Проектирование в деятельности педагога дополнительного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа нормативная модель совместной деятельности педагога и воспитанников, определяющая содержание образования определенного уровня.
Advertisements

Дещеня Е.Г. – методист ЦДО «Дружба». Образовательная программа нормативная модель совместной деятельности педагога и воспитанников, определяющая содержание.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Составление программ дополнительного образования.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Методическая разработка по теме: Презентация "Образовательная программа дополнительного образования"
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Технология разработки образовательных программСтруктура программы Титульный лист ОглавлениеВведение Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Основные требования и структура программы дополнительного образования детей по состоянию на 2015 год.
Требования к содержанию дополнительных образовательных программ.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Транксрипт:

Проектирование в деятельности педагога дополнительного образования

ПРОЕКТ = ЗАМЫСЕЛ (ПЛАН, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ)

Алгоритм разработки проекта Выявление проблемы (потребности) Выявление проблемы (потребности) Определение условий, механизмов ее решения Определение условий, механизмов ее решения Постановка цели, направленной на решение проблемы (удовлетворение потребности) Постановка цели, направленной на решение проблемы (удовлетворение потребности) Прогнозирование результатов Прогнозирование результатов

Планирование действий (мероприятий) по достижению намеченной цели = ПРОЕКТ Планирование действий (мероприятий) по достижению намеченной цели = ПРОЕКТ Реализация запланированных действий Реализация запланированных действий Оценка эффективности Оценка эффективности Внесение необходимых коррективов Внесение необходимых коррективов (по необходимости) = ПРОЕКТ * (по необходимости) = ПРОЕКТ *

Виды проектов Инновационный проект Инновационный проект Исследовательский проект Исследовательский проект Проект мероприятия (сценарный план, сценарий) Проект мероприятия (сценарный план, сценарий) Проект учебного занятия (план- конспект) Проект учебного занятия (план- конспект) Образовательная программа – особый вид проекта Образовательная программа – особый вид проекта

Проекты различаются: Назначением Назначением Целевыми установками Целевыми установками Содержанием Содержанием Структурой Структурой

Структура исследовательского проекта Название темы исследования Название темы исследования Характеристика авторского коллектива; ФИО, должность,учёная степень и звание научного руководителя проекта Характеристика авторского коллектива; ФИО, должность,учёная степень и звание научного руководителя проекта Обоснование актуальности темы исследования Обоснование актуальности темы исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Цель и задачи исследования Цель и задачи исследования Гипотеза исследования Гипотеза исследования Методы исследования Методы исследования Сроки проведения и основные этапы исследования Сроки проведения и основные этапы исследования Ожидаемые результаты, показатели и критерии оценки эффективности этих результатов Ожидаемые результаты, показатели и критерии оценки эффективности этих результатов Форма представления результатов Форма представления результатов Состав участников, база Состав участников, база Литература Литература

Объект исследования- педагогическое Объект исследования- педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться (исследоваться). Например: - коллектив воспитанников Например: - коллектив воспитанников - учебно-воспитательный процесс - учебно-воспитательный процесс Предмет исследования – конкретная часть объекта или процесс происходящий, который исследуется. Например: если объект – учебно-воспитательный процесс, то предмет – механизм отбора детей, Например: если объект – учебно-воспитательный процесс, то предмет – механизм отбора детей, - механизм интенсификации обучения и т. д.

Цель и задачи Цель – конкретный, охарактеризованный качественно (и если возможно количественно) предполагаемый результат, которого воспитанник реально может достичь к определённому моменту времени. Цель – конкретный, охарактеризованный качественно (и если возможно количественно) предполагаемый результат, которого воспитанник реально может достичь к определённому моменту времени. Формулировка цели начинается с глагола ( выяснить, определить, сформировать, обосновать, создать и др.) Формулировка цели начинается с глагола ( выяснить, определить, сформировать, обосновать, создать и др.) Задачи – конкретизированные, более частные цели Задачи – конкретизированные, более частные цели

Гипотеза Гипотеза – развёрнутое предположение, где максимально подробно изложена модель, общая методика, система мер, механизм того нововведения, за счёт которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Гипотеза – развёрнутое предположение, где максимально подробно изложена модель, общая методика, система мер, механизм того нововведения, за счёт которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения с придаточным условием («Если …, то …» или «Чем …, тем …»). Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения с придаточным условием («Если …, то …» или «Чем …, тем …»). В ходе исследования гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться. В ходе исследования гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Сроки и этапы исследования Сроки – время начала, предполагаемого завершения. Сроки – время начала, предполагаемого завершения. Этапы исследования: Этапы исследования: - аналитико-диагностический ( анализ затруднений педагога, выявление проблемы и обоснование её актуальности) - проектный (прогностический) ( постановка цели, её декомпозиция в веер задач, построение модели новой технологии, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов – разработка развёрнутой программы исследования) - внедренческий ( распространение общей методики ) - обобщающий ( обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ результатов, описание хода исследования)

Прогноз и форма предоставления результатов Прогноз – возможных (ожидаемых) результатов; Прогноз – возможных (ожидаемых) результатов; - возможных потерь, негативных последствий4 - компенсация этиз потерь и последствий. Форма предоставления результатов Форма предоставления результатов - письменный отчёт, - текст доклада, - методические рекомендации, - статьи в журнал, - диссертация и др.

Образовательная программа нормативная модель совместной деятельности педагога и воспитанников, определяющая содержание образования определенного уровня и направленности, последовательность действий и способы достижения поставленной цели нормативная модель совместной деятельности педагога и воспитанников, определяющая содержание образования определенного уровня и направленности, последовательность действий и способы достижения поставленной цели

Дополнительные образовательные программы подразделяются: по типу - примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и авторские; по типу - примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и авторские; по способу организации содержания образования - узкопрофильные, интегрированные и комплексные; по способу организации содержания образования - узкопрофильные, интегрированные и комплексные; по уровню освоения содержания образования - программы общекультурного, углубленного и профессионально-ориентированного уровней; по уровню освоения содержания образования - программы общекультурного, углубленного и профессионально-ориентированного уровней;

Дополнительные образовательные программы подразделяются: по направленности дополнительного образования - программы научно-технической, спортивно-технической, физкультурно- спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей; по направленности дополнительного образования - программы научно-технической, спортивно-технической, физкультурно- спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей; по возрастному диапазону учащихся (уровню реализации) - программы для дошкольников, для учащихся начальной, основной и средней школы; по возрастному диапазону учащихся (уровню реализации) - программы для дошкольников, для учащихся начальной, основной и средней школы; по продолжительности реализации - одногодичные, двухгодичные и т.д. по продолжительности реализации - одногодичные, двухгодичные и т.д.

Примерная (типовая) программа это программа, утвержденная органом управления образованием и рекомендованная в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности; это программа, утвержденная органом управления образованием и рекомендованная в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности; ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков

Модифицированная (адаптированная) программа это программа, в основу которой положена примерная программа, измененная с учетом особенностей ОУ, возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся, режима и продолжительности освоения содержания образования; диагностика результатов предполагает демонстрацию достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, конкурсах, соревнованиях, конференциях и т.д., при этом важны и количественные показатели сформированности знаний, умений и навыков это программа, в основу которой положена примерная программа, измененная с учетом особенностей ОУ, возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся, режима и продолжительности освоения содержания образования; диагностика результатов предполагает демонстрацию достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, конкурсах, соревнованиях, конференциях и т.д., при этом важны и количественные показатели сформированности знаний, умений и навыков

Авторская программа это программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов и содержащая до 70% нового материала (либо по содержанию предмета, либо по методам, приемам и формам реализации); это программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов и содержащая до 70% нового материала (либо по содержанию предмета, либо по методам, приемам и формам реализации); авторская программа должна сопровождаться рецензиями 2-х независимых экспертов, результатами психологической или педагогической диагностик авторская программа должна сопровождаться рецензиями 2-х независимых экспертов, результатами психологической или педагогической диагностик

Узкопрофильная программа – это программа, содержание которой составляет одно направление деятельности или одну область научного знания Узкопрофильная программа – это программа, содержание которой составляет одно направление деятельности или одну область научного знания Интегрированная программа – это программа, направленная на изучение определенной области знания, а также смежных с ней направлений (реализует один педагог) Интегрированная программа – это программа, направленная на изучение определенной области знания, а также смежных с ней направлений (реализует один педагог)

Комплексная программа предполагает определенное соединение отдельных областей знания, направлений, видов деятельности, процессов в некое целое (преподавание осуществляют несколько педагогов) предполагает определенное соединение отдельных областей знания, направлений, видов деятельности, процессов в некое целое (преподавание осуществляют несколько педагогов) Это система, в основании которой – цель программы, а все составляющие – взаимозависимы и взаимосвязаны. Это система, в основании которой – цель программы, а все составляющие – взаимозависимы и взаимосвязаны. К таким программам относятся программы школ, студий и т.п. с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, объединенных одной концепцией, едиными принципами деятельности К таким программам относятся программы школ, студий и т.п. с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, объединенных одной концепцией, едиными принципами деятельности

Программа общекультурного уровня предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в данной образовательной области, обогащение опыта общения и совместной деятельности в ходе освоения программы Программа общекультурного уровня предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в данной образовательной области, обогащение опыта общения и совместной деятельности в ходе освоения программы Программа углубленного уровня предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности Программа углубленного уровня предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности

Программа профессионально- ориентированного уровня предусматривает достижение высоких показателей образованности в какой- либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения, Программа профессионально- ориентированного уровня предусматривает достижение высоких показателей образованности в какой- либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения, готовность к освоению программ специального (начального, среднего, высшего) образования готовность к освоению программ специального (начального, среднего, высшего) образования

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от

Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности; укрепление психического и физического здоровья детей; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога д/о с семьей взаимодействие педагога д/о с семьей

Структура программы Титульный лист Титульный лист Пояснительная записка Пояснительная записка Учебно-тематический план Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Список литературы Список литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г.ЧЕЛЯБИНСКА УТВЕРЖДЕНА Научно-методическим Советом ДДТ «____»_________200__г. Директор ДДТ_______ Л. Д. Алимова ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир керамики» срок реализации программы: 3 года возрастная категория учащихся: лет АВТОР: ИВАНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСК 2005

Информационная карта (не требуется) ВАРИАНТ Горского или др. вариант ВАРИАНТ Горского или др. вариант Образовательная программа «Волшебный мир керамики» Ф.И.О. педагога: Иванова Светлана Юрьевна Тип программы: модифицированная Вид программы: узкопрофильная Уровень освоения СО: углубленный Продолжительность освоения программы: 3 года Уровень реализации: основное, среднее общее образование образование

Пояснительная записка следует раскрыть: направленность дополнительной образовательной программы; направленность дополнительной образовательной программы; новизну (для программ, претендующих называться авторскими), актуальность, педагогическую целесообразность; новизну (для программ, претендующих называться авторскими), актуальность, педагогическую целесообразность; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; цель и задачи дополнительной образовательной программы; цель и задачи дополнительной образовательной программы; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы), принципы отбора содержания образования; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы), принципы отбора содержания образования; формы работы с обучающимися и режим занятий (СанПиН); формы работы с обучающимися и режим занятий (СанПиН); условия реализации программы; условия реализации программы; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Учебно-тематический план (по годам обучения) раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия

Оформление УТП Наименование разделов и тем Общее кол-во часов В том числе: теорети ческих практи ческих 1. Название раздела 1.1 Название темы Название раздела …… Итого:

Содержание образования краткое описание тем (разделов, блоков) в порядке их представления в УТП краткое описание тем (разделов, блоков) в порядке их представления в УТП Тема Тема Цель Цель Теоретические сведения Теоретические сведения Понятийный аппарат (тезаурус, глоссарий, ключевые слова, термины) Понятийный аппарат (тезаурус, глоссарий, ключевые слова, термины) Практическая работа Практическая работа Воспитательный аспект Воспитательный аспект УМК, формы и методы работы (могут быть отражены в др. разделах программы) УМК, формы и методы работы (могут быть отражены в др. разделах программы) Ожидаемые результаты (компетенция учащихся): Ожидаемые результаты (компетенция учащихся): должны знать должны знать должны уметь должны уметь

Методическое обеспечение программы В этом разделе программы необходимо: перечислить используемые дидактические материалы (наглядные пособия, демонстрационный, раздаточный материал, инструкционные карты, рабочие тетради); перечислить используемые дидактические материалы (наглядные пособия, демонстрационный, раздаточный материал, инструкционные карты, рабочие тетради); дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы: кадровых, материально-технических (оборудование, инструменты и материалы) и пр. дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы: кадровых, материально-технических (оборудование, инструменты и материалы) и пр.

Каталог дидактических пособий п/п п/п Название метод. матери ала Форма метод. матери ала Раздел (тема) программы Методика применения 1 Длитель- ности нот Плакат- схема 2 раздел. Нотная азбука. Тема 2.3. Длитель- ности нот Наглядное пособие (объяснение нового), рабочая таблица, тестовый материал (закрепление)

Методическое обеспечение программы представить контрольно-измерительные материалы (анкеты, тесты, контрольные задания, викторины и пр.), представить контрольно-измерительные материалы (анкеты, тесты, контрольные задания, викторины и пр.), приложить разработки занятий, мероприятий, методические рекомендации приложить разработки занятий, мероприятий, методические рекомендации отметить, какие формы занятий планируется использовать (учебное занятие, интегрированное, экскурсия, круглый стол и пр.), пояснить, чем обусловлен выбор таких форм; отметить, какие формы занятий планируется использовать (учебное занятие, интегрированное, экскурсия, круглый стол и пр.), пояснить, чем обусловлен выбор таких форм; описать основные методы организации образовательного процесса описать основные методы организации образовательного процесса

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Наиме нование темы Форма органи зации УВП Форма органи зации деят-ти уч-ся Мето ды Дидак тичес кий комп лекс Форма подве дения итогов

Список литературы Необходимо привести два списка: Необходимо привести два списка: один для педагогов, другой для воспитанников (их родителей). один для педагогов, другой для воспитанников (их родителей). Литературные источники перечисляются в алфавитном порядке и нумеруются. Указывается автор, название, место издания, издательство, год издания. Литературные источники перечисляются в алфавитном порядке и нумеруются. Указывается автор, название, место издания, издательство, год издания. Н а п р и м е р: 1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004.