Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции. Цель урока : интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ Функции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к ЕГЭ Часть В. Обособленные члены предложения Автор: Захарьина Е.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции.
Художественный стиль Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных,
Художественный стиль Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных,
Анализ текста по С. Качалкову «На этого человека нельзя смотреть без смеха…»
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
Уроки русского языка в 8 классе Автор: учитель Лебедева Евгения Игоревна, МОУ Новлянская основная общеобразовательная школа Заволжского района Ивановской.
Из педагогического опыта. Классный час «Толерантность и мы». Республика Коми, МОУ «СОШ» с. Мордино, Канева Д.Н. Цель: способствовать воспитанию свойств.
ГРУППА «ПЧЁЛКИ». Мамин день - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
29 ноября- День матери Нынче праздник! Праздник бабушек и мам, Это самый добрый праздник, Осенью приходит к нам.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему: "Толерантность. Мы все такие разные, но мы вместе".
УРОК 5 Тема :«Добро и зло». «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» Римлянам.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Классный час в 10 классе «Путь к себе» «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек.»
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский.
Транксрипт:

Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции. Цель урока : интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ Функции композиции: - донести авторскую мысль и содержание текста до читателя - сохранить эмоциональный интерес к тексту. Композиционные приёмы: - Повтор – повторяющиеся детали, образы, слова, фразы становятся леймтотивом текста. - Усиление используется, когда требуется усилить впечатление путём подбора однородных образов или деталей. - Противопоставление построено на антитезе контрастных образов. - Зеркальная композиция – объединение приёмов повтора и противопоставления (две ситуации с точностью до наоборот в разных частях текста). - Монтаж, при котором два образа, расположенные в тексте рядом рождают некоторый новый, третий смысл, появляющийся от их соседства.

Какие чувства вызывают у вас смысловые части прочитанного текста? Смысловые части текста Впечатление от прочитанного 1-6 предлож.Негативное отношение к герою создают Портрет: «Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку». Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит». Манера говорить: « У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается». Образ жизни: «..жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей».Оценка, которую ему дали окружающие: «Беспутный» 7-11 предлож 1) Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке 2) Настораживает содержание 9 предл.: «любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучит уму-разуму» предлож.Негативное отношение к герою сменяется жалостью к нему; возникает недоумение и неприязненное отношение к жителям деревни, возмущение их поведением: «..все, кому жаловался, только смеялись: - Сашка, у тебя голова не может болеть: она же пустая» предлож.Негодование: Человеку за сорок, а сельчане настолько пренебрежительно относились к нему, что даже не знали отчества.. (А ведь «по батюшке его величали Григорьевич» предлож.Сочувствие, жалость, боль, раскаяние и отчаяние: ничего нельзя исправить; не стало человека с чистой и бесхитростной душой.

Выводы: В портретной характеристике нет авторского отношения к герою. Восприятие его односельчанами не помогают нам раскрыть характер героя. В тексте нет прямых авторских оценок герою. Что же помогло увидеть идею текста? Композиция

Композиционный анализ(анализируем): Заголовок, эпиграф(если они есть), первое и последнее предложения; Первое предложениеПоследнее предложение 1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. 29) Женщины не выдержали и в голос заплакали. Вывод: прием зеркальной композиции, основанный на повторе-перекличке между началом и финалом текста.

Композиционный анализ(анализируем): Повтор, создающий усиление: «беспутный», «нелепый».

Композиционный анализ(анализируем): Противопоставление: Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. 3) У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем- то горячо возмущается.4) Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит.5) «Беспутный» - так с ворчливой укоризной На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребёнка. 23) Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. 24) Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. 25) И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей. Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой.

Композиционный анализ(анализируем): Противопоставление: «Жаловался» «Смеялись» «Ветхий домик», «избушка», «маленькая каморка». «Большая картина». Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму- разуму...как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. 28) А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица.

Выводы. Противопоставление помогает: Увидеть индивидуальные особенности характера героя – его незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту; Переоценить своё отношение к герою, жителям деревни, окружающим людям. Проникнуть во внутренний мир героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающую истинную сущность героя: непритязательную красоту и доброту души; Понять бездушное отношение односельчан к Сашке Бозину;

Композиционный анализ(анализируем): Монтаж(два образа, расположенные рядом рождают некоторый новый третий смысл). Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. 28) А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. Возникает смысловой ряд: ангел – сын, отец – Бозин. «Голубые очи» ангела ищут «родное лицо».

Композиционный анализ помог раскрыть авторскую позицию: Недопустимо пренебрежительное отношение к любому человеку: это бездушно, безнравственно, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный. Односельчане лишены важнейшего человеческого качества: любви к ближнему, они не ценили Сашку, считали его беспутным, т.е. лишённым разумной цели, разумного основания.

Общий вывод: Композиционные приёмы, выбранные С,Качалковым, помогли ему не только предельно концентрировать события рассказа, но и найти решение важных нравственных и философских проблем.

Людей неинтересных в мире нет.. Людей неинтересных в мире нет Их судьбы – как истории планет У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знаем в сущности о них. И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой.. Всё это забирает он с собой. Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы, зная всё, не знаем ничего. Уходят люди….Их не возвратить Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.. Е. Евтушенко.

Как наши выводы соотносятся со стихотворением? ( начните свои высказывания со слов): Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая… Каждый человек, независимо от его облика, это… Уникальность каждого человека в том, что Если уклад жизни какого-то человека отличается от нашего, то мы даже можем позволить себе…, а это… Мы не всегда способны понять внутренний мир другого, и это становится.. Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается.. Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание…