ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Advertisements

Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Как прокомментировать проблему? Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Электронные учебные материалы Как писать рецензию Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Написание сочинения на ЕГЭ УРОК 2 Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ)
Часть С2. 1 ГИА Сочинение на лингвистическую тему.
Готовимся к ЕГЭ. Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
Транксрипт:

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.

ВИДЫ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФСКИЕ(особенности развития природы, общества, мышления) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ(человек и окружающая среда) СОЦИАЛЬНЫЕ( устройство и жизнь общества) ПОЛИТИЧЕСКИЕ(государственная власть партии, общественные группы) НРАВСТВЕННЫЕ( правила поведения, духовные качества человека)

ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ: 1.СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ АВТОРА В ВИДЕ ЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2.ПОДУМАТЬ, НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 3.ЗАПИСАТЬ ЭТОТ ВОПРОС, КОТОРЫЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМУЛИРОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ.

Как сформулировать проблему текста? АВТОР ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ… АВТОР ЗАТРАГИВАЕТ ВАЖНУЮ ПРОБЛЕМУ… АВТОРА ТЕКСТА ВОЛНУЕТ ПРОБЛЕМА… ПРОБЛЕМА,КОТОРУЮ РАССМАТРИВАЕТ АВТОР,ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО… ПРОБЛЕМУ, КОТОРУЮ ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ НАМ АВТОР, ТАКОВА.. ТЕКСТ Д.С. ЛИХАЧЕВА ЗАСТАВИЛ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ПРОБЛЕМОЙ…

ВОЛНУЮЩЮЮ ВСЕХ НАС ПРОБЛЕМУ…ПОДНИМАЕТ ПИСАТЕЛЬ Д. ГРАНИН. ПРОБЛЕМА, ПОДНИМАЕМАЯ В. СОЛОУХИНЫМ, - ЭТО… Я ДУМАЮ, ЧТО ПРОБЛЕМА, ПОСТАВЛЕННАЯ АВТРОМ, - ЭТО… ПРОБЛЕМА…НЕ МОЖЕТ НЕ ВОЛНОВАТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ЗАДУМАЛСЯ НАД НЕЙ И В. ТЕНДРЯКОВ ЧТО ТАКОЕ..?(В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ..? КАКУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЕТ…?) ЭТУ ВАЖНУЮ ПРОБЛЕМУ ПОДНИМАЕТ АВТОР.

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ- ЭТО РАССУЖДЕНИЯ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА. ВЫДЕЛЯЕМ ДВА ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 1.Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Вопросы, помогающие конкретизировать содержание комментария: *Как, на каком материале автор раскрывает проблему? *На чем заостряет внимание? Почему? * Какие имена(факты, события) упоминает автор? Для чего? * Какие эмоции автора выражены в тексте? * Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? * Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Вопросы, помогающие прокомментировать данную проблему: * К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) * Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? * Как часто мы связываемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? * Почему эта проблема привлекла внимание автора? * Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? * К каким выводам автор подводит читателя? Запомнить: комментарий должен опираться на прочитанный текст

Как оформить комментарий Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том,что… Автор обращает внимание на… Автор особо подчёркивает, что… Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению)… Автор отвергает (осуждает, игнорирует, одобряет, поддерживает)…

Следует обратить внимание на мысль о том, что… Заслуживает внимание высказывание… Автор не случайно использует слово (слова)…упоминает (кого? что? с какой целью?)… Автора волнует… Автор негодует (восхищается, удивляется)… Автора тревожит…

Типичные ошибки при комментировании проблемы: Комментарий подменяется пересказом; Излишне подробно цитируется исходный текст; Выделена одна проблема, а комментируется другая; При анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА Проблема(вопрос) ПОЗИЦИЯ АВТОРА (ответ)

Что такое позиция автора? Позиция автора- это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Выявляя позицию автора в художественном стиле, постарайтесь ответить на вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкректную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию,осуждение - сочувствие, восхищение),дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Как сформулировать позицию автора? Позиция автора такова:… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Моя позиция Аргумент 1 Аргумент 2

Что такое аргументация? Эта часть работы должна строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Такое рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1)тезис ( положение, которое надо доказать); 2)аргументация (доказательства, доводы); 3)вывод (общий итог).

Тезис-это главная мысль, выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Как выделить текст из высказывания? 1)прочитать текст и разделить его на структурные части; 2)ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовок, абзацы),выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса),отделить их от доказательств;

3)соединить смысловыми союзами (если, чтобы, потому что, так что, поскольку) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Тезис «подчиняется» следующим правилам: 1)формулируется чётко и недвусмысленно; 2)не изменяется в течение всего обоснования; 3)его истинность должна быть доказана неопровержимо; 4)доказательства не могут исходить из тезиса.

Тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Что такое аргументация? Эта часть работы должна следовать правилам построения текста-рассуждения. Рассуждение строится по схеме, в которой выделяют три части: 1)тезис (положение, которое надо доказать); 2)аргументация ( доказательства, доводы); 3)вывод (общий итог).

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – всё, что может подтвердить тезис.

АРГУМЕНТАЦИЯ Моя позиция ЛитературныйаргументФактическийаргумент

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?»,а аргументы отвечают:»Потому что…»

Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Иллюстрации(примеры) Иллюстрации(примеры) ВЫВОД

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ? Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Традиционно выделяются три части сочинения: 1)вступление, в котором формулируется проблема текста; 2)основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы; 3)заключение, в котором подводится итог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ проблема комментарий позиция автора моя позиция аргумент 1 аргумент 2 ВЫВО ВВЫЫВВООдВВЫЫВВООд