Из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся по истории и обществознанию Докладчик: учитель истории и обществознания высшей категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Advertisements

Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
Организация исследовательской работы учащихся по обществознанию Чеглакова Татьяна Анатольевна, учитель обществознания МКОУ СОШ с. Всехсвятское Белохолуницкого.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА Козулина М.В., ст. преподаватель кафедры филологического образования СарИПКиПРО.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Миссия методической работы в школе - это создание единого методического пространства по сопровождению и поддержке инновационной деятельности педагогов.
Практическое занятие по разработке программы повышения профессиональной компетентности членов педагогического коллектива «ПРОФЕССИОНАЛ» Муниципальное образовательное.
Курсовая работа как элемент научно-исследовательской работы студентов Пермский филиал МЭСИ Бушмелева М.А.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Программа составлена заместителем директора по УВР Фоминой Т.М. Программа составлена заместителем директора по УВР Фоминой Т.М.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
ПРОГРАММЫ «Система оценки качества образования» МОУ Вознесенской средней общеобразовательной школы.
Транксрипт:

Из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся по истории и обществознанию Докладчик: учитель истории и обществознания высшей категории МОУ «Сумпосадская СОШ» Клементьев Александр Викторович

Актуальность XXI в. – век информационного общества. Человек должен ориентироваться в информационном пространстве, находить, анализировать и представлять информацию 1) В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, обновление школы предполагает ориентацию образования на развитие личности обучающихся, формирование ключевых компетенций. Добиться формирования данных компетенций можно при помощи современных образовательных технологий. 2) Современная система образования ориентирует учителя на организацию самостоятельной деятельности обучающихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебных программ. 3) В условиях приоритета личностно-ориентированных технологий необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения, которые подразумевают сотрудничество учителя и обучающихся. Изменения в системе образования

Проблема снижение мотивации к изучению истории и обществознания сокращение часов на преподавание истории уплотнение исторического времени перенасыщенный стандарт переход к концентру «сложные» учебники

Качество образования Качество образования Путь решения проблемы обращение к организации исследовательской деятельности и проектно-исследовательской технологии Цель работы педагога – активная организация исследовательской деятельности по истории и обществознанию для повышения мотивации к изучению дисциплин и обеспечения качества образования, формирования ключевых компетенций обучающихся, их личностного развития. технология мотивация компетенция

Исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научных работ: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. (А.В. Леонтович)

развитие навыков коммуникативной, познавательной и других видов деятельности; формирование опыта решения исследовательских задач; знакомство с методами исследования; овладение умениями находить, анализировать, критически оценивать, сравнивать и систематизировать информацию; выработка навыков проведения, оформления исследовательской работы и ее публичной защиты; содействие появлению собственных представлений по существу исследуемой проблемы. Авторский элективный курс «Основы исследовательской деятельности» Авторский элективный курс «Основы исследовательской деятельности» Цель курса - развитие ключевых компетенций обучающихся, их личности в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задачи:

знатьуметьиспользовать знания и умения для теоретические и эмпирические методы исследования успешно реализовывать себя в поведении и деятельности взаимодействия с другими людьми и группами людей требования к оформлению результатов работы организовывать исследовательскую деятельность, решать исследовательские задачи совершенствования познавательной деятельности требования к защите исследовательской работы, правила этикета при защите правильно формулировать тему исследования, ставить цели и задачи, обосновывать актуальность темы критического осмысления информации, самостоятельного поиска и анализа полученных знаний пути выхода из проблемных ситуаций при проведении исследования подбирать, сравнивать и критически оценивать источники информации решения практических жизненных проблем важность исследовательской деятельности применять знания в процессе решения исследовательских задач и написания работ продолжения образования на следующих ступенях обучения Требования к результатам освоения программы курса Требования к результатам освоения программы курса

Сетевое взаимодействие Формы сетевого взаимодействия при организации исследовательской деятельности заочная (через дистанционное обучение) очная

Сетевое взаимодействие при участии педагога Сетевое взаимодействие при участии педагога МОУ «Сумпосадская СОШ» МОУ «Пушнинская СОШ» МОУ «Беломорская СОШ 1» МОУ «Беломорская СОШ 3» МОУ «Беломорская ОСОШ»

Обучающиеся получают возможность выбрать специалиста не из своего ОУ, который, на их взгляд, является успешным научным руководителем. Образовательные учреждения могут обмениваться имеющимися у них ресурсами, в частности, организационными и педагогическими. Возможен обоюдный обмен. Кооперация школ обеспечивает их развитие вследствие педагогического взаимовлияния. Сетевое взаимодействие Сильные стороны Сетевое взаимодействие Сильные стороны

Сетевое взаимодействие Сильные стороны Сетевое взаимодействие Сильные стороны Сетевое взаимодействие посредством дистанционного обучения позволяет участникам образовательного процесса самостоятельно планировать дату, время и форму обучения. Обучающиеся получают возможность выбирать образовательную траекторию. Дистанционное обучение предполагает самостоятельную деятельность обучающегося. Однако это не исключает активного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Преподаватель осуществляет сопровождение исследовательской деятельности. Включение обучающихся в исследовательскую деятельность посредством дистанционных образовательных технологий способствует развитию ИКТ- компетентности, создает предпосылки для получения непрерывного образования в течение всей жизни.

Сетевое взаимодействие Риски Сетевое взаимодействие Риски Сотрудничество учителя с другими ОУ может вызывать неодобрение коллег и обучающихся в учреждении – ресурсном центре. Сетевое взаимодействие может вызывать ревность со стороны педагогов, работающих с обучающимися в их родном ОУ. Объектом могут выступать нагрузка, успехи воспитанных ими обучающихся. Таким образом, зачастую не хватает обоюдной заинтересованности педагогов. При отсутствии постоянного очного контакта обучающегося и руководителя последний может не знать некоторых особенностей подопечного, чтобы скорректировать их для успешного проведения исследования и его защиты. Преподаватель может столкнуться с недостаточным стимулированием его деятельности со стороны учреждения, в котором он непосредственно не работает.

Волостной уровень Волостная конференция «Мои открытия» (осень) Волостная конференция «Моя малая Родина» (весна) Муниципальный уровень Муниципальная конференция «Шаг в будущее» (октябрь) Муниципальная конференция «Мое Отечество» (январь) Республиканский уровень Республиканская конференция «Будущее Карелии» (март) (stf.karelia.ru) Федеральный уровень Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в СЗФО РФ (ноябрь) (a-elita.net) Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского (январь-апрель) (vernadsky.info) Всероссийская конференция «Шаг в будущее» (апрель) (step-into-the-future.ru) Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (portfolio.1september.ru) Конференции и фестивали

Общие требования к исследовательской работе Общие требования к исследовательской работе Название исследования должно четко отражать изучаемую проблему. Исследование должно быть актуальным, то есть соответствовать потребностям науки и проблемам сегодняшнего дня. Исследование должно быть локализовано и иметь четкие хронологические рамки. Исследование не должно носить реферативный характер. На работу отводится не более 10 страниц, на приложения – не более 10 страниц. Интервал – 1,5, шрифт Times New Roman. В случае использования научной литературы или источников в тексте необходимы сноски.

Общие требования к структуре исследовательской работы Общие требования к структуре исследовательской работы Титульный лист (название учреждения, название работы, данные об авторе и научном руководителе, место и год выполнения работы) Оглавление Введение (актуальность, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза, методы, обзор источников и литературы) Основная часть (результаты исследования) Заключение (выводы, практическая значимость, перспективы продолжения работы) Список использованной литературы и источников Приложения

Общие требования к защите исследовательской работы Общие требования к защите исследовательской работы Необходимо соблюдать регламент (чаще всего – 10 минут). Текст доклада и текст работы не должны совпадать. В докладе следует представить основные части работы. Особое внимание следует обратить на культуру речи, соблюдение ударений и интонации. Речь докладчика должна быть четкой и понятной. Презентация не должна полностью повторять текст доклада. Задача презентации – сфокусировать внимание на самых главных элементах. Следует избегать использования личных и притяжательных местоимений первого лица единственного числа («я», «моя» и др.) Лучше представлять доклад своими словами, не обращаясь к тексту.

Стендовая защита 1) Отсутствие регламента. 2) Презентацию заменяет стенд. 3) Соотношение текстового и иллюстративного материала на стенде должно быть приблизительно одинаковым.

Средний балл ЕГЭ Выпускники- исследователи Остальные выпускники 2008/2009 (история) /2009 (обществознание) /2010 (история) /2010 (обществознание) 6964 Эффективность Участие в исследовательской деятельности Повышение мотивации к изучению профильных дисциплин 100 % качество знаний, высокие результаты ЕГЭ

Исследовательская деятельность Учебно-познавательная компетенция Коммуникативная компетенция Социокультурная компетенция Информационная компетенция Эффективность Ожидаемый результат – исследовательская компетентность.

2006/ / / /2010 муниципальный уровень число работ (призовые места) 2 (1)2 (0)4 (2)5 (5) республиканский уровень число работ (призовых места) -2 (1) 4 (2) федеральный уровень число работ (призовые места) -1 (0)2 (2)3 (3) Эффективность Участие в исследовательской деятельности Призовые места на конференциях Рост престижа района, ОУ, педагога

Риски Организация исследовательской деятельности отнимает у педагога и обучающихся много дополнительного времени. Стимулирование исследовательской деятельности лишь частично покрывает финансовые и временные затраты педагога. Один педагог не может охватить большое число исследований. Значительная часть обучающихся остается в стороне в условиях, когда большинство других педагогов не ведет исследовательской деятельности. Многие субъекты образовательного процесса считают единственным критерием эффективности исследовательской деятельности призовые места, не признавая другие критерии. В случае неудачного с точки зрения педагога или обучающегося выступления на конференции может произойти внутреннее отторжение исследовательской деятельности.

Предложения (уровень района) Организовать методобъединение или сетевое сообщество научных руководителей, целью которого было бы методическое сопровождение педагогов, расширение числа участников исследовательской деятельности. Развивать кооперацию ОУ в реализации профильного обучения без выделения лидера – ресурсного центра, что позволит дать импульс для развития всех учреждений, объединившихся для этой цели. Провести курсы для научных руководителей и членов жюри на базе МОУ «Беломорский ИМЦО». Преподавать свой предмет педагогов обучали, а вести исследовательскую деятельность - нет. Увеличить до 1500 рублей премию Главы администрации, причитающуюся педагогам, подготовившим призеров и победителей республиканских и всероссийских мероприятий. Более активно поощрять педагогов из стимулирующих фондов ОУ. Должны оцениваться не только призовые места, но и само ведение исследовательской деятельности, участие в мероприятиях. Активно премировать обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью, на уровне ОУ.

формирование ключевых компетенций рост мотивации и качества знаний профессиональный рост педагога призовые места, премии для ОУ, района профессиональное самоопределение обучающегося Выводы Проектно-исследовательская технология Спасибо за внимание!

Ссылки krasnogorsk/Borodina/