перечень и характеристику основных и дополнительных учебных программ (в том числе различных уровней), способы их сочетания, координации, соотнесения с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги. Представляет собой открытый для всех субъектов образовательного процесса документ, который даёт представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей. Самостоятельно формируется ОУ на основе примерной ОП, принимается Советом школы и является документом, обязательным для исполнения. (Закон «Об образовании» статья 32)Закон «Об образовании» статья 32 Разрабатывается на определённый срок (3-5 лет) и подлежит обновлению в связи с изменениями внутренних и внешних по отношению к образовательному учреждению условий.

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких ОУ.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ 6. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Пояснительная записка II. Общая характеристика учебного предмета III. Описание места учебного предмета в учебном плане IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета V. Содержание учебного предмета «Русский язык» V I.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмет V Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально- позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчеств а – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно- диалогическая технология. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; подробно и выборочно пересказывать текст; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; делить слова на части для переноса; производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

(ЧЕЙ ОПЫТ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ?)

Образовательная программа «Школа 2100» - «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Единые технологии ( проблемный подход): Проблемный диалог Продуктивное чтение Проектная Оценивания успехов Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа) Общественная организация «Школа 2100» Конференции, метод.центры Внедрение и апробация Повышение квалификации учителей ЗАЧЕМ учить? КАК учить? ЧЕМУ учить? КТО?

Единый авторский коллектив Преемственность Старшая Основная Начальная Дошкольное образование А.А. Леонтьев Д.И. Фельдштейн Совет координаторов направленийНаучные руководители Е.В.Бунеева Р.Н.Бунеев Д.Д.Данилов С.А.Козлова А.А.Вахрушев А.В.Горячев

2005 г.: Из заключения Российской академии образования ( ) «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» - лауреат премии Правительства РФ в области образования «За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию»

(ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысл. установки личностной позиции, соц.компетентности, основы российской и гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Программные документы гг.

высоконравственный; творческий, компетентный успешный; осознающий ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны; отвечающий требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества 1. Человек самостоятельный: способный к выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации. 2. Человек познающий: готовый к постоянному самообразованию; владеющий современными информационными технологиями. 3. Человек, умеющий жить среди людей способный к гражданскому самоопределению; толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. «Школа 2100»: «функционально грамотная личность» ФГОС: «Гражданин России» 24

«Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев (1995 г.) Общеучебные умения организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (умения решать жизн. задачи на основе предметных знаний) = «портрет» = УУД Функционально грамотная личность способна решать различные жизненные задачи Продуктивные учебные задания, связанные с конкретными предметными и общеучебными умениями

– Организационные – умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность – Интеллектуальные – умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор – Коммуникативные – умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми Расписаны для 1, 2, 3-4, 5-6, 7-9, кл. + Диагностика

Личностные - ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные - направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений

«ШКОЛА 2100» (2004 Г.) – РЕЗУЛЬТАТ В ВИДЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ФГОС И ООП (2009): ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выполнять универсальные логические действия… Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, народов и стран, на основе интереса и уважения Составлять план выполнения задач, решения проблемы, выполнения проекта с помощью учителя Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Составлять план выполнения задач, работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки Организовывать учебное взаимодействие в группах Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Овладение навыками смыслового чтения текста…строить речевое высказывание… Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Овладение логическими действиями сравнения, анализа… установление причино -следственных связей Умение договариваться о распределении функций и ролей при совместной деятельности Использование различных способов поиска, сбора, …, интерпретации информации

Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Оценка отношений человека и общества Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Знания о писателях, жанрах … роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Физика Общие законы природы Сведения на матем.языке Математика Логические рассуждения

Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» 1.За что люди стали называть Петра Великим? 2. Рассмотри картины жизни простых людей во времена Петра. Как изменилась их жизнь в это время. (Окружающий мир, 3 кл.) 1. Почему корабли сделанные из железа не тонут? 2. Как можно использовать силу водопада? (Окружающий мир, 4 кл.) Перечисли основные свойства воды Перескажи текст о Петре Великом Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3- му склонению Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? (Рус.язык, 4 кл.)

31 Оценивать ОбъяснятьСамоопределяться Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо) Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки В предложенных ситуациях делать выбор поступка Типовые задания Русский язык: 2 класс, упр.32 «Ленивая старуха» «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи.» Литературное чтение: 1)Высказывание своего отношения к прочитанному 2) Анализ характеров и поступков героев Окружающий мир: 1 класс с.72 «На каких рисунках человек ведет себя как разумное существо? Где оно ведет себя не разумно? Объясни.» 4 класс с. 25 «Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл»

32 Цель и план Действия по плану Оценка результата Работать по плану с использованием учебника Совместно с учителем- «режиссером» определять проблему Самооценка успешности в диалоге с учителем Типовые задания Русский язык: 3 класс «Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголах по плану…» Прочитай определение в рамке. «Всё ли было в твоем рассказе?» Литературное чтение: приём «Диалог с автором» 1)Нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов 2)Прогнозирование ответов 3)Самопроверка по тексту Математика: алгоритм решения текстовой задачи Окружающий мир: в учебнике предлагаются проблемные ситуации

33 Добывать i Перерабатывать i Представлять i Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Извлекать i из текста, таблиц, схем, иллюстраций Текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Типовые задания Русский язык: правила, определения в виде графических схем, таблиц… Система работы с различными словарями: 3 класс, упр. 221 «… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?» Литературное чтение: развитие читательских умений: просмотровое чтение, антиципация, интерпретация прочитанного, рефлексивное чтение Математика: продуктивные задания на развитие мыслительных операций… Занимательные и нестандартные задачи, элементы стохастики Окружающий мир: задания на объяснение окружающего мира: 2 класс – Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как определишь стороны света?

34 Донести свое Понять другихДоговориться Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Свои мысли - устно и письменно, с аргументами Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) Типовые задания Русский язык: 4 класс, упр. 81. «Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении…» Литературное чтение: подготовка устных рассказов, инсценировка и драматизация, устное словесное рисование, сочинения… Математика: «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ»… Окружающий мир: групповая и парная формы работы 3 вида диалогов: а) диалог в большой группе (учитель - ученик) б) диалог в небольшой группе (ученик - ученик) в) диалог в паре (ученик - ученик)

Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

36 ОБЩИЕ результаты диагностики нового образовательного результата (ОУУ = УУД) в соответствии с новым ФГОС Компетентностные задачи год, 11 регионов РФ, около 60 школ, 80 классов, 1000 выпускников начальной школы, обучавшихся по «Школе 2100», оценочные умения организационные умения коммуникативные умения интеллектуальные умения средне хор. отл. плохо

(ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

– Вместо перечня информации – способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта» Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие программы учителей Обязательная часть Части, формируемые участниками образовательного процесса Информа- ционное ядро

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания ПРИМЕР: Телешоу «Кто умнее пятиклассника?» Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

Самообразование Русский язык: с 3-4л Литература: с 3-4л Математика: с 4-5 л Обществознание: (с 3-4 л.). (3.4.) История: (3.4.) Биология: (с 3-4 л.). ( ) География: (с 3-4 л.). ( ) Химия: (с 3-4 л.). ( )

(ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

УЧЕНИКОВ «В основу Стандарта положен деятельностный подход: … переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения … результата личностного и познавательного развития обучающихся»; (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проблемный диалог Продуктивное чтение Технология оценивания Проектная технология

Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача материала

49 2) Выдвижение версий. 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 3) Актуализация имеющихся знаний. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. 4) Составление плана решения проблемы.

понятия Типы нового знания, которые дети могут открыть сами Приемы создания проблемной ситуации закономерностиправила, алгоритмы Предъявить ученикам два противоречащих друг другу факта, мнения, две теории – вызвать удивление (Приемы 1-3 по Мельниковой) Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) (Приемы 4-6 по Мельниковой) чаще Окружающий мир чаще Русский язык, Математика

51 Учитель подводит учеников к мысли: Путешествовать в прошлое нельзя – это сказка! 3 класс, Окружающий мир – обществознание Учитель подводит учеников к противоположной мысли: Путешествовать в прошлое можно! Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как можно путешествовать в прошлое? РЕШЕНИЕ: Через сохранившиеся памятники культуры.

52 Мама спросила Петю, как у тебя дела в школе? Учебник «Русский язык», 4 класс Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать предложение, которое он читает вслух. На доске появляется несколько вариантов записи: Мама спросила Петю как у тебя дела в школе. Посмотрите на записи и сравните со своими. Вас что-то удивляет? Какие вопросы у вас возникают? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как называются такие предложения и как они оформляются на письме? РЕШЕНИЕ: Это предложения с прямой речью, на письме они оформляются так…

53 Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения). Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ.

Учебник «Русский язык», 3 класс Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать ряд слов, в том числе слово «ГРУСТНЫЙ» Проверьте слова по словарю. Вас что-то удивляет? Какова тема урока? УЧЕБНАЯ ТЕМА: Непроизносимые согласные в корне слова РЕШЕНИЕ: Чтобы правильно написать слова с непроизносимыми согласными буквами, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово… … грусный … грусТный

Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - В меньшей степени развивает творчество и инициативу Включение в диалог «молчащих» детей: - Петя, поясни, что ты понял из того, что сказал Вася? …0 -Таня, можешь объяснить Пете, что сейчас сказал Вася? …! -Вася, мы правильно тебя поняли? …

Диалог героев – создание проблемной ситуации Проблемный вопрос Вывод урока (минимум) Вопросы для организации беседы на уроке Вопросы для повторения

1.Организационные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

58

Учебный предмет Процесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция) Из образовательной программы «Школа 2100»: «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте

Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения

Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. О чем эта сказка, каковы её действующие лица? (фактуальная информация) Почему сказка называется «Сказкой о рыбаке и рыбке», а не «О рыбаке и старухе»? Какие чувства вы испытали к старухе, старику, золотой рыбке?(подтекстовая информация) Какими мыслями с нами, не только детьми, но и взрослыми, хотел поделиться А.С. Пушкин? (концептуальная информация)

Я решил, И я отправляюсь Я иду В этот трудный путь. Я иду в соседнюю комнату, Где молча Сидит моя мама. И придется открывать дверь И сделать шаг… И еще… И еще, может десять, Десять шагов! И тихо К ней Подойти И тихо Сказать: «Прости!» Трудный путь Эмма Мошковская

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было 4 года. Мама одевала его, кормила с ложечки и водила гулять за ручку. Однажды мама одела его, поставила на ножки, но Петя упал. Мама позвала папу, доктора, но никто не мог понять, почему Петя падает. И тут прибежал Петин друг Коля. - А я знаю, почему Петя падает! У него же две ноги в одну штанину засунуты. А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. - Я тоже теперь буду сам одеваться, - сказал Петя. И никаких глупых историй с ним больше не произошло. О чем этот текст? (фактуальная инф.) Что можете сказать о Пете, о маме, взрослых? (подтекстовая инф.) Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ (концептуальная инф.) М.Зощенко Глупая история (в сокращении)

3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ ЖИЗНЬ:

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.После чтения текста Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текстаВо время чтения – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текстадо чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология продуктивного чтения (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения) (Самостоятельное ) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивированной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся

РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ Первичное чтение. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, устных ответов на вопросы, смежных видов искусств…) Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его фрагмента). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадения первоначальных предположений с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов

69 ДИАЛОГ С АВТОРОМ Шум большой в лесу стоит В О Не медведь ли к нам спешит? -Э-Это я! - бормочет еж, – Нынче тихо не пройдешь. В И под лапками мышат Листья палые шуршат П СЕНТЯБРЬ В. Бирюков

Концептуальная (смысловая ) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательской интерпретации (истолкование оценок) произведения с авторской позицией. Формирование основной идеи текста или совокупности его главных замыслов Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалом учебника, дополнительным источником. Работа с заглавием и иллюстрацией. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением Выбор творческого задания, опирающегося на какую-то сферу читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественная форма

Предложения с прямой речью. На письме нам часто приходиться передавать речь другого человека от его имени точно, дословно. В таких случаях мы используем предложения с прямой речью. Такое предложение состоит из прямой речи и слов автора (В). Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего. Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь (П). Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает». слова автора прямая речь А : «П». 3. Что мы узнали о предложениях с прямой речью и для чего они нужны? Можем предположить, что такое прямая речь и слова автора? 1.О чем будет текст? 2. Как вы понимаете значение этого слова?

1.Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) 2.Интеллектуальные – извлекать информацию из текста 3.Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4.Организационные – умение работать по плану (алгоритму)

73 Разработка Образовательной системы «Школа 2100» и РАО

Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. Работы Днев- ники

75 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: из Заключения от 18 ноября 2005 года (пункт 10). «Разработана технология оценивания учебных успехов на разных этапах образовательного процесса…» ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2008 году присудило государственную премию авторскому коллективу «Школы 2100» за разработку новой образовательной системы (как составляющий элемент экспертировалась и технология оценивания учебных успехов).

76 ЧТО? Предметные, метапредметные и личностные результаты (отметка – оценка) КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований образовательных результатов и в «Портфеле достижений» КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифметическое за учебный модуль мини макс

77

78 «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний» Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

79 «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы) ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК

80 ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (3 КЛАСС)

81 «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге (Возможно, когда ученик на уроке предъявляет учителю свое решение продуктивного задания - ответ на у доски, с места) Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку (После сдачи письменного задания учителю, который, соответственно не может организовать диалог во время проверки)»

82 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?». (Подробнее см. Сборники)

83 ЗАДАНИЕ: решение: Самооценка (диалог с учеником): 1. Что нужно было сделать? 2. Удалось ли сделать? 3. Все правильно или есть недочеты? 4. Сделал сам или с чьей-то помощью? 5. Как мы отличаем «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь себе отметку? ?

84 Умения из требований программы Ученики Объяснять значение круговорота веществ в природе Приводить примеры живых организмов разных «профессий» Окружающий мир 3 класс. Тема _____________ Приводить примеры взаимосвязи живой и неживой природы Катя П. Павел В. Антон Б

85 Использование ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: без изменения без изменения заполнения официального журнала 1 шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал 2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).

86 сизменением Использование ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: с изменением заполнения официального журнала На педагогическом совете школы документально (письменно) фиксируется решение о том, что: «Учитель ______, в классах использует технологию оценивания учебных успехов, одобренную Российской академией образования (пункт 10. Заключения РАО о работе «Образовательной системы «Школа 2100»). В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Текущие отметки выставляются в таблицы требований – в рабочий блокнот учителя (и дневники школьников). Данное решение принимается также на основании: пункта 3-го. статьи 15-й. Закона об образовании Российской Федерации: « Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся »;

«Кто я и чего хочу» - личностная рефлексия ученика «Чему я научился на ВСЕХ предметах» - личностные и метапредметные результаты «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах» - предметные результаты «Достижения ВНЕ учебы» - личностные результаты «Правила ведения Портфеля достижений и оценки его материала» - определение итоговой оценки

88

89 За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

90 Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие гос.стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень (необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».

91 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ) 4 КЛАСС

92 ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (обществознание) 4 класс

93 Необходимый уровень «хорошо, но не отлично». Программный уровень «отлично». Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ЧАСТИЧНО – 3 / 1 ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2 ЧАСТИЧНО – 4+ / 3 ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4 ЧАСТИЧНО – 5+ / 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6 5-ти и 6-ти балльные ОТМЕТКИ

94 Итоговые оценки и отметки (за четверть и т.п.) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот период. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Он высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

95 Рабочий журнал учителя «Школа 2100» Дневники 2100 Проверочные работы по уровням Электронные тестирования и журналы Рабочие тетради, методические рекомендации и другие части УМК

1.Организационные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2.Коммуникативные – аргументировано отстаивать свою точку зрения 3.Интеллектуальные – логически обосновывать свои выводы 4.Оценочные – толерантное отношение к иным решениям

Реализовали мы пункты нашего плана (цели, содержание, технологии)? Какие выводы вы можете сделать ДЛЯ СЕБЯ по нашей проблеме: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

98 УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) – Тел. 8 – 495 – Сайт: Издательство «БАЛАСC» (заказы, статьи в журнал «Начальная школа + до и после») Тел. 8 – 495 – Эл.почта