«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Э. Кант.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем,
Advertisements

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Учитель: Чурилова О.В. МОУ СОШ 6 с.Ольгино 2011г.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка или Обучение русскому языку средствами субъективизации.
Интеллектуальное развитие младших школьников Цупренко Светлана Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 51» г. Улан-Удэ.
Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников на уроках истории и обществознания. Автор Фогилева Марина Константиновна, учитель.
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Обобщение опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ 12 с. Николина Балка Петровского района Ставропольского края.
1 ГОУ СОШ 1692, г. Москва, 2011 г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьника.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
МОУ Скугареевская средняя (полная) общеобразовательная школа Сафиуллина Гульнара Рифкатовна.
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 29 Былинкина И.А.
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Уровень развития личности ребёнка Волченкова М.М уч.год.
Опыт использования игр в младших классах как средства оптимизации учебно - воспитательного процесса Морошкина Н.А. учитель начальных классов МОУ «Гимназия.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Организация личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ученика, ее самоценность,
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ вВ воспитатель: Тарасенко Наталия Валерьевна:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Макарова А.А.,Савельева Е.Н.
Транксрипт:

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Э. Кант.

Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни. В свою очередь общество требует активности и высокого уровня знаний от учащихся. Это будет способствовать безболезненному входу младшего школьника в процесс общественных отношений. Потому что, через задания, упражнения и игры, способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас и раскрывается индивидуальный потенциал младшего школьника.

В рамках гуманизации и индивидуализации образования основные усилия педагогов и психологов направлены на создание образовательной среды развивающего типа, позволяющей снять психологические барьеры в индивидуальном психическом развитии школьника. Ученик становится субъектом образовательной деятельности как процесса развития личности в целом, её телесного, эмоционального, интеллектуального, личностного и духовно-нравственного начал. В связи с этим в настоящее время усиливается интерес к созданию новых методов, программ и систем обучения, которые направлены в первую очередь на общее психическое развитие учащихся, в частности, на их интеллектуальное развитие (особенно в младшем школьном возрасте).

ПРОБЛЕМА: Как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления. Учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся Разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников Моделировать процесс обучения как исследовательскую деятельность учащихся Создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников с разными складами ума.

Психолого – педагогическ ая диагностика учащихся 2 класса Уровень развития психических процессов: Высокий уровень - 10% Средний уровень –65% Ниже среднего – 10% Низкий уровень – 15% Уровень интеллектуального развития: Высокий уровень- 15% Средний уровень– 50% Низкий уровень – 35%

обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Модель процесса формирования интеллектуально- творческих умений младших школьников в учебной деятельности

Технология опыта Система нестандартных и эвристических задач Интеллектуальные разминки Комплексные исследовательские задания Система интеллектуальных заданий по развитию креативности мышления Проблемно- диалогическое обучение Задания без известных ответов

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. 2. Принцип действенного подхода к обучению. 3. Принцип обоснованного ответа. 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Продуктивные задания Сочини сказку про знаки «+», «-», «=». Раскрой тему урока в форме сказки. Задай вопросы по теме урока. Устные Составь и запиши примеры на новый вычислительный прием. Нарисуй предметы одинаковые по форме и разные по трем признакам. Составь опорный сигнал (схему, таблицу) по теме урока. Письменные

Интеллектуальные разминки Может ли при сложении двух чисел получиться ноль? На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? Одна подружка пролезла другой в ушко. Что это? Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? Может ли при вычитании двух чисел получиться ноль? Двое глядят, да двое слушают. Что это? Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? Какое число было три дня назад? Какой день недели будет послезавтра? Какая буква – пятая с начала алфавита? А пятая с конца? Он следит за чистотой и работает с метлой. Кто это?) Назовите компоненты при вычитании. Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось? Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая? Темный цвет кожи от долгого лежания под солнцем? За чем мы едим? По чему утка плавает ?

Система нестандартных задач Виды задач Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление временных, пространственных отношений. Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений. Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Методы решения нестандартных задач арифметический; графический; практический; метод предположения; метод перебора.

Система интеллектуальных заданий для развития креативности мышления. Задания для развития гибкости мышления. Задания для развития оригинальности мышления. Задания для развития беглости мышления. Задания для развития креативности мышления. Задания для развития логического мышления. Задания на установление причинно-следственных связей. Типы и виды творческих задач I. Изобретательская задача. II. Исследовательская задача. III. Конструкторская задача. IV. Прогностическая задача. V. Задачи с достраиваемыми условиями.

Комплексные исследовательские задания Исследо вание числового ряда Исследова ние суммы Исследова ние разности Исследова ние произведе ния Исследова ние частного

Общеучебные универсальные логические действия: сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; подведение под понятие; установление аналогий.

Учебный год Исключение понятий (мышление) Запоминание 10 слов (память) Шифровка (внимание) сентябрьмартсентябрьмартсентябрьмарт класс 5%10%5%10%20%25% класс 15%25%10%25% 35% Результаты психодиагностического исследования высокого уровня сформированности и развития психических процессов Вывод. Данные таблицы показывают положительную динамику уровней развития общих психических процессов.

Вывод: правильное и систематическое использование материалов интеллектуального развития младших школьников повышает общий уровень развития творческого мышления учащихся. Из данных диаграммы видно, что возросли показатели самого высокого и высокого уровней и снизились показатели низкого уровня.

Вывод: при отслеживании развития общеучебных, сложных дидактических умений и навыков творческого потенциала учащихся, наблюдая за динамикой развития, можно сделать вывод, что при системном подходе к данной проблеме это даёт положительные результаты. Данные приведенной гистограммы наглядно показывают рост высокого и среднего уровней при снижении показателей средне-низкого и низкого уровней развития творческого потенциала учащихся класса.

Определена система деятельностного подхода обучения младших школьников; Подбор и разработка системы заданий по формированию интеллектуального развития младших школьников в русле деятельностного подхода; Откорректирована система диагностики по формированию общепредметных умений и навыков.

Сущность представленного опыта состоит в систематизации заданий и упражнений по степени их сложности, в классификации по типу новообразований, появляющихся у детей в ходе развития таких психических процессов как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и интеллект.