Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 11-х классов в форме и по материалам ЕГЭ - 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык. 11 класс Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 11-х классов в форме и по материалам ЕГЭ.
Advertisements

ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Блинов Андрей Иосифович. В связи с необходимостью дифференциации проверки содержания в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в Магдагачинском районе При анализе использованы аналитические и статистические материалы.
Согласование определительного оборота с сочетанием слов («По письмам и мемуарам, написанными современниками А.С. Пушкина, историкам литературы с точностью.
Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
Цели урока: систематизировать и обобщить знания об основных способах словообразования; совершенствовать умения словообразовательного анализа слова; проверить.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Составное именное сказуемое 8 класс 8 класс Презентация Погребняк Н.М.
Комплексный анализ текста (отработка заданий части В ЕГЭ) Словообразование. Морфология. Синтаксис. Средства выразительности.
Омонимия частей речи в современном русском языке Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
Транксрипт:

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 11-х классов в форме и по материалам ЕГЭ

Изменения в КИМ ЕГЭ 2013 года по сравнению с 2012 годом Все основные характеристики работы в целом сохранены. На 30 минут увеличено время выполнения работы. Изменен формат задания А1. Расширен диапазон ответов к заданию А20. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерии К1– К4). См.

Задания ЕГЭ, проверяющие сформированность основных компетенций Готовимся к ЕГЭ Лингвистическая компетенция знания о системе языка, владение основными языковыми понятиями Часть 1 (А) (базовый уровень) Морфология А11 Синтаксис А9-А10 Речеведение А7-А8 Часть 2 (В) (высокий уровень) Словообразование В1 Морфология В2 Синтаксис В3-В6 Речеведение В7-В8

Языковая компетенция владение основными языковыми нормами Часть 1 (А) Часть 3 (С) (базовый уровень) (повышенный уровень) Орфоэпия А1 Грамматические нормы К9 Орфография А13-А19 Орфография К7 Пунктуация А20-А26 Пунктуация К8 Культура речи А2 – А5 Речевые нормы К10-К12 Готовимся к ЕГЭ

Коммуникативная компетенция речевые умения Часть 1 (А) (базовый уровень) Текст. Средства связи предложений в тексте А7 – А8 Информационная обработка текста А27 Понимание содержания текста А28-А29 Понимание лексики текста А30 Готовимся к ЕГЭ

Коммуникативная компетенция Часть 3 (С) (повышенный уровень) Готовимся к ЕГЭ Понимание содержания текста К1 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К2 Отражение позиции автора исходного текста К3 Выражение своего мнения К4 Построение текста К5 Выразительность речи К6

Трудные случаи словообразовательного анализа 1) Наличие в слове приставки и суффикса не всегда обозначает, что слово образовано приставочно- суффиксальным способом. Для того чтобы избежать ошибки при определении способа образования, необходимо правильно выделить производящую основу. беспомощность, поездка, досрочно помощь – беспомощный – беспомощность ездить – поездить - поездка срочный – досрочный – досрочно Внимание! Причастие и деепричастие данным способом не образуются. Необходимо искать какое-нибудь наречие (справа, докрасна) или существительное (подоконник, Подмосковье). Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи словообразовательного анализа 2) Определенную сложность при выполнении тестовых заданий вызывают слова с суффиксом - j -, который на письме обычно выражается при помощи мягкого знака побережье, перепутье, бездорожье берег – побережье путь – перепутье дорога - бездорожье Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи словообразовательного анализа 3) Наибольшее число ошибок вызывает определение бессуффиксного способа словообразования. переход, взлет, выстрел Но если сделать словообразовательный анализ слов, можно убедиться, что производящая основа в данных словах глагольная, уже имеющая приставку: ходить – переходить – переход лететь – взлететь – взлет стрелять – выстрелить - выстрел Готовимся к ЕГЭ

Необходимо помнить, что 1.бессуффиксным способом образуются, как правило, имена существительные; 2.анализируемое слово должно быть производным (например, поиск, забег, сушь, а не первоосновой – глаз, стол, клюв); 3.слово должно обладать словообразовательным значением, которое в аналогичных случаях представлено выраженным, а не нулевым суффиксом, например: переписать – перепись, переписать – переписка; высокий – высь, высокий – высота. Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи словообразовательного анализа 4. Некоторые затруднения вызывает анализ словообразования сложных слов. В таких случаях необходимо составить словообразовательную цепочку. одновременно, пароходство, вертолетный временный – одновременный - одновременно ходить под паром – пароход – пароходство вертикально летать – вертолет – вертолетный Готовимся к ЕГЭ

Типология заданий по лексике и фразеологии Типология заданий ЕГЭ по данному разделу разнообразна. А2 – употребление паронимов А12 – определение лексического значения слова А30 – нахождение фразеологизмов, синонимов, антонимов В8 – определение лексических средств выразительности К10 – соблюдение речевых норм русского языка Готовимся к ЕГЭ

Методические рекомендации Важно правильно организовать повторение, разбив теоретический материал на четыре основных раздела: «Слово и его значение» (синонимы, антонимы, омонимы) «Паронимы» «Фразеологические единицы» «Лексические нормы русского языка» Готовимся к ЕГЭ

Типичные речевые ошибки в С1 употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учета его точного лексического значения); нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова; смешение паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов и др. Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи морфологического анализа Задания по морфологии есть как на базовом уровне в первой части работы (А11), так и на высоком - во второй части работы (В2). Оба задания проверяют знания и умения в области морфологии на основе текста. Низкий процент выполнения заданий по морфологии можно объяснить двумя факторами: многие школьники считают «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивают системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно; у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения. Готовимся к ЕГЭ

Типичные ошибки в заданиях по морфологии неверное определение особых форм глагола; неверное определение разрядов местоимений; неверное определение степеней сравнения прилагательного и наречия; неверное определение производных предлогов, частиц и союзов; неправильное определение границ производных предлогов; особую сложность вызывают морфологические омонимы. Готовимся к ЕГЭ

Омонимия знаменательных частей речи 1. Переход в имена существительные слов знаменательных частей речи: прилагательных: больной человек – больной пришел на прием; мороженое мясо – вкусное мороженое; столовая посуда - просторная столовая; причастий: пассажиры, встречающие поезд; Встречающие вышли на перрон; местоимений (притяжательных): Мой сын уехал отдыхать к морю. - А мой вчера из деревни вернулся. числительных: Двое медвежат бежали за медведицей. – Двое о чем-то разговаривали. Готовимся к ЕГЭ

Омонимия знаменательных частей речи Готовимся к ЕГЭ 2. Переход в наречия: существительных: мы позвоним вам завтра; - наше завтра будет прекрасно; пожертвовать вечером для подготовки к зачету – встретиться вечером; деепричастий: разговаривать, лежа на диване – вредно читать лежа

Переход знаменательных частей речи в служебные 1. Переход в предлоги: существительных: в течении реки – в течение вечера; в продолжении романа – в продолжение лекции; наречий: наклеить вдоль – вдоль дороги, смотреть вокруг – вокруг дома; деепричастий: гости расходились, благодаря хозяев – благодаря дождю расцвели цветы Готовимся к ЕГЭ

Переход знаменательных частей речи в служебные 2. Переход в союзы: наречий: Надо точно измерить. – Мы говорили не останавливаясь, точно были много лет знакомы; местоимений: Я знаю, что удерживает тебя здесь. – Он сообщил, что завтра уедет. Готовимся к ЕГЭ

Переход знаменательных частей речи в служебные 3. Переход в частицы: наречий: сядь прямо – ты прямо герой; решил задачу просто – просто он не знал об этом Русский язык. 11 класс

Трудные случаи синтаксического анализа Определение грамматической основы Подлежащее может быть выражено словосочетанием: В настоящее время несколько миллионов людей пользуются информационными услугами Интернет. Подлежащим в придаточном предложении может являться союзное слово, выраженное относительным местоимением: Все, что лежало вокруг, было чужим. В предложении могут быть однородные подлежащие или сказуемые: Условия рынка и растущий спрос потребителей позволяют прогнозировать существенное увеличение товарооборота Готовимся к ЕГЭ

Определение грамматической основы Указанное предложение может быть односоставным (т.е. будет только один главный член): Ночь. Тишина. На улице смеркается. Хочется лечь спать. В рамках физики у данной проблемы нет решения. Составное сказуемое (глагольное или именное) должно быть правильно обозначено: В.И. Далю пришлось побывать во многих уголках русской земли, и всюду он записывал не только слова, но и песни, пословицы, загадки. Инициатором первой мировой войны стала Великобритания. Наибольшее затруднение представляет определение именной части составного сказуемого Готовимся к ЕГЭ

Способы выражения именной части 1. Существительное: Проза, когда она достигает совершенства, является по существу подлинной поэзией. 2. Полные прилагательные в Им.п. и Тв.п : Он был сердитый. Он был с хитрецой. Ночь казалась мне удивительной и прекрасной. 3. Числительное: Я шел третьим по списку. 4. Местоимение: Фонарик у меня был свой. Теперь все это станет моим. 5. Наречие: Думаю, платье будет ей впору. 6. Междометие: Взгляд её – ой-ой-ой! 7. Причастие: Здание было не отремонтировано. 8.Синтаксически цельное словосочетание: Вечером море было черного цвета. Готовимся к ЕГЭ

Определение типа подчинительной связи в словосочетании (В3) Не являются словосочетаниями: 1.Подлежащее и сказуемое: Дождь идет. 2.Неделимые сочетания слов, которые в предложении выполняют роль одного члена: (анютины глазки, несколько дней, Новый год). 3.Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: возле (предлог) сада, также (союз)смеялся, будто (частица) в сказке. 4.Частица при глаголе: пусть говорят. 5.Составные формы слов (сравнительная степень наречий и прилагательных: всех лучше, более смелый; сложное будущее время глаголов: будет делать, сост. глагольное сказуемое: начал петь; сост. именное сказуемое: считался погибшим). 6.Сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, задрав нос, попасть впросак). 7. Вводные словосочетания: иначе говоря, попросту сказать, может быть... Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи определения односоставных предложений (В4) 1) Неумение различать односоставные и двусоставные неполные предложения. В односоставных предложениях функцию грамматической основы выполняет один главный член предложения: Не гляди же с тоской на дорогу. В неполных предложениях пропущенные члены могут быть восстановлены из контекста, например: Сбежались отовсюду облака. Окружили, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую сторону. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. Готовимся к ЕГЭ

2) Неправильное определение вида односоставного предложения. Неправильная характеристика безличных односоставных предложений, в которых сказуемое выражено инфинитивом или словом категории состояния : Вам меня не понять. Мне грустно оттого, что весело тебе. Неумение различать безличные и неопределенно-личные предложения: Во время бури у нас сорвало обе мачты и все паруса. Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи определения обособленных второстепенных членов предложения (В5) Наибольший процент ошибок в выполнении этого задания связан с определением следующих конструкций: 1) необособленное распространенное согласованное определение Две мужественные женщины спасли целую библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия. 2) обособленное дополнение Не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлестывает и уголовная лексика. 3) обособленное приложение В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов - «опасность» и «возможность». Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи определения типов придаточных в сложноподчиненном предложении (В6) При определении типа придаточного предложения важно не только сопоставить союз и тип придаточного, но и правильно установить смысловые отношения между главным и придаточным предложением. Дедушка прошел в отведенную ему комнату (какую?), откуда и не выходил до утра следующего дня. (определительное). На седьмые сутки похода Алексей знал (что?), откуда донеслись до него ночью звуки отдаленного боя. (изъяснительное). Там (где?), откуда он был родом, существовали совсем другие обычаи. (придаточное места). Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи определения типа подчинения придаточных (В6) Наибольшее количество ошибок связано с определением : 1) последовательного присоединения придаточных, если одно придаточное находится внутри другого: Доктор сказал больному, что если он хочет быстрее поправиться, то ему следует переменить климат. 2) однородного присоединения придаточных, если в предложении один союз на два придаточных. Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты. Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи определения вида связи предложений в тексте (В7) Минимальный результат фиксировался при выполнении тех заданий, в которых средством связи предложения с предыдущим или последующим являются указательное местоимение и контекстные синонимы, притяжательные местоимения, формы одного и того же слова (из Аналитического отчета ФИПИ) Ошибки при выполнении задания связаны со следующим: 1. Неверная морфологическая характеристика слова, являющегося средством связи. 2. Неправильное определение разряда местоимений как средства связи. 3. Трудности при определении двух или трех средств связи (синтаксическое, морфологическое и лексическое). 4. Трудности в определении противительного союза же, находящегося в середине предложения, а не в его начале. Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи определения средств выразительности (В8) 1. Неумение определять различия тропов и стилистических фигур речи. В тексте используется большое количество тропов: ___ («драматическая нота», «губительное отсутствие», «духовные истоки») и ___ («горькая чаша изгнанничества», «крестный путь», «процветание поэзии»). Яркую эмоциональность тексту придает такое синтаксическое средство выразительности, как ___ (предложение 4). Готовимся к ЕГЭ

Трудные случаи определения средств выразительности (В8) 2. Ошибки в определении сравнения. Сравнение может быть выражено: формой творительного падежа существительного: Пыль стояла столбом (стояла, как столб) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: А царевна все ж милее, всех румяней и белее; при помощи слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь; отрицательной конструкцией: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. Готовимся к ЕГЭ

3. Неумение различать эпитеты и метафору. Под эпитетом обычно подразумевается образное определение предмета, выраженное прилагательным или причастием: золотая осень, необузданная роскошь, доверчивые глаза. Необходимо отличать от них прилагательные и причастия, которые определяют признаки существительных на основе прямого значения слова: золотой браслет, необузданная лошадь, доверчивый человек. Метафора предполагает образный перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства: тоска гложет сердце, снесенная военным шквалом, бить в колокол тревоги. Готовимся к ЕГЭ

4. Неумение определять риторический вопрос и вопросно-ответную форму изложения. Риторические вопросы привлекают внимание к проблеме: Не станет ли жизнь в Интернете своеобразной социальной нормой? Кто будет заселять нашу страну через десять- двадцать лет? Лицемеры, живущие сразу в нескольких виртуальных мирах? Или несчастные люди, спрятавшиеся от реальной жизни во Всемирной паутине? Вопросно-ответная форма изложения представляет собой своеобразный диалог (вопрос – ответ): Что такое Интернет? Некое гигантское скопище информации. В него можно «войти», что-то оттуда «скачать» и спокойно «выйти» - забыть о его существовании до следующего раза. Готовимся к ЕГЭ

5. Ошибки в определении градации. Важно не перепутать такой синтаксический прием, как использование рядов однородных членов и градацию. Градацией называют такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение. Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, то он и на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (ряд однородных членов). Главная жизненная задача должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной (градация). Готовимся к ЕГЭ

6. Определение парцелляции Парцелляция – это намеренное нарушение границ предложения, когда одно предложение разбивается на две или несколько синтаксических единиц. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. 3апоздалым раскаянием.

Спасибо за внимание!