Темперамент -это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации родителям по воспитанию детей с учетом типа темперамента Педагог-психолог: Кузина К.С.
Advertisements

Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Темпераменты. Темпераменты - Темперамент: определение из словаря Ефремовой 1) Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой.
Тема урока: «Психологические особенности человека и общение»
В характере персонажей мультфильма, а это - Попугай, Мартышка, Слоненок, Удав, наглядно прописаны различные типовые особенности. Несомненно, эти типы.
МОУДОД Сусанинская ДШИ Директор А.В.Иванова. Цель: научиться стимулировать мотивацию ребёнка обучению.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ – СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА.
Природные свойства нервной системы.. Цель урока: Раскрыть понятия «темперамент», «характер» Научить определять тип темперамента Познакомить с проявлением.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАС: Хорошее ли у вас настроение? Охотно ли вы примите участие в работе семинара? Что для вас «дети»?
Виды темпераментов. темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека,
Тема: Психологический портрет и самооценка личности Цель: изучение психологического портрета личности и самооценка подростков.
Задание 1. Описание темперамента. Характеристика героев сказки веселая, энергичная подвижная, возбудимая, страстная, настойчивая, общительная, Вспыльчивая,
Районная научная конференция молодых исследователей программы «Шаг в будущее 2010» Исследовательская работа на тему: «Влияние темперамента на игровые амплуа.
«Я УЖЕ ДЕТСАДОВЕЦ!» Памятка для родителей Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много:
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Темперамент – что это? Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических.
Транксрипт:

Темперамент -это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.

Особенности проявления темперамента в детском возрасте Особенности высшей нервной деятельности (далее ВНД) у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчеркивал И.П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивал, что черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. У взрослых людей они могут маскироваться чертами характера. Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения. Следует обращать внимание на общую активность, подвижность и эмоциональность ребенка.

Каждый тип темперамента имеет положительные черты и черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Задача взрослого – использовать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны.

Дети-холерики (Петрушка) Ребенок возбудимого типа имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка-холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, крошка на простыне вызывают неудержимый, до посинения, плач. Так же ярко маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; все поведение отличается выраженной направленностью ребенок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими по­требностями, желаниями и при этом проявляет завид­ную энергию, упорство. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми.

Дети-холерики (Петрушка) Все что требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и наоборот ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведенного дня ребенок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Дети-сангвиники (Жихарка) Дети спокойного типа, с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей-холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребенка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Дети-сангвиники также общительны и разговорчивы. Они могут долго говорить без умолку, задавать множество вопросов и тут же комментировать их - это не просто детский лепет, это мысли вслух, в которых нуждается сангвиник. После общения с другими людьми сангвиники обычно активны и деятельны. В целом, эти дети производят впечатление отзывчивых, открытых, жизнерадостных, непринужденных людей. Но, как отмечают многие родители, такого ребенка трудно чем-то надолго увлечь, заинтересовать, а еще труднее оставить одного без внимания взрослых. Он не любит находиться один. Чаще всего он там же, где много народу. Особенность сангвиников их легкая приспособляемость к любым условиям.

Дети-сангвиники (Жихарка) Нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью. Он способен быстро переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. В то же время эта пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Основное свойство маленького сангвиника неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком-сангвиником формирование у него настойчивости. Сангвиник быстро устает от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия (а они неизбежны в любой деятельности), он стремится прекратить эту деятельность.

Дети-флегматики (Панталоне) Ребенок имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись лежит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети-флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, не знакомым для него делом.

Дети-флегматики (Панталоне) Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа воспринимает не сразу. Поступление в детсад связано некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстается с родителями, не принимает участия в играх детей. Флегматики неуютно чувствуют себя в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми. В привычной обстановке ребенок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно и аккуратно Положительные стороны это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Дети-меланхолики (Пьеро, Несмеяна) Дети со слабой нервной системой, отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. У этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Это милые, обаятельные и легко ранимые малыши. Меланхолик это тип ребенка, о котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость.

Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность основные недостатки ребёнка-меланхолика. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость инте­ресов, привязанностей, привычек. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду.

Помимо так называемых чистых типов темперамента встречаются еще и смешанные. Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка. «В процессе воспитания, писал Б.М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Правила общения с детьми различных типов темперамента С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что взрослым самим потребуется немалое терпения и такта. С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.

Правила общения с детьми различных типов темперамента Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, родители могут также учить его фантазировать и сочинять. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Взрослым следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

Правила общения с детьми различных типов темперамента Темперамент ребенка необходимо учитывать не только при общении с ним и выборе игр, но и в некоторых других ситуациях: например, при организации детского уголка. Флегматикам и меланхоликам необходимо чуть больше пространства, чем холерикам и сангвиникам. Если холерики и сангвиники могут спокойно переносить шум в доме, постоянное звучание приемника или телевизора, то флегматики и меланхолики могут быстро утомиться, и у них, вероятно, появится желание немного побыть в тишине. В группе детского сада для таких детей желательно устроить «уголок уединения», где они смогут побыть в одиночестве, устав от шумных и беспокойных сверстников.

Правила общения с детьми различных типов темперамента. Немало проблем доставляют взрослым эмоциональные вспышки ребенка (внезапные капризы, проявления агрессии, слезы безо всякой причины и др.). Это в большей степени свойственно меланхоликам и холерикам. В такие минуты можно воспользоваться рекомендациями М. Ш. Курчинки. Она советует больше наблюдать за поведенческими проявлениями детей и учиться воздействовать на ребенка до того, как он расплачется или сильно разозлится. Ребенка можно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Чтобы избежать многочисленных конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка, взрослые могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуты, когда ребенок перевозбудился, его желательно отвести в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж или просто тихонечко посидеть рядом. Общаясь с эмоциональными детьми следует учиться контролировать и свои собственные эмоции. Прежде чем закричать на ребенка или в грубой форме сказать ему что-либо, стоит на минуточку остановиться, сосчитать до 10 или сделать 34 глубоких вдоха, а потом задуматься о том, насколько эффективны подобные меры воспитания

Как разговаривать с ребенком, учитывая его тип темперамента. Общаясь с ребенком, следует соотносить темп своих движений с типом темперамента малыша. Одевая меланхолика или флегматика, лучше не делать слишком быстрых движений это может не понравиться ребенку и даже спровоцировать его на капризы. А сангвиники и холерики устанут долго ждать, пока неторопливый взрослый в очередной раз поправит шарф и при этом с кем-то поговорит. В этом случае холерик может проявить агрессию, а сангвиник потерять всякий интерес к долгожданной прогулке. Темп и интонации речи взрослого также должны строиться в соответствии с типом темперамента малыша, особенно в критические минуты, когда ребенок проявляет упрямство или недовольство безо всякой видимой на то причины. Темп и интонация голоса это сильные инструменты педагогического воздействия. Общаясь с ребенком раннего возраста, порой важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента.

Как разговаривать с ребенком, учитывая его тип темперамента. В общении с холериком и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи, а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный. При этом, общаясь с холериком и меланхоликом, особенно в «трудные» минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не перевозбудить ребенка, а общаясь с сангвиником и флегматиком, речь может быть более эмоциональной, чтобы увлечь, отвлечь или заинтересовать ребенка.

Многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Например, если взрослый обладает холерическим типом темперамента, а ребенок является меланхоликом, то скорее всего, взрослого будет раздражать темп жизни, удобный для ребенка. Взрослый станет подгонять ребенка: «Ешь скорее. Одевайся быстро!» Ребенок же при всем своем желании не сможет соответствовать этим требованиям. Результатом будут: всё возрастающее раздражение и недовольство ребенком и детские капризы. Разрешить противоречия может только чуткое отношение к ребенку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента: важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки; обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки); необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый); целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное показать ребёнку конечный результат добросовестных действий; важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности; учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов Если у детей преобладают черты холерического темперамента: с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка; говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров; целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение все должно быть в меру. За два часа до сна только спокойные игры и занятия; необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка все что требует усидчивости; воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться); приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать; необходимо строго соблюдать режим дня.

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов Если у детей преобладают черты флегматического темперамента: нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка; не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий; следует чаще хвалить его за скорые действия; необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера; следует побуждать ребёнка к движению (гимнас­тика, подвижные игры, плавание, бег); побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию активизировать его; нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности; привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента: нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку; нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки; целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно; ребенку полезно заниматься спортом; необходимо разнообразить жизнь ребенка; надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми; важно развивать у него общительность; необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Список литературы: Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.- М.,1991 Ильина М.Н. Тесты для детей.- М., 1997 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.-М.,1981 Титаренко Т.М. такие разные дети.- К.,1989 Презентация выполнена педагогом-психологом Семеновой С.В.