Печорин как «портрет поколения» Выполнил : Ученик 9 «Б» класса Жуков Никита.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Драма светской личности » Выполнил ученик 9 класса «В» МОУ «СОШ р. п. Озинки» Фоменко Никита Учитель Родинова Т. В.
Advertisements

Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско- Ахтарского района, Уринова Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов.
«И СТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ » В РОМАНЕ М. Ю. Л ЕРМОНТОВА «Г ЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ » МБОУ «Верхопенская СОШ имени М.Р.Абросимова» Выполнила: Ученица 9-а класса.
Печорин – «злой гений» или жертва общества? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок-дискуссия.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
Цель: понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного «истощения жара души». Любовь и дружба в жизни.
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
Любовь и дружба в жизни Григория Александровича Печорина Селиванова ГГ Яренск, Архангельская область.
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
Выполнила ученица 9 класса Балабанова Лариса. М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого,
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
« Ночное светило русской поэзии ». В русской литературе М. Ю. Лермонтов продолжал дело А. С. Пушкина. Стихотворение « Смерть поэта » возвестило о рождении.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка.
Транксрипт:

Печорин как «портрет поколения» Выполнил : Ученик 9 «Б» класса Жуков Никита

План 1.Предисловие 2.Образ Печорина 3)Печорин как лишний человек 4)Противоречия образа Печорина 5)Разрыв между поступком и результатом 6) Свобода как высшая ценность для Печорина 7) Рефлексия Печорина 8)Любовь в жизни героя 9)Заключение

« Этот портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». «было весело рисовать современного человека, каким «…» он его «…» слишком часто встречал» Предисловие к роману «Герой нашего времени»

Образ Печорина Образ Печорина одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» Печорин личность неординарная и спорная. Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…»

Конкретное и обобщенное в образе Печорина Из всех философских проблем романа концепция личности – центральная в нем. Это определено сознательно самим Лермонтовым, а в предисловии к Журналу Печорина от имени повествователя написавшего : «Истории души человеческой …едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» Образ Печорина - интереснейшее явление в литературе, так как писателю удалось создать обобщенный тип личности. Но это еще и портрет героя конкретной эпохи, ведь Печорин жил в конкретное время и стал носителем его особенностей. Это последекабристская эпоха, о которой прекрасно написал Герцен: « На поверхности видны были только потери, жестокая реакция, внутри же совершалась великая работа...глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная». Результаты этой работы – право осмыслить себя в контексте истории, что дано не многим.

Печорин как герой своего времени Печорин - человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные проступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, Печорин на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем - дано не каждому. Исповедуясь, Печорин ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния.Цель Печорина - безраздельная власть над окружающими. Тем настойчивей он подчеркивает, что страдаем от скуки и «очень достоин сожаления».

Корни индивидуализма Печорина Корни его индивидуализма – в атеистическом взгляде на жизнь. Он не способен верить в высшие ценности, подчиняться христианской этике и нравственно совершенствоваться. Это начало переоценки общественных ценностей и крушение авторитетов, то есть формирование общественного сознания. Вот почему образ Печорина эпохальное явление в русской литературе: « Есть переходные полосы государственной жизни, где религиозная и всякая идея нравственности теряется, как в России»

Печорин как лишний человек Образ Печорина дал русской литературе понятие «лишний человек», определенный Герценом: «Печальный тип лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и в городах». Критик имеет в виду распространяющееся общественное явление, закрепленное за этим термином. « Лишними они стали потому, что в развитии идут дальше большинства, развиваясь в личность, что в условиях обезличенной николаевской России было одним из самых трагичных положений». – продолжает Герцем. А.И. Герцен

Противоречия образа Печорина Образ Печорина раскрывается постепенно, в соотношении нравственной и физической природы, социального и психологического, видового и родового начал. Он помещен в различные этнические и социальные группы, и благодаря этому все более раскрывается его личность, потребности и возможности. Печорин – дворянин – интеллигент николаевской эпохи, ее продукт, герой и жертва, чья душа испорчена светом, разорвана на две половинки, «лучшая из которых высохла, испарилась, умерла…; тогда как другая …жила к услугам каждого» Печорин способен осознавать себя, анализировать поступки и признавать ошибки, задавать вопросы о своем предназначении, а не просто играть навязанную обществом социальную роль.

Разрыв между поступком и результатом Много раз говорилось о разрыве между неукротимой деятельностью Печорина и результатом его поступков, что сознает сам герой: « гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума». Он отвергает уготованные судьбой роли, пытаясь угадать свое назначение: «Верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Герой понимает невозможность реализации: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками». Это определяет горечь всех его размышлений, пустоту жизни, объясняет его социальную апатию.

Свобода как высшая ценность для Печорина Эту выбранную свободу лишнего человека высоко оценил Герцен: «Не домогаться ничего, беречь свою независимость, не искать места – все это при деспотическом режиме называется быть в оппозиции». У Печорина есть одна цель – постижение возможностей личности, отсюда бесконечная цепь его экспериментов над собой и другими. Это сфера его свободы : «Отчего я так дорожу ею? что мне в ней? Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего?» В результате она растрачена на интриги и рождает презрение к самому себе: « Я иногда себя презираю»

Рефлексия Печорина Способность к самоанализу называется рефлексией, благодаря ей герой выстраивает свою личность, ведь «душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет» В неукротимой деятельности Печорина – концепция личности, так как человек достигает вершин личности в свободном энергичном поступке, исходя из своих потребностей действовать, а не выполнять предназначенное. Движущее начало поступков Печорина – интеллектуальная воля, а не страсти: « Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает»

Любовь в жизни героя « При возможности потерять ее навеки Вера стала…дороже всего на свете» - вот мотивация сумасшедшей погони. Герой не привык терять тех, кто подчинен его воле. Герой честен перед собой: « Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». И счастье для героя – « насыщенная гордость». Вот в чем роль женских образов: через отношения с героинями раскрывается эгоистическая сущность Печорина, его неспособность любить и приносить счастье, так как для этого необходимо жертвовать собой.

Заключение Критики проводят связь между стихотворением «Дума» и романом Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени», где остро поставлен вопрос о портрете современного поколения: Печально я гляжу на наше поколенье!.. * Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом… * К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властью - презренные рабы… * Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда…

Литература 1 )«М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год. 2) «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.