Экологическое воспитание на уроках русского языка Чумакова М.А. – учитель начальных классов МБОУ «Большешурнякская средняя общеобразовательная школа» Елабужского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку развития речи, 4 класс УМК «Школа России» Автор: Туева Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 117»г. Барнаул Изложение.
Advertisements

Обстоятельство. Спишите, расставьте знаки препинания, разберите по членам предложения Земля велика и прекрасна. Пословица мудрость народа. Знание лучшее.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
К АК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР !. Как прекрасен этот мир! Кругом чисто, красиво. Колокольчики звенят. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Деревья.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Урок русского языка в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Тема: « Изложение с элементами рассуждения».
1 Русский язык Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» УМК «Школа России» Русский язык, 3класс.
Откуда пришла река?. Далеко, далеко у высокой горы родился маленький весёлый ручеёк, который прятался среди высоких гор, разноцветных камней, красивых.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
Лес – наше богатство 1 Цель: -формирование ответственного отношения человека к природе; -прививать любовь к родному краю; Воспитать чувство ответственности.
ГОУ Тульской области «Донская общеобразовательная школа-интернат» Воспитатель 1 категории: Торгашина Ольга Ивановна.
Рассказ по сюжетным картинкам Рекомендации для учителя Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается 5 серий сюжетных картинок «Забавные истории» автора-художника.
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
Кубанские леса. Выпиши словарные слова Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. Примерно половину площади занимают.
М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Транксрипт:

Экологическое воспитание на уроках русского языка Чумакова М.А. – учитель начальных классов МБОУ «Большешурнякская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан 2010г.

Что такое ЭКОЛОГИЯ? наука о доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Девиз работы Природа – это дом, в котором мы живем. И в нем шумят леса, текут и плещут реки. Храните этот дом, украшенный трудом Другого дома нет на целом свете.

Цель работы Формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью; Формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью; Формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры. Формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры.

Задачи: Воспитывать интерес к познанию родного края; Воспитывать интерес к познанию родного края; Обогащение эмоционально- ценностной сферы за счет общения с природой; Обогащение эмоционально- ценностной сферы за счет общения с природой; Развитие навыков самостоятельной работы. Развитие навыков самостоятельной работы.

Для эффективной работы экологической направленности учитель должен развить в учащихся такие способности, как: умение рассуждать критически; умение рассуждать критически; делать выбор; делать выбор; разрешать конфликты ненасильственным путем; разрешать конфликты ненасильственным путем; признавать ответственность как потребителей; признавать ответственность как потребителей; учиться на протяжении всей жизни; учиться на протяжении всей жизни; находить информацию; находить информацию; понимать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни; понимать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни; эффективно общаться (как устно, так и письменно); эффективно общаться (как устно, так и письменно); думать чтобы предвидеть, обдумать заранее и ценностно; думать чтобы предвидеть, обдумать заранее и ценностно; видеть различия между количеством, качеством и ценностью; видеть различия между количеством, качеством и ценностью; работать совместно с другими людьми. работать совместно с другими людьми.

Для развития способностей подобраны тексты для работы на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективными средствами развития устной и письменной речи, экологического и образного мышления учащихся. Основная часть текстов носит познавательный, воспитательный характер и знакомят учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью животных и растений, с неисчерпаемым богатством русской речи, способствуют развитию образного и экологического мышления, творческих способностей и стремлению к знаниям.

Основная направленность анализа текста- выявить главную мысль рассказа, установить смысловые связи между его частями, помочь детям определить свое отношение к действующим лицам рассказа и их поступкам. Такой разбор поможет учителю в осуществлении принципа развивающего обучения: он будит мысль учащихся, учит логически мыслить, углубляет эмоциональное восприятие содер­жания, развивает воображение. Основная направленность анализа текста- выявить главную мысль рассказа, установить смысловые связи между его частями, помочь детям определить свое отношение к действующим лицам рассказа и их поступкам. Такой разбор поможет учителю в осуществлении принципа развивающего обучения: он будит мысль учащихся, учит логически мыслить, углубляет эмоциональное восприятие содер­жания, развивает воображение.

Примеры текстов 2 класс Дети и птенчики Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. (42 слова) (По Л.Н. Толстому) Словарная работа Запись на доске: свила, вывела, птенчиков, комаров, посмотрели. Анализ текста Беседа Где свила гнездо птичка? Где свила гнездо птичка? Сколько птенцов она вывела? Сколько птенцов она вывела? Как и чем кормила птичка своих деток? Как и чем кормила птичка своих деток? Как поступили с гнездом дети? Как поступили с гнездом дети? Что обнаружили ребята на следующий день? Что обнаружили ребята на следующий день? Какой вывод делает автор? Какой вывод делает автор? На сколько частей можно поделить текст? На сколько частей можно поделить текст? О чем говорится в каждой части? О чем говорится в каждой части? А как поступили бы вы? А как поступили бы вы?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Оценить поступок детей. Оценить поступок детей. Найти в тексте слова с уменьшительно-ласкательным значе­нием (птичка, птенчики, мошки). Найти в тексте слова с уменьшительно-ласкательным значе­нием (птичка, птенчики, мошки). Ориентировочный план Где жили птенчики? Где жили птенчики? Что сделали дети? Что сделали дети? Где же птенчики? Где же птенчики?

Медвежонок Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежон­ка. Лесник принес беднягу домой и сделал ему укол. Внучка лес­ника Маша ухаживает за больным. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежон­ка. Лесник принес беднягу домой и сделал ему укол. Внучка лес­ника Маша ухаживает за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвез его в лес. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвез его в лес. (43 слова) (По А. Ярушникову) Словарная работа Запись на доске: медвежонок, освободил, сделал, беднягу, ухаживала, поправился. Запись на доске: медвежонок, освободил, сделал, беднягу, ухаживала, поправился. Анализ текста Беседа Что случилось с маленьким медвежонком? Что случилось с маленьким медвежонком? Кто услышал стоны зверька? Кто услышал стоны зверька? Как медвежонку помог лесник? Как медвежонку помог лесник? Кто ухаживал за больным? Кто ухаживал за больным? Чем закончилась эта история? Чем закончилась эта история? Как автор относится к герою рассказа? Как автор относится к герою рассказа? Как вы понимаете слово бедняга? (Попавший в беду) Как вы понимаете слово бедняга? (Попавший в беду)Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Каким словом можно заменить слово поправился? (Выздоро­вел) Каким словом можно заменить слово поправился? (Выздоро­вел) Назовите родственные слова, встретившиеся: в тексте. (Ма­ленький, малыш) Назовите родственные слова, встретившиеся: в тексте. (Ма­ленький, малыш) Ориентировочный план 1. С медвежонком случилась беда 1. С медвежонком случилась беда 2. На помощь пришел лесник и его внучка. 2. На помощь пришел лесник и его внучка. 3. Медвежонок снова на свободе. 3. Медвежонок снова на свободе.

Березка На опушке леса робко росла березка. Гибкие веточки кача­лись из стороны в сторону. Рядом, как детки, пробивались дру­гие березки. Они были в золотых шапках. Каждую неделю у де­ревца появлялись новые детки. На опушке леса робко росла березка. Гибкие веточки кача­лись из стороны в сторону. Рядом, как детки, пробивались дру­гие березки. Они были в золотых шапках. Каждую неделю у де­ревца появлялись новые детки. Стоит маленький золотой березовый пригорок. Темный хвойный лес любуется им. Люблю смотреть на березку и я. Стоит маленький золотой березовый пригорок. Темный хвойный лес любуется им. Люблю смотреть на березку и я. (46 слов) Словарная работа Запись на доске: робко, пробивались, появлялись, пригорок, любуется. Анализ текста Беседа Где росла березка? Где росла березка? Как она выглядела? Как она выглядела? Кто рос рядом с березкой? Кто рос рядом с березкой? Как выглядел пригорок с молоденькими деревцами? Как выглядел пригорок с молоденькими деревцами? Кто любовался ими? Кто любовался ими?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Подобрать синонимы к слову робко (несмело, скромно, неза­метно). Подобрать синонимы к слову робко (несмело, скромно, неза­метно). Объяснить выражение «деревца в золотых шапках». Объяснить выражение «деревца в золотых шапках». Ориентировочный план 1. Робкая березка. 1. Робкая березка. 2. Березкины детки. 2. Березкины детки. 3. Золотой пригорок. 3. Золотой пригорок.

Примеры текстов 3 класс Ветер Подлетел ветер к молодой елочке, спел ей песенку. Замахала она зелеными лапками. Промчался ветер по просеке, прошептал сказочку маленькой осинке. Задрожала она от радости, Затрепетала листочками. Рассказал ветер древнюю легенду старому дубу. Распрямился дуб, расправил могучие ветки. Побежал ветер дальше по долине будить сонную реку. На дороге встретился ему одуванчик. Ветер подкрался к нему и сорвал белую шапочку. Полетели семена в разные стороны. Подлетел ветер к молодой елочке, спел ей песенку. Замахала она зелеными лапками. Промчался ветер по просеке, прошептал сказочку маленькой осинке. Задрожала она от радости, Затрепетала листочками. Рассказал ветер древнюю легенду старому дубу. Распрямился дуб, расправил могучие ветки. Побежал ветер дальше по долине будить сонную реку. На дороге встретился ему одуванчик. Ветер подкрался к нему и сорвал белую шапочку. Полетели семена в разные стороны. (63 слова) Словарная работа Запись на доске: промчался, прошептал, затрепетала, распрямился, расправил, одуванчик. Анализ текста Беседа Как вел себя ветер с елочкой? Как вел себя ветер с елочкой? Как она ответила ему? Как она ответила ему? С кем дальше встретился ветер? С кем дальше встретился ветер? Как отреагировала осинка? Как отреагировала осинка? А что ветер рассказал дубу? А что ветер рассказал дубу? Куда ветер побежал дальше? Куда ветер побежал дальше? С кем он встретился? С кем он встретился? Что произошло с одуванчиком? Что произошло с одуванчиком?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Выписать глаголы, которые употребил автор для описания действий ветра. Выписать глаголы, которые употребил автор для описания действий ветра. Найти в тексте слова синонимы (задрожала, затрепетала, рас­прямился, расправил, подлетел, промчался, пробежал). В первом предложении выделить главные члены. Назвать слова с уменьшительно-ласкательным значением. Найти в тексте слова синонимы (задрожала, затрепетала, рас­прямился, расправил, подлетел, промчался, пробежал). В первом предложении выделить главные члены. Назвать слова с уменьшительно-ласкательным значением. Ориентировочный план 1. Ветер и елочка. 1. Ветер и елочка. 2. Встреча с осинкой. 2. Встреча с осинкой. 3. Легенда для дуба. 3. Легенда для дуба. 4. Игра с одуванчиком. 4. Игра с одуванчиком.

Радость Лесничий с собакой бродили около болота. Вдруг пес бросился в сторону. Он вскочил на кочку у края болота и громко завыл. В трясине лежала мертвая лосиха. Рядом, тесно прижавшись к ней, лежал маленький лосенок. Он был жив, но так измучен, что не мог пошевелиться. Лесничий с собакой бродили около болота. Вдруг пес бросился в сторону. Он вскочил на кочку у края болота и громко завыл. В трясине лежала мертвая лосиха. Рядом, тесно прижавшись к ней, лежал маленький лосенок. Он был жив, но так измучен, что не мог пошевелиться. Лесник поднял голову сосунка и вытащил его из трясины. Пес прыгал от счастья вокруг лесничего, лизал ему руки и радостно визжал. Лесник поднял голову сосунка и вытащил его из трясины. Пес прыгал от счастья вокруг лесничего, лизал ему руки и радостно визжал. (65 слов) (65 слов) Словарная работа Запись на доске: лесничий, трясина, прижавшись, измучен, пошевелиться, сосунка. Анализ текста Беседа Где бродил лесничий с собакой? Где бродил лесничий с собакой? Как повел себя пес? Как повел себя пес? Кого увидела собака в трясине? Кого увидела собака в трясине? Как вы думаете, что произошло с лосихой? Как вы думаете, что произошло с лосихой? В каком состоянии был лосенок? В каком состоянии был лосенок? Что сделал лесник? Что сделал лесник? Почему пес так радовался? Почему пес так радовался? Правильно ли поступил лесничий? Правильно ли поступил лесничий? Какие события, на ваш взгляд, произошли потом? Какие события, на ваш взгляд, произошли потом? Какова дальнейшая судьба лосенка? Какова дальнейшая судьба лосенка?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Найти однокоренные слова (лесничий, лесник; лосиха, лосе­нок). Найти однокоренные слова (лесничий, лесник; лосиха, лосе­нок). Выписать из последнего предложения глаголы, описывающие поведение собаки. Что они выражают? Выписать из последнего предложения глаголы, описывающие поведение собаки. Что они выражают? Какие орфограммы встретились в тексте, привести примеры. Какие орфограммы встретились в тексте, привести примеры. Продолжить рассказ, придумать свою концовку. Продолжить рассказ, придумать свою концовку. Ориентировочный план 1. Возле болота. 1. Возле болота. 2. Мертвая лосиха. 2. Мертвая лосиха. 3. Измученный лосенок. 3. Измученный лосенок. 4. Радость собаки. 4. Радость собаки.

Богатство природы Быстрый ручей громко журчал в зарослях черемухи. Но вот выбежал он на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил. Со всех сторон к шумному ручью стекались дру­гие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедли­лось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различ­ные животные. На поверхности воды закачались белые кувшин­ки. Птицы свили гнездо на высоком берегу. Быстрый ручей громко журчал в зарослях черемухи. Но вот выбежал он на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил. Со всех сторон к шумному ручью стекались дру­гие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедли­лось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различ­ные животные. На поверхности воды закачались белые кувшин­ки. Птицы свили гнездо на высоком берегу. Вода несет жизнь растениям, птицам, животным. Чистая вода - главное богатство природы. Берегите воду! Вода несет жизнь растениям, птицам, животным. Чистая вода - главное богатство природы. Берегите воду! (73 слова) (73 слова) Словарная работа Запись на доске: в зарослях, на утреннем, стекались, замед­лилось, на поверхности, богатство. Анализ текста Беседа Откуда берет начало ручей? Откуда берет начало ручей? Почему он становится шире и глубже? Почему он становится шире и глубже? Почему замедлилось течение ручья? Почему замедлилось течение ручья? Чем стал ручей? Чем стал ручей? Кого приютила речка? Кого приютила речка? Что несет в себе вода? Что несет в себе вода? Как нужно относиться к воде? Как нужно относиться к воде? В каком предложении заключается главная мысль текста? В каком предложении заключается главная мысль текста?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение описание. Выписать глаголы, характеризующие действие предмета (журчал, выбежал, спешил, становится). Выписать глаголы, характеризующие действие предмета (журчал, выбежал, спешил, становится). Подчеркнуть орфограммы в этих словах, объяснить их. Подчеркнуть орфограммы в этих словах, объяснить их. Назвать слова из текста с переносным значением (ручей выбежал; ручей спешил; вода несет жизнь). Назвать слова из текста с переносным значением (ручей выбежал; ручей спешил; вода несет жизнь). Назвать восклицательное предложение. С какой целью автор включил его в текст? Назвать восклицательное предложение. С какой целью автор включил его в текст? Назвать предложение с однородными членами. Назвать предложение с однородными членами. Ориентировочный план 1. Путь ручейка. 1. Путь ручейка. 2. Превращение ручья в речку. 2. Превращение ручья в речку. 3. Речная жизнь. 3. Речная жизнь. 4. Главное богатство природы. 4. Главное богатство природы.

Примеры текстов 4 класс Родник Однажды шел по тропе охотник. Сел он недалеко от тропы у самого оврага отдохнуть и разглядывал ползающих по земле жуков и букашек. Но вот взгляд задержался на дне оврага... Однажды шел по тропе охотник. Сел он недалеко от тропы у самого оврага отдохнуть и разглядывал ползающих по земле жуков и букашек. Но вот взгляд задержался на дне оврага... Охотник разгреб камешки. Земля под ними была сырая прохладная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал он долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в нее. Из дна ямки медленно сочилась вода. Охотник вытер о траву руку, не своди глаз с ямки. А ямка наполнилась до краев, вода из нее потекла по дну оврага тонкой извилистой струйкой. Охотник разгреб камешки. Земля под ними была сырая прохладная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал он долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в нее. Из дна ямки медленно сочилась вода. Охотник вытер о траву руку, не своди глаз с ямки. А ямка наполнилась до краев, вода из нее потекла по дну оврага тонкой извилистой струйкой. Вода все светлела и, наконец, сделалась прозрачной, как хрусталь. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и пил ее жадно, словно не пивал ничего вкуснее. Вода все светлела и, наконец, сделалась прозрачной, как хрусталь. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и пил ее жадно, словно не пивал ничего вкуснее. Напившись, охотник ушел, а родник продолжал жить. Струй­ка из него пересекла тропу и побежала дальше по оврагу. Напившись, охотник ушел, а родник продолжал жить. Струй­ка из него пересекла тропу и побежала дальше по оврагу. (123 слов) (По Г.Боровикову) Словарная работа Запись слов на доске: ползающих, разгреб, в валежнике, сочилась, извилистой, припал. Анализ текста Беседа Почему его взгляд задержался на дне оврага? Почему его взгляд задержался на дне оврага? Как охотник «открыл» родник? Как охотник «открыл» родник? Какой была вода в роднике, с чем ее сравнил автор? Какой была вода в роднике, с чем ее сравнил автор? Какова, по вашему мнению, дальнейшая судьба родника? Какова, по вашему мнению, дальнейшая судьба родника?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Подобрать к тексту свой заголовок. Подобрать к тексту свой заголовок. Подобрать синонимы к словам глядеть, сочилась. Подобрать синонимы к словам глядеть, сочилась. Найти предложение с однородными сказуемыми. Найти предложение с однородными сказуемыми. Назвать встретившиеся в тексте орфограммы, привести при­меры. Назвать встретившиеся в тексте орфограммы, привести при­меры. Ориентировочный план 1. Шел по тропе охотник. 1. Шел по тропе охотник. 2. Из ямки сочилась вода. 2. Из ямки сочилась вода. 3. Не пивал ничего вкуснее. 3. Не пивал ничего вкуснее. 4. Родник продолжал жить. 4. Родник продолжал жить.

Лекарство для лося Небо чуть заалело на востоке. Мы с дедом вышли из дерев­ни и отправились к дальнему лесу за малиной. Крупная сочная яго­да уродилась в этом году. Небо чуть заалело на востоке. Мы с дедом вышли из дерев­ни и отправились к дальнему лесу за малиной. Крупная сочная яго­да уродилась в этом году. Мы подошли к опушке. Небо просветлело. Выглянуло солнце. Дружно запели птицы. Вдруг из зарослей малины вышел лось. Мы отошли в сторону, спрятались за толстым деревом и стали наблюдать. Мы подошли к опушке. Небо просветлело. Выглянуло солнце. Дружно запели птицы. Вдруг из зарослей малины вышел лось. Мы отошли в сторону, спрятались за толстым деревом и стали наблюдать. Великан потянул влажный воздух широкими ноздрями. Он вяло переступал с ноги на ногу. Ему трудно было стоять. Суставы его ног опухли. Лось подошел к березке. Там пестрели красные с белыми пятнышками ядовитые мухоморы. Лось осторожно на­гнул голову, подхватил толстыми губами красный мухомор и стал жевать. Великан потянул влажный воздух широкими ноздрями. Он вяло переступал с ноги на ногу. Ему трудно было стоять. Суставы его ног опухли. Лось подошел к березке. Там пестрели красные с белыми пятнышками ядовитые мухоморы. Лось осторожно на­гнул голову, подхватил толстыми губами красный мухомор и стал жевать. Я чуть было не крикнул. Меня остановил дед. Он сказал мне, что так лось лечится. Я чуть было не крикнул. Меня остановил дед. Он сказал мне, что так лось лечится. (113 слов) Словарная работа Запись слов на доске: заалело, суставы, осторожно, лечится. Анализ текста Беседа Куда отправились мальчик с дедушкой? Куда отправились мальчик с дедушкой? Какая стояла погода? Какая стояла погода? Кто проявился из зарослей малинника? Кто проявился из зарослей малинника? Как вел себя лесной великан? Как он выглядел? Как вел себя лесной великан? Как он выглядел? Что сделал лось? Что сделал лось? Почему мальчик чуть было не крикнул? Почему мальчик чуть было не крикнул? Что сказал дедушка мальчику? Что сказал дедушка мальчику?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Выписать однокоренные слова, выделить корень (малинка, малинник). Выписать однокоренные слова, выделить корень (малинка, малинник). Выписать глаголы, определить их время, число, род. Выписать глаголы, определить их время, число, род. Сделать звуко-буквенный анализ слов ядовитые, заалело. Сделать звуко-буквенный анализ слов ядовитые, заалело. Назвать встретившиеся в тексте орфограммы, привести при­меры. Назвать встретившиеся в тексте орфограммы, привести при­меры. Ориентировочный план 1. В лес за малиной. 1. В лес за малиной. 2. Появление лося. 2. Появление лося. 3. Больной зверь. 3. Больной зверь. 4. Ядовитое лекарство. 4. Ядовитое лекарство.

Умный ежик Однажды я шел по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ежик не двигался с места. Я взял ежика и отнес в густой малин­ник. Но через некоторое время еж снова появился на дорожке. Я опять понес его в малинник. Однажды я шел по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ежик не двигался с места. Я взял ежика и отнес в густой малин­ник. Но через некоторое время еж снова появился на дорожке. Я опять понес его в малинник. Через некоторое время зверек снова показался на садовой дорожке. Я внимательно оглядел его. На спине у ежа я заметил глубокую рану. Я осторожно взял его и принес домой. Дома я промыл рану, смазал ее йодом. Еж лежал спокойно. После ле­чения он с удовольствием полакал молока из миски, оглядел ком­нату. Ежик тихо отправился к двери, а затем в знакомый малинник. Через некоторое время зверек снова показался на садовой дорожке. Я внимательно оглядел его. На спине у ежа я заметил глубокую рану. Я осторожно взял его и принес домой. Дома я промыл рану, смазал ее йодом. Еж лежал спокойно. После ле­чения он с удовольствием полакал молока из миски, оглядел ком­нату. Ежик тихо отправился к двери, а затем в знакомый малинник. Счастливого тебе пути, ежик! Живи долго. Счастливого тебе пути, ежик! Живи долго. (103 слова) Словарная работа Запись слов на доске: наткнулся, внимательно, йодом, удо­вольствие. Анализ текста Беседа С кем встретился автор текста? С кем встретился автор текста? Где это произошло? Где это произошло? Как вел себя ежик? Как вел себя ежик? Что обнаружилось на спинке зверька? Что обнаружилось на спинке зверька? Как поступил человек? Как поступил человек? Что произошло дальше? Что произошло дальше? Как вы относитесь к поступку человека? Как вы относитесь к поступку человека?Задания Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Определить характер текста: повествование, рассуждение, описание. Первое предложение разобрать по членам, назвать части речи. Первое предложение разобрать по членам, назвать части речи. Выписать наречия, поставить вопросы к ним. Выписать наречия, поставить вопросы к ним. Назвать восклицательное предложение, определить его роль и тексте. Назвать восклицательное предложение, определить его роль и тексте. Определить падеж имен существительных. Определить падеж имен существительных. Ориентировочный план 1. Встреча в саду. 1. Встреча в саду. 2. Раненый ежик. 2. Раненый ежик. 3. Лечение в доме у человека. 3. Лечение в доме у человека. 4. Снова на волю! 4. Снова на волю!

Результат работы Результатами данной работы является активная жизненная позиция учеников. Они, в меру своих возможностей, помогают окружающей природе. Активно участвуют в ежегодных акциях: «В гостях у пернатых», (Ребята учится любовному отношению к окружающему нас природному богатству, понимать многообразие тайн, скрытых в природе «Покормите птиц зимой», (Дети учатся заботиться о сообщест­ ве живого с пониманием, состраданием и любовью) «Оставим елочку в лесу», (раскрывается отрицатель­ное влияние вмешательства че­ловека в жизнь дикой природы) «В гостях у природы». (Учится правилам поведения в лесу) Ребята совместно с родителями изготавливают кормушки и скворечники. Ежемесячно проводятся экологические рейды по территории школы и села. Ребята активно участвуют в конкурсах рисунков, стихов, рассказов и добиваются хороших результатов.

Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить... Природой называется все это, Давайте же с природою дружить! Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубиться на заре тумана дым... Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим! Прекрасный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда... Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда!