Урок по обществознанию на тему «Охранять природу – значит охранять жизнь» Цель: познакомиться с экологической моралью, «Золотым правилом морали».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
Advertisements

«Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно» Сенеке.
Родительское собрание на тему:. Поговорим о воспитании, обменяемся мнениями, сделаем определенный вывод. И посмотрим, что же думают ваши дети об этом,
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Свобода и ответственность Модуль «Основы светской этики» Урок 10.
Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо. Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыканты поступают плохо.
Особенный праздник МОУ Лацковская основная общеобразовательная школа Автор: Белова Елена 14 лет.
Проект по теме: Граница между добром и злом
Урок 2. Что такое светская этика. Проверка домашнего задания 1)Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. 2)Проведи интервью с членами.
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Урок 10 Совесть и раскаяние. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Какие свойства человеческой души вы можете назвать? Какие качества человеческой души приближают человека.
© ред. А.И. Колмаков Обществознание, 6 класс Урок 31 С ; творческое задание в тетради Учимся делать добро /практикум/
Человек и природа Брюсова Анна Ученица 6В класса МОУ СОШ 2 г. Калининграда.
Как жить в мире людей? Выполняла ученица 4 «А» Класса Алиева Ламан.
Тема урока: Что такое светская этика Урок составлен учителем начальных классов МОУ «Гимназия 1» г. Чебоксары Шакмаковой Е.Л.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на эту тему? 2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? 3. Если.
Федоровская СОШ1 «Личность учителя и родители – развития творческого взаимодействия»
Урок 15 ОРКиСЭ Модуль « Основы светской этики ». Мораль Моральный выбор Моральный долг Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Система.
L/O/G/O Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
Транксрипт:

Урок по обществознанию на тему «Охранять природу – значит охранять жизнь» Цель: познакомиться с экологической моралью, «Золотым правилом морали».

Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если вы сделали что-то плохое другому человеку, мораль вас осуждает, говорит, что вы совершили злой поступок. А если вы сделаете что-то вредное природе, можно ли сказать, что вы сотворили зло? Можно ли назвать ваш поступок аморальным, безнравственным?

Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется. Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой. Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой. Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по- новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе. Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде. Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

Три главных правила экологической морали: Я лично несу ответственность за сохранение природы. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Жил на свете человек Альберт Швейцер (1875 – 1965) – выдающийся философ и врач, немец по происхождению, хотя жил и трудился не только в Германии, но и во Франции. Это был человек очень одарённый и трудолюбивый, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3-4 часа. Удивительный был у него характер. С самого раннего возраста Альберт стремился к добрым поступкам. Однажды друг позвал его стрелять птиц из рогатки. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал смеяться над ним. И вот когда они уже залегли вблизи дерева с беззаботно поющими птицами, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон, как голос с неба. Он решительно выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Так он исполнил моральное правило «не убивай», применил его по отношению к живым существам. Окончив учёбу в университете, благодаря трудолюбию и упорству Швейцер довольно быстро добился признания, стал известным в Европе философом и музыкантом. И вдруг он резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи, в котором говорилось, что в далёкой Африке очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать туда. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца своей жизни лечил больных. Но Швейцер не мог оставаться только врачом. Поздними вечерами, когда уходил последний больной, садился он писать свои труды по философии и работал почти до утра. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами – благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, - всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает действительно морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.

Домашнее задание: прочитай параграф 20 и ответь на вопросы: Какие особенности характера Швейцера вы можете отметить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехал в Африку? В чём состоит главная мысль его учения?