Опровержение теории Раскольникова Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше.
Advertisements

1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Опровергает ли Достоевский теорию Раскольникова?
ГОУ РПЛИ городского округа город Кумертау республики Башкортостан Разработка урока по литературе в 10 классе ТЕМА: «Двойники и антиподы Родиона Раскольникова.
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность ". Он, убив старуху, совершает бунт, она,
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Ф.М.Достоевский.Роман "Преступление и наказание" Двойники Раскольникова
Урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Презентация подготовлена Шурыгиной Натальей Юрьевной, учителем ЦО 1927 города Москвы,
Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Проверка знания текста (по 1-2 части) 1.Как зовут Раскольникова? 2.Как зовут его мать? 3.Как зовут его сестру? 4.На каком факультете учился Раскольников?
Ф.М. Достоевский. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Ф.М. Достоевский - явление всемирной литературы - открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Достоевский.
ПРИСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Презентация к уроку литературы в 10 классе: «Роман – предупреждение» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Миронова Н.А. Учитель русского.
Описание Свидригайлова Привлекателен, крепок, свеж, вина не пьёт, выглядит джентльменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то настораживающее в.
Интерактивный тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Разработан преподавателем русского языка и литературы Бираровой С.Х.
Полифонический роман Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку.
МОУ СОШ С УИОП д. Стулово Слободского района Кировской области Презентация «Двойники Раскольникова» Учеников 11 Б класса Кошурниковой Анастасии, Кушковой.
Транксрипт:

Опровержение теории Раскольникова Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой. Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой.

План романа «Преступление и наказание». План романа «Преступление и наказание».

Расчет и случай Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории. Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории.

Непредвиденные жертвы

Когда Раскольников идет на «пробу», он думает только об убийстве старухи- процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной» старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ……….. Когда Раскольников идет на «пробу», он думает только об убийстве старухи- процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной» старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ………..

«Оппоненты Раскольникова» Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео- рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ………,……….., - доводящих до край­ности его взгляды. Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео- рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ………,……….., - доводящих до край­ности его взгляды. Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым?...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд). Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым?...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд).

В.П. Басов в роли Лужина.

Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется Лужин в романе? В связи с чем появляется Лужин в романе? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»? И чём суть «экономической» теории Лужина? И чём суть «экономической» теории Лужина? Почему Лужин боится полиции? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова?

Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком» и «мошенником». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте», потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова. Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком» и «мошенником». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте», потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова.

Свидригайлов Аркадий Иванович. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». А.И. Свидригайлов.

Свидригайлов Аркадий Иванович. В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова? В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету). О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету). Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить» моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по- прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить» моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по- прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

Порфирий Петрович. Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои? Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои? Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав? Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав? Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой? Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой?

Порфирий Петрович С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки- мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной». С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки- мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной».

Правда Сони Мармеладовой. В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони. В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони.

Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей- искуситель. Раскольников – Соне: До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей- искуситель. Раскольников – Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «А коли вы теперь заболеете». «А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Каков результат этого мучительного разговора? Каков результат этого мучительного разговора? Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи? Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи?

С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне? С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне? Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Соня Мармеладова.

«Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи- процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении. «Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи- процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении.

Правда Сони Мармеладовой: каторга Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины. Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины.

План ключевой сцены романа «Преступление и наказание». Набросок лица Сони

Заключение Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением. Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением.

Тесты Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования. Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.итогового тестирования.итогового тестирования.

Кому из героев принадлежит теория «целых кафтанов»? Лужину Лужину Свидригайлову Свидригайлову Порфирию Петровичу Порфирию Петровичу

Кто из героев является «двойником» Раскольникова? Разумихин Разумихин Свидригайлов Свидригайлов Лебезятников Лебезятников

Кто из героев совершил самоубийство? Раскольников Раскольников Катерина Ивановна Катерина Ивановна Свидригайлов Свидригайлов

Когда Раскольников осознал несправедливость своей теории? во время болезни во время болезни во время суда во время суда на каторге на каторге