Омонимия слов разных частей речи Границы моего языка означают границы моего мира. ( Людвиг Витгенштейн (1889-1951), австрийский философ и логик) Старшова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Страна Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение.
Advertisements

Т ЕМА : ОМОНИМЫ. ЦЕЛИ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ ОМОНИМ И ПАРОНИМ ; РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЁ, ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ.
ОМОНИМЫ СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ. Продолжи фразу… Лексика-это Лексикология-это……………………………… Лексическое значение слова-это…..
1 вариант Этот ключ легко открывает замок. На грядке рос зелёный лук. На плече у Ани густая и красивая коса. Составьте предложения со словами «ключ», «лук»,
ОМОНИМЫ Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ, НО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ.
1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. 2) Главный смысл слова, о котором мы думаем, когда его произносим, - это … 3) Слова,
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
Русский язык с увлечением Рабочая тетрадь по русскому языку «Омонимы» Выполнила: Кужабаева Зарина.
Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия.
ПОДГОТОВИЛА: Васильева Анастасия Сергеевна ПСИХОЛОГ-ПЕДАГОГ МБОУ Пестриковская СОШ.
Урок русского языка во 2 классе Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 7: Павлюкова Н.Е.
ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ Выполнила В. И.. Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. - Из чего печь-то? Муки нету.
Составила учитель начальных классов: Кулинченко И.Н.
ТИПЫ ОМОНИМОВ ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.. Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля);
Гиперссылки: «Омонимы», «Прямое и переносное значение», «Синонимы», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное», «Антонимы» Зуева Татьяна.
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах. ЗАДАЧИ: развитие умения формулировать определение понятий; формировать умения работы со словарями; научить.
Местоимение 2 класс Мозговая атака облако Египет метро ёжик магазин обед берёза.
Решили они испечь колобок. Замесила бабка тесто, слепила колобок и поставила его в печь.
1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы.
Транксрипт:

Омонимия слов разных частей речи Границы моего языка означают границы моего мира. ( Людвиг Витгенштейн ( ), австрийский философ и логик) Старшова Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 35» г. Чебоксары

Ключ к тесту 1)a, c, e, f, g; 2)b; 3)b; 4)a; 5)c; 6)a; 7)d; 8)c; 9)c. Нормы оценки Количество верных ответов Оценка УЭ-1

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка ск..зал: –А у меня дома овсянка! –П..думаешь,– сказал Матвей,– у меня дома то(же) овсянка. –Люблю я овсянку!– добавил Сашка. –И я люблю!– ск..зал Матвей. –Она ж..лтая, кр..сивая такая! –И вкус(?)ная. Особенно с молоком! –Как это – вкусная! Как это – с молоком?– уд..вился Сашка. –Да так. А еще хороша с маслом или сахаром. –Да ты про что говоришь?!– вспл..снул руками Сашка. –Как это – про что? Про овсянку!– ответил Матвей. –Про какую овсянку? –Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? –И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду ж..ла и песни пела. –Каша песни пела?– изумился Матвей. –Какая каша? Не каша, а птица. Не слыхал про такую, что(ли)? Айда ко мне – мою овсянку слушать. –Айда!– согл..сился Матвей.– А потом ко мне – мою овсянку кушать! УЭ-2

Омонимы Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению: ключ (родник) – ключ (дверной). УЭ-2

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним. Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. Он купил ириску, решил ее не есть, Но как не съесть ириску, когда ириска есть. УЭ-2

В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой, Все утро дождик ш..л косой. Доч(?) грома – капля-егоза, К..нчая свой высотный путь, Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за, В л..цо з..мли боясь взгл..нуть. Ск..льзнув с н..бесного стекла, В ладонь цв..тка она стекла. УЭ-3

Омоформы Слова, совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах: печь (существительное) – печь (глагол). УЭ-3

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи. Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. УЭ-3

В полуде(нн,н)ый зной на Сене Я искал напрасно сени, Вспомнив Волгу, где на сене Лежа слушал песню Сени: «Ах, вы, сени, мои сени». УЭ-4

Омофоны Слова, одинаково звучащие, но имеющие разные написания: плот – плод. УЭ-4

Найдите омофоны, объясните их написание. Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. Не под дождем – Постоим да подождем. Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? Лет до ста расти нам без старости. Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. Злато, злато! Сколько от тебя зла-то! УЭ-4

Серая ворона ч..рного ворона Утром ругала, пр..сев на суч..к, Новость о том ра..несли во все стороны Сплетницы-кумушки – Сорок сорок. УЭ-5

Омографы Слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению: за́мок – замо́к. УЭ-5

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу. Чай пили в саду. – Пили скорей дрова. Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам! Взбей яичные белки, И печенье испеки. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни. Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги. Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги. В дом войти никто не мог: На двери висел замок. Я песок руками рою, Королевский замок строю. УЭ-5

Заполните лист контроля: выполните оставшиеся пункты заданий УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4, УЭ-5; поставьте в таблицу оценку за свою активность на уроке. Достигнуты ли вами цели урока? Как вы оцените свою активность на уроке? УЭ-6

Домашнее задание: написать мини- сочинение на тему «Богатство и разнообразие русской лексики», употребив в нем все рассмотренные на уроке языковые факты: омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Создавая сочинение, используйте материал урока или свои наблюдения.

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. (Сергей Довлатов, русский писатель)