МЕТОД ПРОЕКТОВ Составила зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов Гайша Ирина Владимировна
К ИСТОРИИ ВОПРОСА Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Х.Килпатриком. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось. В настоящее время метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ Метод проектов (от греч. - путь исследования) - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ИГРО - РОЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, моделирования ожидаемых результатов. Они подчинены логике исследования и соответствуют его структуре.
ПРОЕКТ "ИССЛЕДОВАНИЕ ПОГОДЫ " Предметы: география, информатика. Техническое обеспечение: программа ЭТ Microsoft Excel. Идея проекта. В течение месяца учащиеся следят за показателями погоды. Затем эти данные вводятся в электронные таблицы для последующего всестороннего анализа. Типология проекта. По доминирующей в проекте деятельности - исследовательский. По предметно-содержательной области - межпредметный. По характеру координации проекта - с открытой, явной координацией. По характеру контактов - внутренний. По количеству участников - групповой. По продолжительности выполнения - средней продолжительности (1,5 месяца). Цели проекта. Формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, привитие исследовательских навыков; формирование умений установления соответствия между явлениями, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.
Представление проекта в электронном виде
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности. Она только намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов требует продуманной структуры в виде сценария или программы. Например, проект "Составление тематического кроссворда"
ИГРО - РОЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта и особенностью решаемой проблемы. Например, проект "Планирование городского парка"
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Например, проект "Планирование городского парка"
Метод проекта Цель Технологическая схема Ведущие принципы Форм продуктов проектной деятельности Оформление проектной папки
ЦЕЛЬ проявить (выявить) и развить СПОСОБНОСТЬ УЧЕНИКА К САМОИЗМЕНЕНИЮ, САМООРГАНИЗАЦИИ посредством системы заданий проектов разного типа на основе компьютерных и иных технологий
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ гармоничное сочетание и согласованность предметного содержания и операционных возможностей использования различных средств. пошаговое развитие способностей ученика ориентация результата технологий на присвоение ученикам новых способов действий. соблюдение субъект-субъективного типа отношений в совместно раздельной деятельности педагога и ученика.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов представления конечных результатов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов различными средствами. выводы, выдвижение новых проблем исследования. Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ атлас, карта видеофильм выставка газета, журнал законопроект игра коллекция костюм мультимедийный проект
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ постановка праздник прогноз система школьного самоуправления справочник учебное пособие экскурсия
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ паспорт проекта планы выполнения проекта и отдельных этапов промежуточный отчет вся собранная информация по теме результаты исследований и анализа записи всех идей, гипотез и решений краткое описание всех проблем эскизы, чертежи, наброски продукта материалы к презентации
ЧТО ДАЁТ МЕТОД ПРОЕКТОВ УЧАЩИМСЯ? позволяет удовлетворять собственные интересы; позволяет решать значимые личностные проблемы; формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми; способствует повышению мотивации к учению; способствует решению учебных затруднений; стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности.
УЧИТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК МЕТОДА ПРОЕКТОВ Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижения Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях Консультант, организующий доступ к информационным ресурсам Руководитель( особенно в вопросах планирования времени) Организатор обсуждения различных способов преодоления трудностей Координатор групповых проектов Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Понятие «проект» еще не осмыслено до конца. Но уже ясно, что проект многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. И актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы. Делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя – предметники могут использовать как на уроке, так во внеурочной и внеклассной работе.