Диагностика ценностных ориентаций школьников и педагогов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Advertisements

Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Адаптация десятиклассников. Старшеклассник прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен.
МБОУ«Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми В ПОИСКАХ СВОЕГО Я Программа развития самосознания учащихся 8-х классов Программу разработали:
Транксрипт:

Диагностика ценностных ориентаций школьников и педагогов

Данная диагностика проводилась среди старшеклассников школы (9-11 классы). Данная диагностика проводилась среди старшеклассников школы (9-11 классы). (методика М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой) (методика М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой) Цель проведения диагностики: Цель проведения диагностики: определение уровня базовых ценностей личности; определение уровня базовых ценностей личности; изучение ценностных ориентаций старшеклассников. изучение ценностных ориентаций старшеклассников.

Шкала «Познание как ценность». Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию. Шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.

Шкала «Я-ценность». Вопросы ориентированы на выявление отношения под­ Вопросы ориентированы на выявление отношения под­ ростка (позитивного или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть. ростка (позитивного или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть.

Шкала «Другой-ценностъ». Указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого. Указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого. Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные отношения. Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Шкала «Общественно полезная деятельность». Показывает, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других. Показывает, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.

Шкала «Ответственность как ценность». Вопросы, адресованные учащимся, выявляют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам. Вопросы, адресованные учащимся, выявляют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам. Данную шкалу следует признать крайне важной в плане формирования социально-адаптивной личности. Данную шкалу следует признать крайне важной в плане формирования социально-адаптивной личности.

1. Шкала «Познание как ценность»: 43% старшеклассников находится на среднем уровне. Это свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной жизненной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков не произошло; 43% старшеклассников находится на среднем уровне. Это свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной жизненной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков не произошло; у 37% старшеклассников – потребность в познании минимальная (низкий уровень). Учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от него приложения каких- либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности; у 37% старшеклассников – потребность в познании минимальная (низкий уровень). Учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от него приложения каких- либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности; только у 18% учащихся велика потребность в познании (высокий уровень), а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни. только у 18% учащихся велика потребность в познании (высокий уровень), а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.

2. Шкала «Я-ценность»: 78% учащихся уделяет собственному «Я» достаточно много внимания (средний уровень), старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения; 78% учащихся уделяет собственному «Я» достаточно много внимания (средний уровень), старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения; 11% старшеклассников редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе (низкий уровень). Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самовосприятия и самоуважения. 11% старшеклассников редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе (низкий уровень). Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самовосприятия и самоуважения. 10% имеют сформированную структуру «Я» подростка, высокую степень позитивного самовосприятия; умеют самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности. 10% имеют сформированную структуру «Я» подростка, высокую степень позитивного самовосприятия; умеют самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности.

3. Шкала «Другой – ценность»: 69% старшеклассников признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей (средний уровень), однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей. 69% старшеклассников признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей (средний уровень), однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей. у 20% отсутствует восприятие другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствует уважительное отношение к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно (низкий уровень). у 20% отсутствует восприятие другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствует уважительное отношение к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно (низкий уровень). только 10% старшеклассников имеют ценность восприятия индивидуальности другого человека (высокий уровень). Данная группа старшеклассников имеет способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны. только 10% старшеклассников имеют ценность восприятия индивидуальности другого человека (высокий уровень). Данная группа старшеклассников имеет способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны.

4. Шкала «Общественно полезная деятельность»: 80% старшеклассников понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности (средний уровень); 80% старшеклассников понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности (средний уровень); 14% - не осознают значимость участия каждого отдельного человека в общественно полезной деятельности и не представляют своей роли в ней; они не считают общественно полезную деятельность важной личностной ценностью (низкий уровень); 14% - не осознают значимость участия каждого отдельного человека в общественно полезной деятельности и не представляют своей роли в ней; они не считают общественно полезную деятельность важной личностной ценностью (низкий уровень); только 5% старшеклассников готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность (высокий уровень). только 5% старшеклассников готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность (высокий уровень).

5.Шкала «Ответственность как ценность» 52% старшеклассников осознают важность ответственности как личностного качества, стремятся проявлять ее в своих поступках; Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий (средний уровень); 52% старшеклассников осознают важность ответственности как личностного качества, стремятся проявлять ее в своих поступках; Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий (средний уровень); 24% старшеклассников имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких учащихся преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу; 24% старшеклассников имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких учащихся преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу; 23%учащихся в очень малой степени (низкий уровень) либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения; личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии. 23%учащихся в очень малой степени (низкий уровень) либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения; личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.

Диагностика ценностных ориентаций педагогов школы Данная диагностика проводилась среди учителей школы (32 педагога приняли участие). Цель проведения диагностики: определение уровня базовых ценностей личности. определение уровня базовых ценностей личности.

1. Шкала «Я-ценность»: 50,5% педагогов уделяет собственному «Я» достаточно много внимания (средний уровень), старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения; 50,5% педагогов уделяет собственному «Я» достаточно много внимания (средний уровень), старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения; 49,5% педагогов редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе (низкий уровень). Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самовосприятия и самоуважения. 49,5% педагогов редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе (низкий уровень). Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самовосприятия и самоуважения. ни у одного педагога не оказалось сформированной структуры «Я-ценность», высокой степени позитивного самовосприятия; умения самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности. ни у одного педагога не оказалось сформированной структуры «Я-ценность», высокой степени позитивного самовосприятия; умения самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности.

2. Шкала «Другой – ценность»: 55,5% педагогов признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей (средний уровень), однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей. 55,5% педагогов признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей (средний уровень), однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей. у 4% учителей отсутствует восприятие другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствует уважительное отношение к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно (низкий уровень). у 4% учителей отсутствует восприятие другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствует уважительное отношение к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно (низкий уровень). 40,5% педагогов имеют ценность восприятия индивидуальности другого человека (высокий уровень). Данная группа учителей имеет способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны. 40,5% педагогов имеют ценность восприятия индивидуальности другого человека (высокий уровень). Данная группа учителей имеет способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны.

3. Шкала «Общественно полезная деятельность»: 64% учителей понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности (средний уровень); 64% учителей понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности (средний уровень); 5% - не осознают значимость участия каждого отдельного человека в общественно полезной деятельности и не представляют своей роли в ней; они не считают общественно полезную деятельность важной личностной ценностью (низкий уровень); 5% - не осознают значимость участия каждого отдельного человека в общественно полезной деятельности и не представляют своей роли в ней; они не считают общественно полезную деятельность важной личностной ценностью (низкий уровень); 33,5% учителей готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность (высокий уровень). 33,5% учителей готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность (высокий уровень).

4. Шкала «Ответственность как ценность»: 36,5% учителей осознают важность ответственности как личностного качества, стремятся проявлять ее в своих поступках; Однако не всегда для них бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий (средний уровень); 36,5% учителей осознают важность ответственности как личностного качества, стремятся проявлять ее в своих поступках; Однако не всегда для них бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий (средний уровень); 60% наших педагогов имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких педагогов преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу; 60% наших педагогов имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких педагогов преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу; 4% педагогов в очень малой степени (низкий уровень) либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения; личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии. 4% педагогов в очень малой степени (низкий уровень) либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения; личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.

Качественный анализ показателей указывает в целом на среднюю степень развитости ценностных ориентаций у педагогов (особо низкая степень сформированности таких ценностей как «Я- ценность».) Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на стремление обеспечить развитие высокого уровня личностной культуры учителя. Качественный анализ показателей указывает в целом на среднюю степень развитости ценностных ориентаций у педагогов (особо низкая степень сформированности таких ценностей как «Я- ценность».) Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на стремление обеспечить развитие высокого уровня личностной культуры учителя.

Спасибо за внимание